Мы все рано или поздно второй раз «садимся» за школьную парту, когда наши дети подрастают и начинают свое обучение. Вспоминая себя за книгами и конспектами, мы понимаем, что мир современных детей, в котором есть волшебная фраза «Ок, гугл!», совсем не похож на наш.
О том, как в школах меняются подходы к обучению детей, почему важно тренировать у школьников интеллектуальную выносливость, и какие возможности дает современная школа, нам рассказала заместитель директора департамента образования Рыбинска Светлана Смирнова.
Пусть не идеально, но сам
От педагогов мы очень часто слышим важный посыл — приучать детей к самостоятельности. Речь в данном случае идет не о бытовой самостоятельности, а о той, которая нужна для учебы.
Все мы знаем, что редкий ребенок будет утруждать себя чтением и другими интеллектуальными задачами, а родители часто этому никак не противостоят.
Есть очень интересный показатель, называемый коэффициентом интеллектуальной выносливости. Он демонстрируем умение концентрироваться на решении какой-то задачи, проще говоря, это рабочий потенциал мозга, который, увы, у современных детей находится на довольно низком уровне.
— Мы все живем в мире высоких скоростей восприятия информации. Ребенка трудно заставить заниматься длительным интеллектуальным поиском, несмотря на то, что это очень важно для его умственного развития. Взрослые в силу занятости идут по пути наименьшего сопротивления и очень часто сами по-быстрому все делают за школьника, — объяснила Светлана Владимировна.
В этой ситуации лучшее, что могут сделать родители для своего чада — это постепенно приучать его к самостоятельной работе. Пусть сначала многое будет сделано неправильно, с ошибками, но прилагая усилия, ребенок будет прогрессировать.
Новые стандарты
Введенные в этом году новые стандарты обучения, по словам нашей собеседницы, мало что поменяли в содержательной части учебной программы, но вот сама организация учебного процесса сместилась в сторону практикоориентированности, а также самостоятельных, индивидуальных рассуждений.
— Сейчас образование не нацелено на заучивание. Оно призвано научить думать, — сказала Светлана Смирнова.
В связи с этим меняются и уроки. Они проходят не по стандарту, который был принят раньше, когда дети проходили новую тему, записывали, учили, повторяли и шли дальше. Уроки становятся динамичными и нацеленными на более творческий подход.
Безусловным плюсом введения единой федеральной образовательной программы является то, что теперь во всех школах России она одинакова. Например, при переезде в другой регион, родители и школьники будут знать, что им не придется перестраиваться на что-то другое.
Самая большая нагрузка, по словам нашей собеседницы, в связи с этим легла на учителей, которым надо менять привычный уклад и учится работать в новом ключе.
Внеурочка
В этом году в рыбинских школах появились новшества, которых не было ранее.
Первой ласточкой станут шахматные занятия для учеников начальной школы. Они будут нацелены на развитие логики, мышления, интеллектуального потенциала у детей с юных лет.
Часть учителей уже готовы преподавать такие занятия, а в подготовке недостающих специалистов помогут тренеры спортивной школы № 5. Как известно, рыбинкая шахматная школа всегда была очень сильной, и результаты соревнований говорят сами за себя.
С прошлого года во всех школах России проходят «разговоры о важном».
— Для проведения этих занятий для учителей разработан методичкий ресурс, единый для всей страны. Из материала, подобранного по возрастам, педагог сам определяет, какую тему он возьмет на обсуждение с классом, — пояснила Светлана Владимировна.
Очень приветствуется, когда в таких разговорах присутствует так называемый региональный компонент. Ребятам рассказывают не просто о стране, а делают это через призму места, в котором они живут. Например, в рыбинских школах, изучая путешествия по России, упомянут про Федора Конюхова, который много раз бывал в нашем городе. Это дает возможность ребятам понять, что они живут в особенном и очень интересном месте.
Новшеством этого года станут профориентационные занятия.
— Они призваны помочь школьникам определиться с будущей профессией, учитывая свой темперамент. И чем раньше ребенок будет мыслить в этом ключе и получать информацию о профессиях, тем лучше для его дальнейшего самоопределения. Особенно, если это будет наглядно и доходчиво.
Внеурочную деятельность разнообразят и театральными постановками. Театр — это самовыражение, которого иногда очень не хватает ребятам.
— Через цитаты героя подросток может проговорить что-то, что он сам бы не сказал. Школьный театр — это больше возможность сказать, что накипело, что волнует, — пояснила наша собеседница.
В Рыбинске есть уникальная возможность сделать школьные театры действительно серьезными проектами, поскольку у нас есть муниципальный театр. Он готов сотрудничать и максимально помогать в этом процессе. Поэтому в недалеком будущем школы станут полноценными площадками для театральных постановок.
Новая должность
С этого года во всех школах города появился советник директора по воспитательной работе.
— Рыбинская система образования всегда отличалась разнообразием форм воспитательной работы, начиная от взаимодействия промышленными предприятиями, заканчивая культурой и спортом. Ресурсов очень много, как и различных мероприятий, и в них важно не заблудиться, выбрав для себя интересное и близкое, — пояснила Светлана Владимировна.
Советник по воспитанию как раз будет целенаправленно работать над досугом школьников, чтобы он был организован и учитывал их возрастные и психологические особенности.
О безопасности
Школа меняются не только внутри, но снаружи. В этом году можно видеть, как многие учебные заведения были обнесены забором, а ученики получили специальные карточки, которые нужны для прохода на территорию.
По словам нашей собеседницы, безопасности в школах уделяют очень большое внимание. Например, на первом уроке собирается информация о том, кто из ребят не присутствует на занятии. Для этого заполняется специальная форма, и если ребенок, по информации учителя, не на больничном или нет заявления от родителей, то школа сразу реагирует и выясняет, почему он отсутствует. В таких случаях обязательно звонят родителям и ребенку, и узнают, в чем дело.
Педагоги, которых всегда не хватает
В этом году более 30 молодых педагогов пришли в рыбинские школы. Но, такого количества, по словам, Светланы Смирновой, недостаточно, чтобы «выдохнуть» и снять излишнюю нагрузку с учителей. Проблема нехватки актуальна.
— Самые дефицитные специалисты —учителя математики, физики, русского языка и литературы. Учителям приходится работает с повышенной перегрузкой, чтобы все уроки проводились. В этом году нас хорошо выручает наш университет РГАТУ, поскольку аспиранты стали идти преподавать в школы физику. И мы очень этому рады, — пояснила наша собеседница.
Будущий год должен существенно улучшить ситуацию, поскольку на базе рыбинского педколледжа завершится программа переподготовки учителей начальной школы на преподавателей математики в 5-6 классах. С 1 сентября учителя придут в школу. А уже с 1 октября точно такая же программа по переподготовке стартовала для учителей русского языка и литературы.
Совсем скоро мы вместе с вами узнаем, как все нововведения отразятся на успеваемости наших детей, на их настроении и желании учиться. Ведь всем нам хочется, чтобы школьные годы для детей стали тем, о чем приятно вспомнить во взрослой жизни, а учеба не просто «легла» оценками в аттестат, но и дала полезные знания и навыки, которые пригодятся в будущем.