О реакции на изменения экономических условий, о новых тенденциях на рынке внедорожной техники журналу «Деловая Россия» рассказывает Леонид Можейко, генеральный директор АО «Русская механика» — пожалуй, крупнейшего российского производителя снегоходов и квадроциклов.
— Как изменился российский рынок внедорожной техники в 2022 году? Какое влияние эти изменения оказали на «Русскую Механику»?
— Если не углубляться в детали, то может показаться, что эти изменения оказали положительное влияние на «РМ». Выручка выросла на 30%, рентабельность в разы выше бизнес-плана, почти вдвое по сравнению с прошлым годом увеличились налоговые платежи в бюджеты всех уровней. Однако на самом деле идёт напряженный процесс изменений и преодоления трудностей. 2022 год принес новые вызовы, проблемы прошлых лет кажутся «детской игрой». Налицо несколько разнонаправленных изменений: будет снижаться спрос и повышаться требования к продукту. Появились новые агрессивные игроки из КНР. Цены на материалы и комплектующие, услуги растут, идёт поток новых нормативно-правовых актов, резко меняющих правила работы.
— Как преодолеть новые вызовы?
— Чтобы выжить и тем более развиваться, нам пришлось пересмотреть стратегии и адаптировать производственную систему. Из концепции «компании, встроенной в мировой рынок» идет переход на фокусирование вокруг внутренних возможностей. В краткосрочной перспективе мы сосредоточились на нескольких направлениях: баланс регулярного и антикризисного управления; удержание персонала; повышение операционной гибкости и финансовой устойчивости. Сегодня я могу сказать, что решения, которые мы приняли в марте — апреле 2022 года были верными. У нас не все получилось реализовать, но мы смогли выстроить непрерывную работу компании в условиях стресса и неопределенности.
— Как в целом отразился на рынке внедорожной техники уход иностранных брендов? Как перераспределился рынок?
— В 2021 году в РФ было произведено и импортировано около 20 тыс. единиц квадроциклов (АТВ) и 19 тыс. единиц снегоходов. Импорт составлял 50% в первом случае и 35% — во втором. Когда стало понятно, что представители большой тройки BRP, Yamaha и Polaris не будут вести деятельность в России, рынок охватило кратковременное замешательство. По итогам девяти месяцев текущего года доли распределились следующим образом: снегоходы — всего 8 тыс. единиц, 18% — импорт. АТВ — всего 16 тыс. единиц, в том числе 70% — импорт. Общий объем российского рынка внедорожной техники пока остается примерно на уровне прошлых лет, но доля отечественных производителей находится под угрозой падения. В целом, по рынку внедорожной техники доля импортных машин возросла с 25% до 55% за счет ввоза китайских квадроциклов.
— Какая доля импорта в вашей продукции? Откуда поставщики импортных деталей? Санкции отразились на их поставках? Появились ли отечественные производители деталей для снегоходов и квадроциклов?
— «Русская Механика» — один из старейших производителей легкой внедорожной техники в стране. Помимо несущих систем машин (рамы и подвески) непосредственно на заводе производится несколько моделей двухтактных двигателей по собственной конструкторской документации. И это не только сборка и испытания. Производится ряд критически важных деталей моторов, таких как цилиндры, коленчатые валы, системы воздушного охлаждения, топливоподачи. Мы самостоятельно собираем трансмиссии снегоходов и производим наиболее важные детали к ним. Электрические жгуты и большинство пластиковых деталей также производятся на наших мощностях.
«Фабрика мира» Китай предлагала относительно недорогие детали и заготовки. При этом предприятия КНР буквально на глазах провели переход к технологически сложному продукту и стали разработчиками и поставщиками конечных изделий. В снегоходах доля импорта составляет около 30% в цене, 10% в них — иностранные комплектующие из европейских стран, США и Канады. В АТВ (квадроциклах) доля импорта выше, 40-45%, и все импортные детали в этой технике мы имеем возможность закупать и сегодня. Мы имели 13 поставщиков из санкционных стран, которые поставляли нам 65 позиций. Сегодня все они заменены на продукцию других производителей, в большей части российских.
В 2022 году исполнительные органы власти, прежде всего Минпромторг, заметно активизировали содействие в переходе на отечественные комплектующие. Разработаны соответствующие планы, определены меры господдержки, сотни предприятий страны включились в этот процесс. Мы сегодня выстраиваем отношения с российскими компаниями не просто по принципу поставщик — заказчик, а создаем партнерские отношения по совместной разработке узлов и комплектующих.
— Какие тенденции в производстве мототехники и потребительском спросе происходили в последние годы? Что нового предлагали производители? На рынке уже довольно много техники на электрической тяге, у вас были планы по ее производству?
— Лидеры глобального рынка хотят присутствовать во всех без исключения сегментах, даже если они очень небольшие по емкости. Для этого они неуклонно расширяют модельный ряд. Растет количество моделей и модификаций вплоть до максимальной кастомизации — подгонки предложения под конкретного клиента. И это я бы назвал трендом номер 1. Например, BRP предлагает около 25 моделей снегоходов, хотя в реальных коммерческих объемах в нашей стране продавалось три или четыре модели.
Улучшение экологических показателей — тоже тренд. Техника потребляет меньше топлива и производит меньше выбросов в атмосферу. Существенно снижены показатели шума.
Третий тренд в мототехнике это совершенствование общей эргономики. Машины стали более дружественными для водителя и пассажира. На самом деле эргономика атв или снегохода стала целой наукой на базе медицинских исследований по профессиональной заболеваемости оленеводов или фермеров-скотоводов. Оленевод в Лапландии использует несколько единиц техники в зависимости от погоды и сезона и проезжает около 30 тыс. километров в год. Благодаря измененной посадке, энергопоглощающей подвеске и сиденью, тщательно спроектированным подножкам и органам управления стало возможным передвигаться более длительное время и на большие расстояния.
Поскольку наша мототехника относится к категории «powersports», то разработчики постоянно работают над повышением мощности и динамических показателей. Сегодня уже не редкость снегоходы мощностью 180-200 л. с. — это примерно 0,5 л. с. на один килограмм веса!
Само собой все электронные новшества, особенно средства геолокации, прокладки маршрутов, он-лайн коммуникации с другими пользователями, самодиагностики машины пришли и в нашу отрасль.
Все, что перечислил выше, не просто учитывается нашими инженерами в новых разработках, а является обязательной частью технических заданий по перспективным моделям.
Уже несколько лет ведется работа по созданию различных моделей на электрической тяге. Не могу сказать, что мы начали рано. Примерно на 12-13 лет позже, чем за рубежом. Первый проект по созданию квадроцикла на электрическом ходу мы открыли в 2015 с привлечением небольшой инжиниринговой компании из Москвы. Первый прототип был создан довольно быстро, но концепция опережала время. Четыре электромотора, каждый с приводом на свое колесо требовали высокопроизводительного компьютера и сложного софта для электронного управления вектором тяги. Самостоятельно собранные батареи выходили из строя при изменении температурных режимов и плохо «слушались» своей домашней BMS. Но это был первый опыт, важный для нас. Он позволил лучше понять технические риски и трудности коммерциализации. В последние годы появилось много различных прорывных решений как по общей компоновке, так и по отдельным элементам электрического привода. Сейчас мы работаем над несколькими моделями электрических машин. Надеемся в ближайшие год-два начать первые коммерческие поставки.
— На продажах техники «РМ» сказался рост внутреннего туризма? Стало больше корпоративных заказов?
— Корпоративные заказчики составляют около 20% объемов наших продаж, в основном это структуры нефтяного и газового сектора, природоохранные предприятия, МЧС, спортивные школы — организации, которые используют нашу технику для работы. В последние 2 года мы видим спрос на наши снегоходы и квадроциклы со стороны туристической отрасли, и этот спрос стал более заметным в текущем году. Мы сейчас работаем над несколькими интересными проектами в сфере внутреннего туризма и активного отдыха. Эти кейсы отличаются от наших обычных схем продаж, потому что требуют от завода большей гибкости и вовлеченности в бизнес туризма, построения новых партнерских схем разделения расходов и доходов.
— Сколько и на какую сумму компания произвела техники в 2022 году? С какими показателями планируете его закончить? Собираетесь ли увеличить долю на рынке?
— За 8 месяцев мы произвели 7,5 тысяч машин, наша выручка составила 3,5 млрд. руб. Мы планируем, что по итогам года продадим около 10 тыс. штук техники и увеличим объем реализации на 20% к прошлому году. В текущем году Русская Механика значительно увеличит свою долю на снегоходном рынке РФ. На рынке АТВ доминируют китайские импортеры, мы сохраняем свою долю на уровне прошлого года — около 20%.
— Как вы видите ближайшее будущее «Русской механики»?
— Нам удалось сохранить персонал, обеспечить непрерывную работу компании, увеличить темпы продаж, повысить свою устойчивость, найти новых партнеров в продвижении и продажах. Весь коллектив нацелен на преодоление вызовов и видит в них большую возможность развития компании. Это позволяет нам с уверенностью планировать свою работу на будущий год.
Фото предоставлены «Русская механика»