Снегоход «Буран» был создан в 1971 году. За пять десятилетий выпущено и поставлено на снег более пятиста тысяч снегоходов. Имя «Буран» стало нарицательным: оленеводы и охотники все снегоходы называют «буранами», а укатанную дорогу «буранкой».
Популярность снегохода, особенно на Русском Севере, обусловлена высокой проходимостью в глубоком снегу, возможностью тащить за собой 300-350 кг груза, способностью без потерь пробираться по мелколесью, неприхотливостью в топливе, обслуживании, легким пуском даже в минус 30–40°С , доступностью.
В истории «Бурана» — покоренные вершины и яркие события. В 1974 году снегоходы доставлены самолетом на дрейфующую во льдах Арктики научно-исследовательскую станцию «Северный полюс-22» и сразу же завоевал симпатии полярников.
К 30-летию Победы «Бураны» совершили тысячекилометровый пробег по сопкам Кольского полуострова. В семидесятых испытатели на «Буранах» поднимались на Эльбрус, штурмовали Памир: среди «буранистов» — заслуженные ветераны «Русской механики» Сергей Грачев и Александр Тихомиров.
В XXI веке русский снегоход сохраняет позиции. Между современным «Бураном» и тем, первым, – большая разница, но базовая конструкция машины остается неизменной.
«Буран» на Севере по-прежнему любим. В 2017 году в жители Нарьян-Мара в центральном парке установили памятник – стальной «Буран» с волокушами.
В ненецком автономном округе 26 лет подряд проходят массовые гонки на снегоходах «Буран-дэй» на Кубок Героя России Артура Чилингарова.
История «Бурана» — долгожителя продолжается. 15 декабря снегоход Буран и компания «Русская механика» отметят 51 год.
Фото предоставлены компания «Русская механика»