Домой Общество Приплывет ли к нам символ Рыбинска?

Приплывет ли к нам символ Рыбинска?

0

В августе на общественных обсуждениях пятилетнего плана развития города глава Рыбинска Дмитрий Рудаков заявил о необходимости восстановить один из городских символов — волжский дебаркадер. Его предшественник отслужил в качестве плавучего речного вокзала свыше полувека.

Родом из города мастеров

Похожий на огромный терем рыбинский дебаркадер появился на свет в Городце — городе нижегородских мастеров, которые испокон веков славились работой с деревом идеревянной резьбой. Городецкая судоверфь — колыбель всех дебаркадеров, служивших пристаням в волжских городах, от Калинина до Астрахани, а также на Оке и Каме. Наш милый родной дебаркадер ДЖ-18 проекта 818 — с двухпалубной деревянной надстройкой на железобетонном понтоне с длиной корпуса 65 метров — построен в 1958 году.

Он изначально нес службу в Рыбинске. По прибытию дебаркадер установили на Волге напротив Старой (Лоцманской) биржи. Именно там в начале 1960-х годов он стал принимать скоростные суда на подводных крыльях — «Ракеты» и «Метеоры». С конца 1980-х годов и до навигации 2007 года дебаркадер располагался за Волжским мостом, где сейчас причал No2.

Я живу в Рыбинске с 1986 года и хорошо помню, что на нижней палубе плавучего речного вокзала располагались причал, зал ожидания с билетной кассой и магазин по продаже сувениров, диспетчерский пункт и пункт водной милиции, туалет, верхняя палуба использовалась под ресторан «Поплавок». До чего же вкусно там кормили!

На доске остануся, с милым не расстанусь я

Удалая частушка отражала ситуацию с дебаркадером в начале «нулевых» годов. Без ремонта он обветшал. На второй палубе, где, гуляя в ресторане, раньше лихо плясали, стало опасно шагнуть, потому что пол мог провалиться. Доступ туда был запрещен. На нижней палубе были закрыты магазин, зал ожидания и туалет.

Весной 2005 года дебаркадер, находившийся на зимней стоянке в затоне в Переборском заливе, дал крен. Оказалось, что он получил от льдин пробоину ниже ватерлинии, и внутрь понтона стала поступать вода. Воду откачали с помощью помп, пробоину заделали. Навигацию дебаркадер выдержал. Осенью того же 2005 года дебаркадер мог затонуть при буксировании на зимовку в затон. В рыбинском шлюзе его таранила несамоходная баржа. К счастью, корпус выдержал удар.

Российский речной регистр (учредитель — Министерство транспорта РФ), со «скрипом» выдававший разрешение на ограниченное использование дебаркадера в навигацию, после этих ЧП намеревался запретить его дальнейшее применение.

Вторая жизнь дебаркадера

Глава Рыбинска Евгений Сдвижков расценил это как серьезный удар по имиджу и бюджету города! Он распорядился принять дебаркадер от нерасторопных речников в муниципальную собственность.

По контракту с городской администрацией специалисты ООО «Рыбинская ЭРБ флота» капитально отремонтировали дебаркадер, установили его на место, выполнили монтаж понтона, переходного мостика и аппарели.

В конце мая 2007 года, за год до своего пятидесятилетия, обновленный дебаркадер вернулся к исполнению обязанностей рыбинской пристани.

Он чудесно смотрелся в компании с Новой и Старой хлебными биржами, памятником Бурлаку и смотровой площадкой со скульптурой поэта Льва Ошанина. С палубы дебаркадера начиналась туристическая тропа в исторический Рыбинск. При главе Рыбинска Юрии Ласточкине верхняя палуба дебаркадера стала летним Музеем рыбы, выставочным залом и магазином по продаже сувениров. Строились планы развития рыбинского дебаркадера как туристического объекта. Увы, не сложилось…

Сгоревшие надежды

26 ноября 2011 года наш дебаркадер сгорел в затоне в Переборах. Его деревянная надстройка превратилась в груду головешек. Пожар случился по недосмотру персонала. Расследование показало, что пламя разгорелось из искры, вылетевшей из печки-буржуйки.

— Дебаркадер необходимо восстановить. Он будет не хуже, — глава Рыбинска Юрий Ласточкин был настроен решительно, но арест в октябре 2013 года помешал ему сдержать слово.

Рыбинский дебаркадер оказался последним плавучим речным вокзалом на Волге.

Остальные к тому времени сгнили в затонах или пошли на дрова. Повезло однотипному ярославскому дебаркадеру, построенному в Городце в 1963 году. В Ярославле он используется как гостиница «Жемчужина» на Волге. В Костроме с 2011 года используется как ресторан, спортзал и магазин спорттоваров под названием «Старая пристань» реконструированный 45-метровый дебаркадер.

Поживем — увидим дебаркадер

От дебаркадера сохранился железобетонный понтон — с 2012 года он функционировал в навигацию как муниципальный причал для речных судов. В 2015 году его арендовала фирма «КОНТ» из Санкт-Петербурга.

Эта же фирма выступила инвестором по сооружению стационарного речного причала на металлических сваях с деревянным настилом. Его протяженность — 86 метров, два уровня приема пассажиров с речных судов (перепад 1,5 метра) в зависимости от полноводности реки.

2 июля 2018 года к новому причалу в Рыбинске пришвартовались первые круизные теплоходы — трехпалубный «Космонавт Гагарин» и четырехпалубный «Дмитрий Фурманов». Так в нашем городе возобновился прием речных туристических судов.

5 августа этого года на общественных обсуждениях в БИЦ «Радуга» обсуждался проект плана развития города на 5 лет. Из туристических приоритетов глава Рыбинска Дмитрий Рудаков назвал восстановление дебаркадера:

— Продают городецкий дебаркадер, построенный точно по такому же проекту, как был в Рыбинске. Разговор с каждым инвестором начинаю с предложения приобрести дебаркадер. В разговорах с людьми я вижу, что идею восстановления этого символа поддерживают многие.

А вдруг получится!

Александр СЫСОЕВ

Предыдущая статьяПешком под стол с учебником английского языка
Следующая статьяНа выборах в губернаторы Ярославской области побеждает Михаил Евраев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.