Далеко не каждый город может похвастаться тем, что является местом, где много лет создаются и выпускаются уникальные, интересные и востребованные книги. В Рыбинске этот процесс идет непрерывно и успешно. За последние 15 лет издательство «Медиарост» не только успело выпустить десятки книг, но и стать настоящим брендом Рыбинска и всей Ярославской области в мире читающей России.
Редкая профессия
О том, что такое культ книги, руководитель издательства Виталий Горошников узнал с детских лет. Он воспитывался в семье педагогов, мама и папа работали учителями русского языка и литературы в школе, а дома была огромная библиотека.
Неудивительно, что после школы наш герой пошел поступать на филфак, который успешно окончил и даже защитил диссертацию.
Сосредоточить свои усилия на книгоиздательстве, несмотря на огромное желание, получилось не сразу. Была в жизни Виталия полоса, когда он работал в СМИ, в рекламе и других областях, но «внутренний компас» напоминал о главном желании — создавать и выпускать в мир книги.
Прийти к своей цели ему удалось довольно быстро, сейчас он возглавляет одно из самых успешных книгоиздательств в Ярославской области.
— Я считаю, что самая честная оценка труда издателя — это количество переизданных книг. Важно видеть и понимать, сколько раз читатели «голосовали рублем» за то или оное издание, поступившее в розничную продажу. Это говорит о востребованности лучше всего,— пояснил наш собеседник.
Виталий сказал о том, что, к счастью, таких книг, которые выходили в издательстве уже много раз, наберется внушительное количество. При этом есть совершенно уникальные вещи, например, недавно вышедшая книга стихов рыбинского поэта Николая Якушева, которая несмотря на высочайший уровень поэзии и хорошее качество, имеет узкую аудиторию ценителей и поэтому вряд ли будет иметь коммерческий успех.
Если пробовать переводить в цифры книгоиздательское дело, то, как правило, 15% книг приносят 85% дохода и наоборот.
Книга — это маленькая жизнь
Создание книги — процесс долгий и кропотливый, который занимает, как правило, не меньше года, а некоторые издания и вовсе собираются в единую картину за несколько лет. За это время образуется свой круг людей, а сам издатель очень часто колесит по всей стране, чтобы по крупицам сложить все части пазла, и на выходе получить то, что увидит и оценит читатель.
— Для меня 15 лет работы книгоиздателем сложились из сотен отдельных историй, каждая из которых имеет свою драматургию. Могу сказать только одно, если книга делается легко, то меня это всегда очень настораживает. По опыту знаю, что проекты, в которые вложено много сил, терпения, трудов, как правило, получаются успешными, а то, что сделалось быстро и легко — нет, — отметил закономерность Виталий.
Самыми востребованными на сегодняшний день, по его словам, являются книги из серии «Библиотека ярославской семьи» об истории и традициях Ярославского края, которые переиздавались семь раз большими тиражами. Большой популярностью пользуется издание, посвященное двигателям боевых самолетов, которое выпускалось трижды. Также имела успех и книга про гражданские и вертолетные двигатели, которая также неожиданно получила свой круг ценителей притом, что эта литература имеет весьма узкую целевую аудиторию. Они были сделаны очень сильным профессиональным коллективом и по праву получили достойную оценку.
Сейчас издательство переформатирует свою деятельность, которая до недавнего времени была «заточена» на создание книг под запросы какой-то конкретной категории, под более широкий круг читателей. Для этого оформляются права для издания книг конкретных авторов, труды которых интересны большому количеству людей по всей стране.
Бумажная книга уходит?
Чтобы ответить на этот вопрос, наш собеседник, обратился к опыту зарубежных стран, где традиционно внедрение электронных книг и новые тенденции в книгоиздательской сфере опережают российские на 5-7 лет.
— Не так давно рынок электронной книги действительно рос, достигнув отметки в 10-15% общего объема, после чего замер, а за последние годы и вовсе пошел на спад. Сейчас он переживает кризис. Подавляющему большинству людей оказалось удобнее читать книги в традиционном формате, — пояснил Виталий.
Кроме того, созданию печатных книг сейчас уделяют огромное внимание маркетологи. Ее делают не просто информативной и интересной для читателя, но и удобной. Для этого вычисляется, сколько она должна весить, какой быть по формату, как сверстана страница, из какой бумаги сделана.
Виталий постоянно посещает книжные выставки по всему миру и видит объемы и спрос на печатные издания. Он уверен, что у книг большое будущее.
Россия, которая всегда считалась страной читающей, по-прежнему интересуется своей историей. Серия из восьми томов «Россия: визуальный код», четыре из которых вышли совсем недавно, является одной из визитных карточек рыбинского издательства.
Интерес к книгам, уверен Виталий, позволяет помимо расширения кругозора, всем нам понять, как меняемся мы сами. Например, прочитав Пушкина, Достоевского и Чехова в разные годы жизни, можно полностью переосмыслить многие вещи. Одним словом, литература никуда не уходит из нашей жизни, а то, что в Рыбинске есть свое книгоиздательство, литературный музей, клуб, а также люди, которые «горят» этим делом, заставляет верить, что культурный уровень и лицо города, причем не только книжное, будут радовать всех нас.