Любая профессия приносит свои плоды, но есть такие виды деятельности, в которых отсутствие профессионализма сразу станет объектом внимания огромного количества людей, ведь спроектированный и построенный дом не положишь в папку и не уберешь в дальний угол стола.
Сегодня героем нашей рубрики «Дело по душе» стал известный рыбинский архитектор Александр Жданов, который рассказал нам о своей профессии, крутых виражах на своем пути и о том, как люди в «белых одеждах» видоизменили свой статус.
Мы все учились понемногу
Александр Михайлович сам себя называет самоучкой, поскольку в свои 77 лет он до сих пор «мотает на ус» огромное количество информации, которая позволяет архитектору идти в ногу со временем.
Он признается, что с того момента, когда твердо решил стать архитектором, до нынешних дней ему не приходится себя заставлять совершенствоваться.С самого начала архитектура была сферой его личного интереса.
— Я всегда мечтал быть архитектором. Учась в школе на ГЭСе, еще мальчишкой я сделал план поселка: нарисовал все улицы, здания. Мне никто не давал задания, делал это по своему желанию. С детства мне снились сны, что я летаю над городом, а по складу мышления я всегда представлял мир картографически, — поясняет он.
Свою мотивацию тогда еще школьник Саша Жданов взращивал и подпитывал сам. Никто не убеждал его в том, что профессия эта почетная, интересная и престижная. Он выбрал ее, оттолкнувшись от своих внутренних потребностей.
Наш герой всегда хорошо рисовал. Несмотря на то, что похвастаться отличной школьной подготовкой по важным для поступления в профильный вуз предметам он не мог, тем не менее, еще перед армией Алксандр вел художественную студию на ГЭСе, отчетливо понимая, что способности к выбранному делу у него есть.
После армии он сделал попытку поступить в Строгановское училище, но «штурм» престижного учебного заведения удалось завершить на победной ноте только с третьего подхода.
От художника «Олимпа» до архитектора по требованию времени
Александру Жданову посчастливилось застать времена, когда профессия художника была не просто престижной, элитной, но и очень высокооплачиваемой. Кроме того, художники имели множество преференций в виде, например, мастерских, которые им давало государство.
Несколько десятков лет назад представителей этой профессии в Рыбинске было значительно меньше. Например, сейчас их в городе порядка 50, а на момент основания Рыбинского отделения Союза художников России в него вошли 11 человек.
Времена, когда люди этой профессии получали государственные заказы и имели ставки, сравнимые с зарплатами директоров крупнейших заводов города, канули в Лету после того, как в нашей огромной стране стали происходить изменения в 90-х- 2000-х годах.
Многие художники потеряли работу: социального заказа не стало, и пришлось резко менять направление деятельности.
В их числе оказался наш герой. Будучи по образованию «интерьерщиком», человеком, специализирующимся на архитектуре внутреннего пространства, Александру Жданову пришлось перебазироваться на работу с внешним обликом зданий. Благо, что полученных знаний для успешного старта в относительно новой для себя области у него было достаточно.
— Факультет, на котором я учился назывался «Отделка зданий», и на нем в большом объеме мы изучали сопромат, строительную физику и прочие основополагающие для архитектуры дисциплины, — пояснил он.
Профессия, держащая в тонусе
Архитектура — сфера деятельности, в которой цена ошибки-уродливое и негармоничное здание, а вместе с ним и прощание с репутацией успешного специалиста.
Александр Михайлович с самого начала и до сегодняшнего дня старается трудится так, чтобы сарафанное радио «работало на его частоте», и довольные клиенты рекомендовали его другим заказчикам.
— Мой лозунг — «Заказчик всегда прав». Начиная работу с человеком, я, можно сказать, становлюсь его адвокатом во всех инстанциях, стараюсь максимально четко выполнять профессиональные задачи, — пояснил он.
Стоит отметить, что, несмотря на то, что архитекторы — штучные специалисты, конкуренция в этой сфере очень велика.
В жизни Александра Жданова были моменты, когда его жизненный путь расходился с друзьями и с бывшими коллегами. Не все люди готовы прощать успех.
— Меня всегда держали в узде, и это заставляло постоянно совершенствоваться. Я люблю учиться. Сейчас мне уже за 70, но я до сих пор стараюсь схватывать все новое, да и жизнь требует.
На свой 70-летний юбилей он организовал большую выставку в Рыбинске, на которой представил все свои проекты. На ее открытии тогда побывало более 100 человек. Это был успех!
Наш герой говорит, что, увы, большая часть проектов отправляется в стол — примерно 70%, а вот оставшиеся 30% становятся тем, то мы видим на улицах города и района.
Довести проект до конца — непростая задача, нужно учесть пожелания заказчика и пройти через горнило одобрения Градостроительного совета.
Он привел пример, когда дело, что называется, не пошло. Такой случай был с рестораном «Утес» в районе остановки улицы Танкистов. Проект Жданова по переделке этого здания, которое должно было, по задумке архитектора, обзавестись балконами, мансардой и стать эстетически привлекательным, не вписалось, по словам чиновников, в окружающую среду — его отклонили.
Зато мы можем наслаждаться видом другого творения Александра Михайловича — прекрасным зданием ресторана «Стейк» на улице Чкалова, где он работал и как архитектор, и как декоратор внутренних помещений.
Наш герой относится к зданиям, словно врач. Говоря о реставрации, он употребляет слово «полечить здание». Например, детский диагностический центр на Бородулина, который хотели «одеть» в вентфасады, он сравнивает с гнилым зубом, на который пытались поставить золотую коронку.
А сам архитектор символично уже много лет живет в доме, который создал своими руками. Многие, проходя мимо Дома художника думают, что это музей. А между тем жить в нем очень удобно.
Пока мы имеем возможность видеть его только снаружи, но скоро у горожан и гостей города появится уникальная возможность посмотреть и его интерьеры.
Ее нам подарит наш сегодняшний герой, но это уже совсем другая история, которую мы поведаем вам очень скоро.
Анна Митряшова