Без малого пятьдесят пять лет трудится на Дунае буксир-толкач «Рыбинск». Но вскоре он может лишиться имени города трудовой доблести на Волге.
Изгибы Дуная как повороты судьбы
«Рыбинск» был спущен на воду в Венгрии со стапеля судостроительного завода Обуда (Будапешт) в 1968 году. Он был изготовлен в рамках венгерской серии судов для Советского Дунайского пароходства, начало которой положил теплоход «Москва». К этой же серии принадлежит буксир-толкач «Ярославль», вместе с «Рыбинском» изначально приписанный к порту Измаил.
Первым капитаном «Рыбинска» стал Анатолий Голынский, который начинал трудиться на Дунае матросом в 1951 году. Он оставался капитаном на этом теплоходе свыше 40 лет, знал каждый изгиб реки на протяжении 2400 км – от устья до немецкого Регенбурга верховья Дуная.
Мастерство капитана и мужество экипажа спасли «Рыбинск» от гибели 14 ноября 1991 года. В тот день караван судов – «Улан-Батор», «Ульяновск», «Грозный», «Ворошиловград», «Рыбинск», «Иркутск» и «Оренбург» – подвергся минометно-пулеметному обстрелу со стороны хорватских боевиков на акватории Дуная в югославском городе Вуковар. На теплоходе «Ворошиловград» погибли два члена экипажа, двое были ранены. Экипаж «Рыбинска», успешно маневрируя, вышел из-под обстрела без потерь и ущерба для судна.
Тогда же, в ноябре 1991 года, по возвращении в Измаил красные советские флаги на корме судов сменили на желто-голубые украинские в связи с преобразованием СДП в Украинское Дунайское пароходство.
Согласно заметке в газете «Дунаец» в октябре 2020 года буксир-толкач «Рыбинск» прошел доковый ремонт на судостроительно-судоремонтном заводе в городе Килия и продолжил дальнейшую службу под прежним названием. Вот только называться ему «Рыбинском», возможно, осталось недолго.
К комсомолкам и красным партизанам почтения больше нет
Эффект разорвавшейся бомбы в медиасфере произвела заметка, опубликованная первоначально 16 августа 2022 года на сайте ведомственной газеты «Дунаец» под заголовком «УДП начинает кампанию по переименованию флота» (дается в изложении):
«Флот Украинского Дунайского пароходства построен еще во времена СССР. Суда, как правило, получали название на русском. Буксиры и теплоходы чаще всего называли в честь городов Советского Союза. Или их именами почтили память советских героев и политических деятелей.
Генеральный директор ЧАО «УДП» Дмитрий Москаленко поднял вопрос переименования флота. Его поддержало руководство Министерства инфраструктуры. Больше никаких упоминаний о городах РФ, никаких комсомолок, Красных Партизан и тому подобное.
«Сейчас у нашего пароходства более 100 судов, которые имеют собственные названия. Технически процедура перерегистрации достаточно непростая и затратная. Но мы начинаем этот процесс. Суда УДП получат новые украинские названия…»
Всем, у кого есть мысли по этому поводу, предложено оставить комментарии на официальной странице Генерального директора ЧАО «УДП» Дмитро Москаленко, ссылка на которую дана на сайте газеты «Дунаец». Пожалуй, я тоже прокомментирую.
Дареным кораблям в буквы не смотрят
Временно исполняющий обязанности руководителя ЧАО «Украинское Дунайское пароходство» Дмитрий Москаленко лукавит. Он сам назвал процесс перерегистрации затратным и непростым. И времечко для этого он выбрал непростое.
В 1987 году объем перевозок по Дунаю достиг своего максимума и составил более 90 млн тонн грузов, из них почти 14 млн тонн грузов было перевезено судами тогда еще Советского Дунайского пароходства. Его правопреемнику Украинскому Дунайскому пароходству до таких показателей, как до Луны. В относительно благополучном 2019 году речные и морские перевозки дунайских речников составили 2,7 млн тонн грузов. В 2020 году перевозки грузов судами УДП по сравнению с 2019 годом сократились на 16,8% — до 1,32 млн тонн, в том числе речные перевозки сократились до 1,09 млн. тонн. В январе-ноябре 2021 года флот УДП всего перевез 2,172 млн тонн грузов. В навигацию 2022 года пароходство в буквальном смысле оказалось на мели по причине маловодья в Дунае из-за страшной жары, подобная которой случилась в Европе в 1540 году.
Крупнейшее не только на Украине, но и в Восточной Европе пароходство балансирует на грани банкротства. Из-за снижения грузопотока дунайские речники несут колоссальные убытки. Стареет флот, нет запчастей для ремонта судов, ветшает портовая инфраструктура, нередки задержки с оплатой труда работников, уходят квалифицированные кадры. В апреле 2021 года Министерство инфраструктуры отстранило и.о. председателя правления ЧАО «УДП» Алексея Хомякова с поста в связи со следствием по делу, касающемуся попытки передачи барж УДП в управление европейской компании. Исполнение обязанностей председателя правления УДП было возложено на заместителя председателя правления общества Павла Яценко. С 22 февраля 2022 года новым временным руководителем (третьим за год, пятым за пять лет!) был назначен Дмитрий Москаленко.
Впору пояса затянуть, а Москаленко наоборот идет на многомиллионные затраты в связи перерегистрацией судов. Сдается мне, что под соусом «десоветизации» и «дерусификации» он пытается добиться от Министерства инфраструктуры – обладателя 100 процентов акций ЧАО «УДП» – реструктуризации долгов. А возможно, у такого решения есть и личные интересы…
Но самое главное во всей этой истории то, что трудяга-буксир «Рыбинск» может лишиться своего гордого имени, как и теплоход «Ярославль» и еще свыше сотни других судов, переданных три десятилетия назад Украинскому Дунайскому пароходству в дар от единого Советского Союза.
Александр СЫСОЕВ