Дефицит квалифицированного персонала – одна из ключевых и долгосрочных проблем в жизни работодателей. При этом с каждым годом ситуация во многих сферах занятости складывается явно не в их пользу. Острая нехватка сотрудников сегодня на производствах, школах, садах, больницах. Попытаемся разобраться, в чем же все-таки причина?
Первая видимая причина — это отток выпускников школ в другие города. Если посмотреть на статистику местного департамента образования, то мы увидим, что большинство ребят уезжают учиться в другие города. И так, в 2022 году лишь 25 % выпускников остались в Рыбинске, 30 % поступили в ярославские вузы, 16 % — в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, 11 % — уехали в другие регионы. Переведем в цифры: ежегодно из рыбинских школ выходят в среднем 800-900 человек, и всего лишь около 100-200 из них остаются в городе.
И эта проблема, по словам главы Рыбинска, остается одной из важных и требующих определенных действий. Мы решили поинтересоваться, что же делается со стороны городской администрации, чтобы молодежь оставалась в городе.
— В сфере образования в Рыбинске сегодня проводится большая работа. Мы развиваем РГАТУ, в этом году мы открыли сразу два представительства ярославских вузов — педагогического и медицинского. Подписано соглашение с СПбГУ. В 2024 году в Рыбинске планируется строительство кампуса мирового уровня «Меркурий», который станет местом жизни, научной работы, общения и отдыха молодежи, — говорит глава Рыбинска Дмитрий Рудаков. — Помимо этого, делаем город привлекательным для молодежи. Это и благоустройство, и реализация различных молодежных проектов, ремонт учреждений, привлечение креативного бизнеса, чтобы молодежи было, где отдыхать и общаться. Работа идет, и свои плоды она обязательно даст уже в ближайшем будущем.
А пока вернемся в сегодняшний день. Почему же работодателям так сложно найти работников? Предприниматель Дмитрий Сидельников считает, что готовых специалистов из учебных заведений попросту не выпускают. Почему?
— При наборе сотрудников мы поняли, что разницы между теми, кто учился в каком-либо учебном заведении и теми, кто вообще нигде не учились, нет. Поэтому при принятии на работу мы не руководствуемся и не обращаем внимания на диплом потенциального кандидата. Учился он на агронома, дизайнера или печатника — никак не влияет, потому что опыт показывает, что начинать приходится с нуля.
По словам Дмитрия, так было всегда. Он сам выпускник Полиграфического колледжа и знает, что важно не высидеть часы, а постоянно развиваться самому.
— Единственное преимущество диплома — это то, что мы понимаем, что человек осознанно пошел учиться на издателя, дизайнера или печатника и через 2-3 года не потерял желание им стать, он готов работать по профессии и развиваться дальше. На этом все! Я бы даже сказал, что человек, который развивается самостоятельно, в разы может оказаться опытнее человека с профильным образованием. Он получит больше полезных знаний, нежели просто будет отдавать «дань богу образования», сидя в аудитории.
Поговорить с нами согласилась и выпускница Полиграфического колледжа Екатерина Злобина. Девушка училась здесь по специальности «Печатное дело» и окончила учебное заведение в прошлом году.
— Первые года два обучения были вполне неплохими: хорошая столовая, адекватные учителя, четкий график пар, интересные практические занятия… — рассказывает Екатерина.
Однако потом, по словам девушки, все изменилось.
— Практических занятий было очень мало, преподаватель по каким-то причинам часто просто не приходил, а нас просили «войти в положение». Соответственно опыта работы на машинах у нас практически нет, — рассказывает девушка. — Затем, на третий год обучения, у нас возникли проблемы с расписанием. По какой-то невиданной причине пары были то утром, то вечером, где-то с 17.00 до 21.00, поэтому строить какие-либо планы было проблематично.
Но как оказалось, нехватка кадров и плавающее расписание были не единственной проблемой. Учиться студентам приходилось на устаревшей технике, несмотря на то, что в стенах колледжа были и новые машины.
— В большинстве мы занимались на двухкрасочной машине, которая уже устарела. К новой современной цифровой печатной машине, которая есть в учебном заведении, нас практически не допускали. Нам удалось поработать на ней лишь на итоговом экзамене.
Но как же обстояли дела здесь лет 30-40 назад, рассказала Надежда Васильева, которая более 35 лет отработала машинистом в Рыбинском доме печати.
— Я окончила наш Полиграфический колледж в 1984 году. Тогда здесь обучали всего на две профессии — технолог и механик. На первую шли девочки, на вторую — в основном мальчики. Так получилось, что я попала на вторую специальность. После окончания колледжа я сразу пришла в Дом печати и приступила к работе, я уже знала машину и как на ней работать. Сейчас к нам приходят на практику студенты и видно, что уровня их знаний не хватает. Приходится рассказывать, показывать и учить уже, как говорится, на месте.
Дмитрий Сидельников отмечает, что студентам необходимо давать те знания, которые действительно пригодятся им в работе. А к основной базе знаний неплохо бы добавить опыт экспертов и профессионалов.
— Самое интересное, что такие люди сами готовы приходить и проводить лекции, делиться своими наработками и знаниями. К сожалению, этой возможностью сегодня местные учебные заведения не пользуются. Я считаю, что пока мы не найдем общий подход, когда в процессе обучения будут задействованы профессиональные и заинтересованные педагоги, эксперты и люди, работающие в этой сфере, студенты, четко понимающие перспективы, ситуация вряд ли изменится к лучшему.
Но почему же мы в целом пришли к такой ситуации в образовании? Опираясь на слова Дмитрия, получается, что эксперты, готовые давать студентам свои знания, вынесены за скобки, и у учащихся нет возможности прибегнуть к их помощи. А она была бы весьма кстати, ведь как говорится, практический опыт не заменит ни одна теория. В данном случае надо лишь приложить немного усилий, чтобы пригласить таких людей в учебное заведение. К слову, даже провинциальный Рыбинск богат талантливыми руководителями в разных сферах бизнеса.
Как же обстоит картина с заинтересованными педагогами, где и за какими обстоятельствами скрылась их мотивация? Все просто, у педагогов и руководителей учебных заведений зарплата не зависит от результата, ровно как и то, устроились ли их ученики на работу или нет. Помимо этого нет системы контроля, KPI (ключевые показатели — прим. автора), которые бы показывали эффективность работы руководителя учебного заведения и учителей. Простыми словами, люди работают за зарплату, а не на результат. Все мы знаем, что итог такой работы рано или поздно принесет не самые лучшие плоды.
А вот у студентов наметилась очень отрадная тенденция. Молодые люди все реже идут учиться «за компанию», многие из них осознанно выбирают вуз, город, предприятие, на котором планируют работать в будущем. И вот уже эту непростую задачу — доказывать, что Рыбинск может стать городом, где можно строить свое успешное будущее, — должны решать городская администрация совместно с руководителями предприятий, заводов и компаний.