Людей этой профессии мы вспоминаем каждый день, ведь именно от них зависит, сможем ли мы добраться туда, куда запланировали. Про них складывают анекдоты, они становятся героями мемов и даже в кинолентах им уделяют огромное внимание, но самое главное — без них наша жизнь точно бы замедлилась.
15 октября отмечают свой профессиональный праздник работники дорожного хозяйства. Рыбинску очень повезло, ведь в нашем городе есть свои предприятия, которые способны привести городские дороги в состояние, о котором мы все мечтам. В преддверии профессионального праздника мы пообщались с Русланом Полкуевым — руководителем одного из таких предприятий. Он рассказал нам о том, почему наши дороги так отличаются от заграничных, в силу каких причин в дорожном строительстве остается все меньше места для низкоквалифицированных кадров, и какой асфальт появится на дорогах Рыбинска уже в следующем году.
Сфера для профессионалов
Для многих обывателей дорожный ремонт кажется делом простым и незамысловатым: поставили бордюры, засыпали песком, подготовили подушку из щебня, сверху раскатали асфальт и все готово.
Но это лишь видимая легкость процесса, в котором скрыта масса тонкостей. Руслан сам является потомственным дорожником. Он со студенческих лет работал у своего отца — известного в Рыбинске дорожника Николая Полкуева. Но, несмотря на это, чтобы получить высокую квалификацию, он поступил учиться в вуз и получил образование по профилю строительство дорог и аэродромов.
— Практика — это хорошо, но без теории она невозможна. Дорожное строительство не та отрасль, где все легко и просто, — пояснил Руслан Николаевич.
Именно поэтому наш собеседник уверен в том, что руководителем организации, которая занимается строительством дорог, может быть только человек, который действительно много знает в этой сфере и прошел путь от «рядового до генерала».
— У меня всегда был консервативный подход к управлению организацией. Считаю, что любой человек в руководящем составе, начиная с главного инженера и заканчивая директором, должен пройти все ступени становления от рабочего, мастера, прораба, заместителя до непосредственного руководителя, — пояснил наш собеседник.
Не секрет, что во многих областях сейчас не хватает кадров, к сожалению, не обошла эта проблема и сектор строительства дорог.
Причем с каждым годом требования, которые предъявляются к дорожникам, растут в геометрической прогрессии.
— Для нашего предприятия хорошей практикой стало рекрутирование ребят из технических вузов, но, увы, проблему дефицита кадров это не решает. Молодежь после 20 лет очень часто уезжает пробовать свои силы в другие города.
В наше время в строительстве дорог появляется много новых технологий, хорошо обученные специалисты сейчас на вес золота. Все эти динамичные изменения требуют дополнительного обучения кадров и не позволяют оставаться в отрасли непрофессионалам.
Новые стандарты
Долгое время в нашей стране дорожные работы велись по старым СНИПам, которые действовали еще в советские времена.
— Дорожники работали сначала по нормам и правилам 1984 года, изменения произошли в 2003 году. А сейчас мы стоим в преддверии очень значительных перемен, которые будут введены в самое ближайшее время. В 2024 году мы будем работать уже по новым стандартам, — пояснил наш герой.
Он отметил, что при производстве дорожных работ будут использоваться новые типы сверхтяжелых асфальтов, будет меняться состав смеси, в которую войдут полимерный битум с использованием резиновой крошки. Совсем другой будет и лабораторная проверка качества асфальтобетонного покрытия.
Кроме того, Руслан Полкуев рассказал о том, что большой шаг вперед был сделан в производстве новой техники для дорожных работ. Например, появились специальные перегружатели асфальта. Для успешной укладки после транспортировки в такой машине асфальт нагревается и перемешивается. Когда его доставляют на место, он имеет однородную структуру. Это позволяет делать дороги, которые никогда не разойдутся пластами.
Что год грядущий нам готовит?
Будущий 2024 год будет для рыбинских дорожников очень насыщенным. Несмотря на то, что за последнее время в Рыбинске провели очень много дорожных ремонтов, но именно год грядущий должен будет изменить ситуацию к лучшему в корне. На ремонт дорог нам планируют выделить 1 млрд рублей.
— Не может не радовать тот факт, что к Рыбинску проявляет повышенное внимание областное руководство, которое понимает, что городу нужны огромные вложения. Соизмеримая с этой величиной сумма выделялась городу около пяти лет назад, но тогда она была в два раза меньше. Но для Рыбинска это был огромный скачок, этакое экономическое чудо, — вспомнил Руслан Полкуев.
Сейчас, уверен он, когда планы будущего года начнут претворяться в жизнь, каждый житель Рыбинска это заметит.
Почему у нас не так, как за рубежом?
Ремонты — это прекрасно, но важно еще и поддерживать уже отремонтированные дороги в нормативном состоянии. И вот здесь толпится целая очередь проблем.
По мнению Руслана, не стоит делать 100% скидку на климат и говорить о том, что у нас просто физически невозможно содержать дороги в порядке. Это не так, климат той же самой Финляндии мало чем отличается от нашего, но там ситуация совсем иная.
— В Европе более скрупулезно подходят к обслуживанию дорог, моментально устраняя появляющиеся дефекты. Если на дорожном покрытии появляются трещины, то их очень быстро заливают специальным составом в рамках гарантий. У нас, к сожалению, так происходит далеко не всегда, — подытожил Руслан.
Он абсолютно уверен в том, что для любого города всегда предпочтительнее работа с местными подрядчиками, которые сами заинтересованы в том, чтобы все сделать качественно, как говорится, без сучка и задоринки.
— При нынешней аукционной системе очень часто ремонты выполняют иногородние подрядчики. Когда работа завершена и произведены все расчеты, а через какое-то время обнаруживаются дефекты, то такие фирмы катастрофически неохотно соглашаются на то, чтобы приезжать и устранять свои огрехи. Именно поэтому мы видим, что дороги, которые по гарантии должны быть отремонтированы, продолжают стоять и разваливаться.
Конечно, в таких случаях всегда ведется претензионная работа, но, процесс этот очень долог, а страдать приходится рядовым гражданам.
Ямочный ремонт, по мнению нашего собеседника, и вовсе не панацея от бед, а скорее крайняя мера в условиях дефицита средств. Его целесообразно использовать только в одном случае, когда на довольно хорошей дороге есть единичные ямы, и их нужно залатать. В остальных случаях он малоэффективен, поскольку делается путем локального фрезерования, который наносит существенный вред всему верхнему слою асфальтового покрытия. При таком ремонте она неизбежно будет разрушаться дальше. Именно поэтому на ямочный ремонт дают гарантию не больше одного года.
Для всех, кто ездит по рыбинским дорога и способен сравнить их состояние с тем, что было 5-10 лет назад, становится понятно, что дело движется в правильном направлении. И это не может не радовать.
В этот праздничный день наш собеседник адресует поздравления всему коллективу своего родного предприятия. Людям, которых он называет своей поддержкой и опорой, Руслан очень благодарен.
— Я от всей души поздравляю вас, коллеги, с профессиональным праздником! В этот день хочется сказать о том, что мне посчастливилось работать с людьми, в которых я уверен, которые очень для меня ценны. Мы все вместе делаем одно большое дело, которое очень важно для Рыбинка, для каждого его жителя. Хочется пожелать всем вам здоровья, благополучия, стабильности и обязательно того, чтобы всем нам вместе хотелось идти дальше рука об руку. А еще лучше — ездить по отремонтированными нами дорогам, за которые будет не стыдно!
жаль, в нашей стране нет такой профессии
В Финляндии увы, грунты по большей части скальные.
Возьмите ту же Карелию, там вообще практически не разрушаются дороги.
А у нас всё построено на болоте, а основания как для крепких грунтов. Вот и результат.
Плюс недостаточное зимнее содержание, лужи и лёд.