Вчера, 15 февраля, в стенах Спасо-Преображенского собора жителям города представили проект по восстановлению внутреннего убранства храма, а именно, утраченной в дореволюционные годы росписи. Кропотливая работа с архивными документами и по созданию нескольких десятков эскизов длилась более трех лет.
Собор был построен в 1838-1851 годы на средства рыбинских купцов — Вязьмина, Миклютина, Кувшинникова и Смирнова. В 1846 году он был расписан артелью палехских мастеров во главе с руководителем Сафоновым. Кроме стенной росписи, этой же артелью были написаны 40 икон для иконостаса.
В 1929 году храм был закрыт, а украшающие его стены фрески утрачены. По словам специалистов, от росписей не осталось ничего, их попросту сбили со стен.

После реставрации храма, выполненной почти 20 лет назад, собор существенно преобразился, здесь были восстановлены иконостас и наружные фрески при входе, а вот внутри росписи восстановить так и не удалось. Поэтому до сегодняшних дней стены храма остаются белыми. Чтобы исправить эту ситуации и вернуть храму утраченную красоту, в 2018 году свою работу начал «Фонд содействия в воссоздании и сохранении Спасо-Преображенского собора».
Чтобы приступить к восстановлению внутреннего убранства собора, было необходимо провести большую исследовательскую работу.
— К сожалению, информация о том, как выглядел изнутри собор в те годы, не сохранилась. Поэтому предстояла большая, кропотливая, но в тоже время интересная работа. Нужно было понять, какими должны быть соотношение цветов, пропорции, как геометрически правильно расположить фрески в сводах. В процессе работы многое менялось, дополнялось, переделывалось. Но благодаря профессионализму специалистов, которые этим занимались, удалось сделать такое важное дело, — рассказал иерей Андрей Рыков.
Огромную роль в этой работе проделали сотрудники ярославской мастерской «Реставратор».

— Мы начали с архивов. Нам удалось найти уникальный документ – реестр, в котором было прописано, какие композиции должны были здесь находиться, — рассказывает заместитель директора по научной работе мастерской «Реставратор» Татьяна Васильева. — Помимо этого, мы работали с музеем палехского искусства, где сохранилось великолепное собрание, принадлежащее мастерской Сафонова, изучали монументальную живопись 40-х годов XIX века. Исследовали материалы по Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге, церкви Большое Вознесение в Москве, ведь, как мы знаем, Рыбинск в те годы имел прочнейшие связи с крупными столичными городами и перенимал их опыт. А также мы изучали росписи храмов, которые располагаются в Ярославле, Владимире, Твери и Костроме.

Кроме исследования документов и архивов, работы велись и в Спасо-Преображенском соборе.
— Мы провели химические анализы и физические работы в самом соборе с надеждой найти хотя бы малейшие участки росписи, которые могли сохраниться с тех времен, — рассказывает Татьяна Васильева.
После того, как была завершена исследовательская работа, реставраторы перешли ко второму этапу — созданию эскизов. По итогам работы их было создано 37.
В целом работа над проектом заняла более трех лет. По словам Татьяны Васильевой, в работе активно помогали сотрудники музеев, Рыбинская епархия.
Теперь впереди новый заключительный этап — необходимо найти средства на реализацию этого масштабного проекта. Помочь в этом могут все желающие.
Средства собирают через Благотворительный фонд содействия воссозданию и сохранению Спасо-Преображенского кафедрального собора города Рыбинска.
Реквизиты:
ИНН / КПП: 7610127057 / 761001001
ОГРН: 1187627009118
Северный банк ПАО Сбербанк РФ
БИК: 047888670
к/с: 30101810500000000670
р/с: 40703810677030001426
152901, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Крестовая, д. 2.