С нашим городом известного не только в России, но и за рубежом скульптора Елену Пасхину связывает творческая работа. В 1996 году на центральной улице торжественно был открыт памятник великому флотоводцу Федору Ушакову, авторами которого стали ярославский скульптор Елена Пасхина и рыбинский архитектор Николай Лосев, позже в микрорайоне Волжский появилась еще одна работа талантливых мастеров — памятник почетному гражданину города Анатолию Герасимову. А уже этим летом — к Дню памяти и скорби — в Рыбинске планируют установить одну из самых трогательных, по словам автора, работ — памятник «Детям войны». Работа над ним длилась не один год.
Рыбинск, по словам Елены Пасхиной, не похож на другие города нашей области своей архитектурой и уютной атмосферой.
— В свое время купцы вкладывали в город большие деньги, и поэтому до наших дней сохранились удивительные памятники архитектуры. Недавно я приезжала в город, прогуливалась по центру и порадовалась за его развитие. Очень понравилась идея со старинными вывесками, — говорит наша собеседница.
С Рыбинском жительница Ярославля Елена Пасхина познакомилась давно благодаря своей творческой деятельности.
— Я училась в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина вместе с супругами Николаем и Галиной Лосевыми, я на скульптурном факультете, они — на архитектурном. Мы очень сдружились, и когда я узнала, что Галина уже со своим мужем Николаем вернулась в Рыбинск, и мы стали земляками, обрадовалась. Мы часто встречались, и в одну из таких встреч Николай рассказал об идее создания памятника Федору Ушакову. Я была рада вместе с ним взяться за эту работу, потому что у нас одна школа, одно мышление, — рассказывает сегодня Елена Пасхина. — Мы начали с поиска места, после долгих разъездов по городу пришли к выводу, что самое подходящее — это улица Стоялая.
Стоит отметить, что тогда здесь стояла скульптура Бурлака, которую в дальнейшем перенесли на новое место — берег Волги.
— Я создала Ушакова в классическом стиле академической скульптуры — это гранитный круглый постамент с рельефами, динамичный поворот головы с расчетом на дневной свет, который позволяет в полной мере оценить художественную форму и идейный замысел. Смотрела фильмы, изучала гравюры и те немногие картины в Эрмитаже, проштудировала его родословную и биографию. Помимо этого, в работе над портретом Ушакова помог образ моего знакомого, который внешне был схож с великим адмиралом. А также исследовательская работа доктора исторических наук, капитана 1 ранга Владимира Овчинникова (именно он доказал рыбинское происхождение Федора Ушакова, установил его место и дату рождения – прим. автора). Все это сложилось в колоритный, сильный образ человека, не знавшего потерь ни в одном сражении. Это была очень интересная работа. Уже позже, в 2001 году, когда его возвели в ранг святых, это стало знаковой точкой в моей творческой биографии.
Монумент торжественно был открыт в 1996 году в год 300-летия российского флота. А в 1997 году совместная работа Елены Васильевны и Николая Александровича была отмечена областной премией им. А.М. Опекушина «За заслуги развития изобразительного, декоративно-прикладного искусства».
— В день открытия памятника я, конечно, очень волновалась, но чувствовала поддержку горожан и всеобщее вдохновение присутствующих. Помню, что была жара, но как только драпировка упала с памятника, и народу предстал образ великого адмирала, грянула гроза и пошел сильный ливень. Мы поняли, что это был некий знак, словно Ушаков присутствовал с нами и обозначил свое место в Рыбинске, — говорит Елена Васильевна.
Помимо этой работы, в Волжском микрорайоне есть еще одна совместная работа скульптора Елены Пасхиной и архитектора Николая Лосева. Это памятник почетному гражданину Рыбинска Анатолию Герасимову.
— Если в работе над памятником адмирала было важно передать образ и убедительность, то здесь была важна конкретная портретная характеристика. В этом помогли фотографии, воспоминания знакомых и родственников Анатолия Алексеевича.
Сейчас Елена Пасхина заканчивает работу над созданием еще одного памятника для нашего города, посвященного детям войны. По ее словам, это одна из самых трепетных ее работ.
— Каждая работа — это мое душевное переживание, ведь я пропускаю через себя образ, который леплю. И мне хочется, чтобы человек, взглянув на мою работу, прочувствовал это. В скульптуре нет конкретной истории, ее каждый человек додумает и прочувствует по-своему.
Скульптура состоит из фигур девочки и мальчика, которые стали свидетелями этой страшной войны. Прижавшись друг к другу, они словно становятся одним целым, чувствуя и понимая эту необходимость — девочка доверяет старшему брату, а он невольно ощущает на своих плечах всю эту ответственность.
— Возможно, они остановились возле своего разрушенного дома, может быть, просто где-то на улице… Мне хотелось передать это мгновение их растерянности, одиночества, детской незащищенности, — добавляет Елена Васильевна.
Долгая, тонкая и кропотливая работа была проведена и по подбору одежды для детей. В этом скульптору помогли встречи с детьми войны, фотографии, фильмы. Вообще исследование — это один из составляющих моментов в работе профессии скульптора.
— Маленькая девочка закутана, в ее руках веселая куколка как образ мамы, тепла, семьи и тех счастливых детских дней. Мальчик — в шинели с чужого плеча, старых шароварах, на голове кепка восьмиклинка, — рассказывает скульптор.
На данный момент работа практически готова. Ее высота составляет от гранитного постамента 160 сантиметров. В реализации этого проекта активную работу взяла на себя ярославская фирма «Мастер Леонардо».
— Процесс работы над скульптурой всегда сложный, — рассказывает Елена Пасхина. — Сначала делается эскиз, потом рабочая модель, затем лепка в заданную величину произведения. Снимается гипсовая форма, делается восковка, авторская проработка по воску. Затем самый ответственный момент – перевод в бронзу. На всех стадиях работы я присутствую как автор произведения. После этого идет тонировка и покрытие работы специальным антикоррозионным составом.
Немаловажным до последних дней оставался вопрос о месте установки памятника. Изначально его планировали установить в Волжском парке, позже власти города стали рассматривать еще одно место — Всехсвятское кладбище. Это решение вызвало негативную реакцию общественности, членов местных организаций «Дети войны» и Совета ветеранов во главе с Валентином Олейниковым.
На прошлой неделе стало известно, что Градостроительный совет Рыбинска все же утвердил место — скульптуру установят на первоначально выбранном архитектором Николаем Лосевым и скульптором Еленой Пасхиной месте — у Огня Славы, со стороны артиллерийской установки ИСУ-152.
На открытие памятника, которое назначено на 22 июня, приедет и автор работы Елена Пасхина.