Домой Общество Библиотекарь с харизмой

Библиотекарь с харизмой

0

У многих из нас библиотеки прочно ассоциируются с пространством, где нужно говорить вполголоса и соблюдать особый свод правил.

Эта картинка моментально трансформируется, когда переступаешь порог библиотеки в школе № 20 имени П.И. Батова. Удивление возникает с первых минут, когда видишь, что сюда во время перемены гурьбой устремляются ребята всех возрастов. Невольно думаешь, а не открыли ли здесь филиал школьной столовой? Оказывается, все обстоит намного интереснее.

В День школьных библиотек, который отмечается сегодня, 23 октября, мы решили узнать, каким «магнитом» сейчас можно притянуть ребят в школьное книгохранилище, и почему библиотеки перестали быть местом, где царит тишина. Об этом мы поговорили со здешним библиотекарем Мариной Прямиковой, которая абсолютно уверена в том, что большинство детей могут спокойно отложить гаджет и взять в руки книгу.

 Библиотека нового времени

У тех, кто давно закончил школу, посещение учебного пространства образца 2023 года, будет вызывать удивление, ведь изменения к лучшему, которые происходят в школьных стенах, действительно поражают. По крайней мере, в школе №20 они очень существенны.

Пространство, в котором ребята получают знания, трансформируется на глазах, именно поэтому разговор о школьных библиотеках мы начали в обновленном информационно-медийном классе, который появился здесь в этом году.

— Преобразование  библиотечного пространства – это результат проекта  наших  учащихся, которые  смогли своей  активностью и социальной позицией выиграть грант, участвуя в  областном проекте Школьное инициативное бюджетирование. Это пространство очень расширяет возможности для проведения различных мероприятий. Здесь есть все для организации разных форматов занятий: интерактивная панель, удобно организованные места для размещения учащихся, скоро завершится установка компьютеров, в том числе и для  работы с  электронными книгами и учебными пособиями. Кабинет полностью продуман и под учебные цели, и для проведения заседаний и конференций, библиотечных конкурсов, литературных флешмобов,  — пояснила Марина.

Стоит отметить, что именно школа №20 стала флагманом развития в нашем городе «Движения Первых». Именно здесь на нынешнем этапе находится один из эпицентров этого направления воспитания детей и молодежи. На школу смотрят как на пример, чтобы потом внедрить ее опыт в другие учебные заведения.

Очень положительно сказываются такие изменения и на работе самой библиотеки, которая находится по соседству с новым коуч-пространством, ведь наличие комфортной среды для обучения всегда очень важно.

Когда книга «идет» к человеку

Но не менее важны люди, которые работают в школе и каждый день мотивируют детей на развитие.

Наша сегодняшняя героиня — прекрасный пример человека, находящегося на своем месте. Как известно, дети учатся на примерах взрослых и для них очень важно, чтобы им помогли сделать первые шаги.

По мнению Марины, в каждом ребенке есть кладезь талантов, и их нужно уметь достать. Что удивительно, стоит только обнаружить и чуть-чуть дать импульс для их развития, чтобы ребенок преобразился на глазах.

Школа — это прекрасная площадка для развития творческих способностей детей. В этом убеждена Марина и коллектив, в котором она работает.

— В школу я пришла по приглашению директора Светланы Валерьевны Кочегаровой, которая очень давно меня знает по работе с детьми. Поскольку я уже имела опыт работы с учениками в качестве психолога, мне было нетрудно принять решение вернуться в школьные стены. Это очень близко мне. Каждый новый день в стенах учебного заведения — это всегда интересно и здорово, ты постоянно растешь и развиваешься вместе с ребятами, — говорит наша собеседница.

Стоит отметить, что Марина необычный библиотекарь, а специалист, что называется, с изюминкой.

Работа с фондом учебников и в книгохранилище — это только часть ее функционала, но и в эту, казалось бы, классическую и устоявшуюся сферу деятельности она умудряется внести особенности. Марина руководствуется правилом, что если дети не доходят до библиотеки в силу тех или иных причин, то книги сами постучатся в их жизнь.

Хорошей практикой в школе №20 является организация библиотечных уроков, когда наша героиня сама приходит на уроки в классы с подобранными книгами и рассказывает ребятам о чем-то очень интересном, попутно делая акцент на то, что продолжение следует и его можно найти в книге. Часто она проводит занятия и в новом медийном пространстве, куда ребята с радостью приходят.

Такие уроки она, как правило, проводит в рамках какой-то тематики, например, недели космоса.

— У нас налажено прекрасное взаимодействие с учителями, можно познакомить ребят с книгами на любом уроке, дополнительно подкрепив изучаемую ими сейчас тему. А еще учителя в нашей школе очень внимательно относятся к тому, чтобы при изучении, например, литературной классики, каждый ученик приходил на урок с печатной книгой, чтобы работать с ней вживую. Очень приятно, когда школьники возвращают книги в библиотеку, и я вижу по закладкам, что с ними действительно поработали, — отмечает Марина.

К детям начальной школы библиотека «приходит» на встречу сама. Для них проводили конкурс «Лучший читатель». Наша героиня даже немного беспокоилась за то, смогут ли дети донести до дома толстые книжки, которые они взяли почитать.

— Скоро мы планируем интересное мероприятия для младших классов. Старшеклассники из нашего клуба книголюбов познакомят ребят с библиотекой в форме театрализованного представления. Будут и костюмы, и сценические постановки, — пояснила Марина.

Современный подход

Наша героиня нашла еще один прекрасный способ прививать любовь к чтению у своих школьников, который полностью соответствует духу времени.

— У нас есть соцсети, без них сейчас никуда. Именно поэтому мы активно развиваем в них группу библиотеки. В ней всегда обновляются новости, и самим ребятам очень интересно туда заходить и оставлять свои лайки под публикациями.

С недавнего времени эту группу ведет ученица 6 класса Валерия Языкова, которая прекрасно пишет и умеет вовлечь в новые начинания ровесников, — рассказала Марина.

Контент этой группы довольно разнообразен. Помимо того, что туда выкладывают интересные произведения, сами ученики выступают здесь в роли чтецов. Например, проходя Марину Цветаеву, администратор кратко пишет биографию поэтессы и делает видео, на котором читает одно из произведений.

В результате этой совместной работы у ребят появляются дополнительные стимулы, ведь очень многие понимают, что быть в центре внимания, получать одобрения и общаться в более широком кругу, очень здорово.

Коллективная работа

Поскольку наша героиня уже хорошо знакома со спецификой работы в школе, ей нетрудно сравнить день нынешний с тем, что было, скажем, 10 лет назад.

Марина отмечает, что самые большие изменения сейчас произошли в школьном документообороте. И это касается библиотек в том числе.

Сейчас нужно уметь пользоваться большим количеством новых компьютерных программ и очень скрупулезно вести отчетность. И в этой сфере без поддержки коллег, по мнению Марины, обойтись просто невозможно.

— Начав работать, я с первых дней ощутила колоссальную помощь со стороны не только школьного руководства, но и методического объединения школьных библиотекарей. Трудно представить свою работу без их участия. Отдельное спасибо хочется сказать главному методисту Наталье Александровне Самылкиной, которая всегда быстро, компетентно и очень по-человечески тепло относится к любой просьбе, когда нужна помощь.

Школьных библиотекарей Марина называет могучей командой, участники которой всегда друг друга поддерживают.

Помощь оказывается и из областного центра, и здесь слова благодарности наша героиня адресует Марии Вячеславовне Барановой.

Многоликий библиотекарь

В школе №20 всегда очень большое внимание уделялось развитию школьного театрального кружка, и приход Марины вдохнул новую жизнь в это успешное школьное начинание. Почти 18 лет театральной студией  «Вдохновение» руководила ранее  Галина Александровна Андреева.

Кружок всегда был не законсервирован в школьных стенах, и ребята имели возможность ездить на фестивали и, как говорится, блистать на разных сценах.

— Когда я приступила к работе, администрация сразу сказала, что планирует развивать театральное направление, и было бы очень здорово, если б я взялась за него. У меня есть специальное удостоверение специалиста по театральной деятельности, большой  опыт  организации развлекательных мероприятии, поэтому приглашение на роль руководителя школьного театра меня очень порадовало, — рассказала наша героиня.

Отрадно то, что руководство школы всецело поддерживает эту деятельность. Ребята недавно ездили на фестиваль театральных искусств в Ярославль, где стали лауреатами третьей степени. А в самой школе для постановок есть и занавес, и декорации, а у самой Марины прекрасно налажены связи для того, чтобы у ребят были костюмы и все необходимое для спектаклей.

Она взаимодействует с нашим драмтеатром, с Ольгой Моль и ее студией «40 чемоданов», с Хорошим театром.

Возникает вопрос, а много ли школьников хотят на сцену? Ответ из уст Марины ясно дает понять, что желающих хватает.

— Как только ребята посмотрят какое-нибудь наше небольшое выступление в школе, я всегда готовлюсь к тому, что, заходя в класс, услышу вопрос: «А нам можно, мы тоже хотим?»

Очень здорово, что театральную деятельность в школе поддерживают и педагоги. В спектаклях очень часто задействуем ребят, которые имеют какие-то проблемы в учебе или им нужна социализация. Это им очень помогает: от боязни и стеснения они очень часто переходят к самовыражению и вырастают до инициативных и активных людей.

— До слез приятно было совсем недавно видеть, как один из выпускников нашей школы,  который  посещал театральную  студию всего  год до выпуска, потом организовал в   профессионально-педагогическом   колледже, куда он поступил, поздравление с Днем учителя. Он сам объединил однокурсников, попросил помощи с костюмами и сделал оригинальное поздравление  — объяснила Марина.

Рука об руку

Театр и книгу можно назвать родными братом и сестрой, именно поэтому успехи в литературе всегда положительно отражаются и на театральных достижениях.

Наша собеседница отмечает прекрасное стимулирующее значение конкурсов, в которых они с ребятами постоянно участвуют.

Марина очень внимательно относится к тому, чтобы выбирать самые лучшие и интересные творческие и литературные состязания, которые действительно что-то дадут ребенку.

— Сейчас мы готовимся к Международному конкурсу «Живая классика». В нем участники читают стихи поэтов золотого и серебряного века. Всегда помогаю ребятам в подборе стихов, поскольку знаю, что неизвестные произведения очень часто более выигрышны в таких конкурсах, — пояснила она.

Подготовка состоит из нескольких этапов: стихотворение  разбирается, по-актерски ставится, записывается на видео и отправляется на онлайн-отбор.

Возможно кто-то из участников от нашей школы  сможет пробиться  через сито конкурса и будет признан самым лучшим чтецом, поедет в Санкт-Петербург на финал в декабре.

Также школа №20 участвует в проекте «Пишущая Ярославия », в рамках которого школьники будут писать статьи про ныне живущих писателей и поэтов, которые создают произведения для детей. Нужно найти такого человека, познакомиться с ним и его творчеством и написать про него работу.

Параллельно с этим сейчас идет подготовка к театральному фестивалю «Реплика», который проводится в рамках «Движения Первых».

Марина, опираясь на свой многолетний опыт, полностью уверена, что с помощью родителей увлечь ребенка творчеством не так уж и трудно. Она призывает родителей проявлять к детям внимание и гордиться ими, не пряча свои чувства, ведь многие взрослые даже не представляют, насколько важно маленькому человеку одобрение и поддержка со стороны самых главных людей в их жизни.

Анна Митряшова

 

 

 

Предыдущая статьяВ Рыбинске женщина не смогла удержаться от траты чужих денег
Следующая статьяРыбинцы показали класс на турнире по тайскому боксу в Санкт-Петербурге

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.