Сегодня, 20 января, в стенах Муниципального совета состоялось заседание круглого стола, на котором присутствовали все, кто в нашем городе задействован в работе системы теплоснабжения. Из уст депутатов звучали вопросы от людей, замерзающих в своих квартирах и получающих необоснованно высокие счета. Круглый стол имел одну цель — получить на них ответы и понимание того, как власти Рыбинска и теплоэнергетики готовы решать эту проблему.
О проблеме
С ярким примером коммунальной отопительной проблемы два года подряд сталкивается Северный микрорайон, который уже и в этом году «хлебнул горя» с температурами, которые, даже сейчас при 0°C на улице в квартирах многих жителей поднимаются до скромных +16-17 °C.
Проблему на заседании озвучила одна из инициаторов круглого стола Татьяна Герасимова, которая сказала о том, что район уже два года живет во власти холода. Депутат пояснила, что люди с 5 января, когда в городе ударили морозы, стали просить о помощи, присылать температурные показатели на фото, где было видно, что столбик термометра в квартирах дотягивает до +12, +15 °C, были и температурные антирекорды в виде +10 °C. Речь о близости к нормативам здесь, конечно, не шла, люди откровенно замерзали у себя в квартирах.
Среди проблемных были дома на улице Новой, Баженова, Зои Космодемьянской, Кораблестроителей, Академика Губкина, Рапова, Молодогвардейцев.
— Проблема в Северном никуда не уходит, но я наблюдаю и то, что жаловаться на холод начали жители в центре города: на улице Герцена, Луначарского, Радищева, чего раньше никогда не было. В праздники я лично пыталась дозвониться до «Рыбинской генерации», но там по телефону всех поздравляли с Новым годом и сообщали, что они на каникулах. Экстренные телефоны либо не отвечали, либо были заняты, — сказала она, пояснив, что многие жители, не намерены платить за отопление и планируют обращаться в суды.
При этом, по информации Татьяны Герасимовой, «Рыбинская генерация» во всех проблемах винила управляющие компании. В ноябре прокуратура, проводившая проверку, прислала письмо о том, что при осмотре котельной «Поток», которая работает в микрорайоне Северный, было установлено, что она выдает нужные параметры. В свою очередь УК, которые также измеряли температуру на входе в дома, сказали о том, что она на 30-50 градусов ниже, чем надо по нормам.
Татьяна Герасимова внесла еще одно важное уточнение, которое касалось теплосетей.
— В микрорайон Северный от котельной «Поток» идет труба, которая в прошлом году все время поливала территорию судостроительного завода «Вымпел», создавая там каток, а в этом году она «построила нам ледяную стену», а когда ударили морозы, она попросту рухнула, — пояснила она.
О диагнозе
После констатации проблемы собравшиеся перешли к выставлению «диагноза». Здесь слово взяли специалисты.
Из 227 километров теплосетей 167 километров на сегодня имеют возраст более 30 лет и износ более 80%, еще 20 километров изношены на 70-80% и старше 20 лет. Эти цифры красноречиво дают представление о ситуации.
О колоссальном износе сетей и масштабах необходимого ремонта рассказал первый заместитель главы, директор департамента ЖКХ, транспорта и связи Иван Дубино.
— Когда вскрывается сеть при ремонте, она вся парит, как это было видно при ремонте на Полиграфе, весь металл сочится. Выход в данной ситуации заключается в перекладке сетей, чем сейчас мы и занимаемся на Полиграфе. Кроме того, в настоящий момент разрабатываем документацию совместно с «РГ» по замене теплосетей в Северном, Центральном районе и в Переборах. Речь идет о протяженности теплотрасс порядка 62 километров, — пояснил он.
По работе «Рыбинской генерации» слово было предоставлено новому руководителю предприятия Виктору Тамарову, который объяснил суть работы «Рыбинской генерации», когда ей владела частная организация ТГК-2, и что коренным образом изменится сейчас, когда «РГ» стала муниципальной.
Он пояснил, что задачи ставились и были ориентированы на финансовый результат, а далеко не на качество оказываемой услуги. Сейчас будет полностью перестраиваться работа, начиная от диспетчерской службы, которая в ближайшие месяцы, ориентировочно с марта, начнет работать в формате именно рыбинских обращений, а не приема звонков в едином колл-центре со всех регионов, как это было при ТГК-2. Кроме того, звонки от населения будут приниматься до 21:00, ведь именно вечером у людей, как правило, есть возможность и время спокойно позвонить и получить ответы на возникшие проблемные ситуации. Планируется, что работать будут 4 диспетчера.
Виктор Тамаров также констатировал серьезный износ сетей, обозначив стоимость ремонта.
— Одномоментно поменять более 200 километров теплосетей невозможно. Замена одного километра под ключ в двухтрубном исполнении с благоустройством стоит 65 млн. рублей. Сейчас мы вместе с городом и губернатором в прямом смысле слова прорываемся в программу Минстроя, чтобы из тех денег, которые будут выделяться на «коммуналку», около миллиарда получить себе. В настоящий момент идет согласование участков и стоимости. Надеемся в ближайшие два года получить это финансирование и вложить его в замену сетей, — пояснил он.
Замена труб, безусловно, улучшит ситуацию в корне, но это не единственное, чем необходимо заняться в самое ближайшее время, а именно в летний период.
Виктор Тамаров отметил, что по некоторым домам есть проблемы по давлению и параметрам температуры. Не секрет, что на многих домах стоят сужающие устройства, которые позволяют выравнивать давление на всей протяженности длинных участков теплосети, поскольку ближе к котельной давление выше, а дальше оно постепенно падает.
— Вводы в домах приходится искусственно ограничивать. К сожалению, стояки не всех домов своевременно промываются и обслуживаются, они сами по себе становятся сужающими устройствами. И когда в доме появляются два таких сужающих устройства: одно от теплоснабжающей организации, а второе естественно образовавшееся в трубах дома, до людей попросту не доходит тепло, — пояснил Тамаров.
Над этой проблемой надо работать с УК. В таких домах, а их около 80, необходимо промыть стояки силами «РГ». Только тогда при подключении к магистральной теплосети дом будет получать тепло без проблем на этом участке.
Специалист также рассказал и о том, почему в городе при сильных морозах, как говорится, «идет недотоп».
— В городе 25 котельных. В них стоит 90 котлов и работает из них 60. В пике зимы, когда сильно минусовая температура, мы технологически не можем выйти на температурный график, который должен быть при −30 °C. Остановки котельной мы допустить не можем, — пояснил он, призвав жителей в таких случаях сообщать об этом в «РГ» для выезда, фиксации для последующего перерасчета.
О лечении
Главные пути решения проблемы на заседании круглого стола прозвучали из уст главы города Дмитрия Рудакова.
Он отметил, что динамика ремонта теплосетей началась только в 2022 году, до этого ТГК-2 практически ничего не сделала по сетям, инвестпрограммы не выполнялись. В настоящий момент, когда «РГ» стала городской, работа будет проводиться совсем иными темпами и с привлечением совсем иного финансирования, которое удается привлечь при огромной поддержке областной власти.
— ТГК-2 планировало на весь срок заключения концессионного соглашения, который был рассчитан на 20 лет, вложить в ремонт 800 млн. Сейчас после переговоров с губернатором мы входим в программу, по которой Рыбинск получит до 800 миллионов за два года. Сейчас обсуждается, как эта цифра будет распределена на нынешний и 2024-й год, — поделился цифрами Дмитрий Рудаков.
Он отметил, что ставку делают на специалистов, которые работали у нас ранее в «Теплоэнерго». Одной из первых задач — навести порядок в ремонтной службе, увеличить количество работников, подняв зарплаты, чтобы люди пришли и были готовы к тому, что впереди будет много работы.
Виктор Тамаров разыскивается Рыбинской службой приставов! Нормального руководителя поставил мэр Рудаков!