В России каждый новый год посвящают определенной тематике. Так, 2021-й был годом науки и технологий, ушедший 2022-й посвятили культурному наследию народов страны. А 2023-й год заслуженно «отдали» педагогам и наставникам. Мы посчитали, что это отличный повод на протяжении этих 12 месяцев рассказывать вам о тех, кто ежедневно вносит неоценимый вклад в развитие наших детей, подстегивает их на подвиги и дает им возможность стать не только хорошими людьми, но и отличными специалистами в разных сферах деятельности.
И первым гостем нашей новой рубрики «Современные наставники» стала директор школы № 20 Светлана Кочегарова — человек, который на собственном примере доказывает одну простую истину — чтобы достичь успеха, нужно каждый раз делать чуть больше, чем можешь.
Светлана Кочегарова встречает нас в своем кабинете, двери которого всегда открыты и для коллег, и для родителей школьников, и для нас — представителей СМИ. Кресло руководителя она занимает вот уже почти 12 лет. Признается, что в педагогическую деятельность ее привел спорт, долгие годы она занималась лыжными гонками и даже выполнила норматив кандидата в мастера спорта.
— Мне очень хотелось стать тренером, похожим на своего педагога — Светлану Емелину, поэтому после школы поступила в Ярославский государственный педагогический институт имени К.Д. Ушинского (ныне университет — прим. автора) на факультет физической культуры, — рассказывает Светлана Валерьевна. — К сожалению, здоровье не позволило мне пойти по спортивному пути дальше, поэтому, оставив спорт, все свои силы направила на учебную деятельность. В 1991 году после окончания ВУЗа по распределению приехала в Рыбинск в детскую спортивную школу № 4 работать тренером-преподавателем.
А затем, так сложилась жизнь, стала работать учителем физической культуры в средней образовательной школе № 6. Так Светлана Кочегарова совмещала две профессии — в спортшколе тренировала детей и в тандеме со Светланой Емелиной за 15 лет работы выпустила огромное количество талантливых ребят, которые сегодня добились высоких спортивных достижений, а в общеобразовательной — вела уроки физкультуры. Именно в школе № 6 она защитила высшую квалификационную категорию, стала областным экспертом по аттестации педагогических работников и аккредитации образовательных учреждений. В этот период стала победителем ПНП «Образование» в номинации «Лучший учитель».
Огромную поддержку в профессиональном становлении, по словам Светланы Кочегаровой, сыграла директор школы № 6 Алевтина Викторовна Аганина, которая многому научила и передала ей свой профессиональный опыт.
— Я благодарна своим педагогам за то, что именно они привили мне любовь к работе и общению с детьми, помогали расти профессионально, — отмечает собеседница.
Затем Светлана Кочегарова заняла должность и. о. директора по воспитательной работе в школе № 6, позже стала заместителем директора по научно-методической работе, долгие годы читала лекции учителям физической культуры на базе Информационно-образовательного центра, проводила семинары-практикумы и мастер-классы в Ярославском институте развития образования.
Накопившийся за эти годы опыт, стремление и постоянное желание развиваться не остались незамеченными. Светлану Кочегарову пригласили на должность директора школы № 20. Стоит отметить, что она сама является выпускницей этого образовательного учреждения.
— Меня сразу восприняли как строгого руководителя, и я, наверное, могу это подтвердить. Я отношусь требовательно и к себе, и к коллегам. Но я думаю, все понимают, что мы поставлены здесь для того, чтобы наша организация решала задачи, которые идут во благо детей, — говорит Светлана Валерьевна. — В коллективе директор — это не просто администратор или менеджер, он должен быть и педагогом, и психологом, поэтому пришлось себя зарекомендовывать делами, поступками, отношением, а также как учитель расти и развиваться дальше уже вместе с новым коллективом. Сегодня я не только учитель физической культуры, но и учитель информатики, продолжаю активно подключаться к проведению спортивных мероприятий.
Помимо этого, на плечах каждого руководителя и хозяйственная деятельность. Такие проблемы, как сломанные стулья, выбитые двери, «худая» крыша, протечки в трубах, которые достаточно часто происходят во всех образовательных учреждениях, никогда не проходят мимо кабинета директора. Никуда руководителю школы и без знаний законодательных и нормативных правовых актов, опыта управленца, психолога.
— Моя голова, как дом советов, — смеясь, отмечает Светлана Кочегарова.
Пригодился в работе и спортивный опыт.
— В принятии решений мне очень помогает сила спортивного характера. Лыжные гонки, плавание, легкая атлетика — одни из самых целеустремленных видов спорта, потому что позволяют преодолевать себя и учат ни на кого не надеяться. Всегда хочется больше, лучше, качественнее, правильнее. А ведь победы так и даются.
Но вместе с победами бывают и поражения, которые руководитель предпочитает переживать наедине с собой, анализируя и делая определенные выводы. Поддерживает, конечно, и семья.
— Дети уже выросли, старшему — 30 лет, младшему — скоро 20. Я считаю, что мы многое дали им в начале их пути, и сейчас есть возможность уже поработать на себя.
И действительно, не без помощи мамы дети Светланы Валерьевны стали профессиональными спортсменами — оба мастера спорта по лыжным гонкам. Евгений сегодня совершенствуется в тренерской профессии, ведет блог по лыжным гонкам. Младший Кирилл учится в Казанском университете физической культуры спорта и туризма, является членом сборной команды республики Коми и тренируется с юниорской командой России по лыжным гонкам.
«Выключить» директора дома, признается Светлана Кочегарова, получается не сразу.
— Иногда дома меня спрашивают: «Вы уже пришли с работы?» — смеется собеседница. — Когда ты постоянно крутишься в этом процессе, то быстро перестроиться с работы на домашние дела бывает непросто. А вообще, конечно, времени не хватает. Не хватает, чтобы встать на лыжи или лишний раз взять в руки книгу. Я очень люблю творчество Булгакова, особенно произведения «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия». Я готова по несколько раз перечитывать эти потрясающие произведения. Но… Вместо Булгакова чаще приходится брать в руки нормативные документы.
В прошлом году Светлана Кочегарова получила заслуженную награду «За заслуги перед городом Рыбинском». Ее кандидатуру поддержали в Муниципальном совете.
— Эта награда — оценка городом моей работы в разных сферах: как педагога, как директора, как члена Общественной палаты. Безусловно, получить такую награду было приятно, — отмечает директор школы.
Сегодня Светлана Кочегарова как руководитель мечтает о том, чтобы те традиции школы, которые удалось сохранить на сегодняшний день, развиваясь, продолжили существовать, а школа, в которой она трудится больше 10 лет, имела устойчивый позитивный имидж. Как женщина — о спокойствии и уюте в доме, а как мама только об одном, чтобы жизнь сыновей сложилась удачно.
В 1а классе слишком требовательно и резко относятся к некоторым детям. Например, за то, что ребенок упал со стула его выгоняют из класса, среди детей имеют место плевки другим детям в лицо и при этом равнодушие учителей. Просьба помнить, что идеальных детей не существует и не наказывать слишком сурово. Первоклассники еще маленькие дети, можно и не замечать, если кто-то упадет со стула, такие падения не стоят того, чтобы ребенка выгонять из класса. Не могла бы Светлана Валерьевна это донести до учителей. До свидания.