Вы знаете, сколько слов ребенок должен говорить в два года? А в каком возрасте он уже спокойно может общаться целыми предложениями? Когда ваши переживания беспочвенны, а когда пора действовать?
О том, как определить, что речевое развитие запаздывает и разговорить маленьких молчунов, в свой профессиональный праздник — День логопеда — нам рассказала учитель-логопед детского сада № 6 Юлия Дидык.
Главное — не пропустить
Юлия Дидык работает в логопедии более 20 лет. В этом году она стала лауреатом регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»-2023. А многим ребятам и их родителям она знакома как добрая волшебница, которая делает что-то очень интересное и необычное, а потом, как в сказке, Петя начинает выговаривать «р», а Саша вдруг побеждает шипящие, которые ему не давались.
Юлия Дидык убеждена, проблемы с речью начинаются с раннего детства, когда родители не досмотрели и пустили все на самотек. И тут очень важно, чтобы на пути ребенка появился человек, который поможет превратить «звуковую кашу в членораздельную речь.
Конечно, наша собеседница, которая имеет за плечами внушительный педагогический стаж, умеет заинтересовать детей и превратить длительную и кропотливую логопедическую работу в увлекательное путешествие в мир звуков. Поход в логопедический кабинет для них становится не занятием, а интересным приключением.
Но после таких визитов, если у ребенка обнаруживаются отклонения в речевом развитии, у Юлии Владимировны должны появиться «союзники», которыми прежде всего выступают родители дошколят. С ними она делится очень важной для будущего их детей информацией.
— В норме у ребенка к двум годам должен сформироваться активный словарный запас из 200-300 слов. Важно, чтобы малыш умел называть предметы и их признаки, действия, которые они совершают. Это значит, что в словаре ребенка должны присутствовать разные части речи. Чистота звукопроизношения на этом этапе особого значения не имеет, — пояснила Юлия Владимировна.
С этого же возраста, по словам логопеда, важно обратить внимание, чтобы в речи появлялись короткие фразы, предложения из двух слов. К трем годам в норме словарь ребенка достигает 1000 слов, предложения становятся более сложными, состоящими из трех-пяти слов с предлогом. Трехлетний малыш с удовольствием слушает чтение детских книжек, рассматривает картинки и пытается рассказывать вместе со взрослым хорошо знакомые сказки. Он слушает чтение стихов и договаривает отдельные слова в них, может рассказать простые четверостишья.
Активный лексический запас ребенка дошкольного возраста около 2000 слов. В этом возрасте он овладевает сложными предлогами. В его речи значительно сокращается количество грамматических ошибок и устанавливается произношение основных групп звуков. К пяти годам дети используются различные формы общения со сверстниками и взрослыми, задают много вопросов, пересказывают хорошо знакомые сказки, составляют рассказ из трех-четырех предложений по серии картинок.
К выпуску из детского сада 6-7-летний ребенок должен овладеть чистым звукопроизношением, развернутой фразовой речью, уметь составлять творческие рассказы и быть готовым к обучению грамоте.
Все эти этапы развития речи у детей находятся под контролем учителя-логопеда с раннего возраста, когда проводится первоначальная диагностика речи, до завершения дошкольного детства.
Логопед приходит в группу или приглашает детей в свой кабинет, где они рассматривают картинки, называют предметы, а специалист смотрит, соответствуют ли речевые умения ребенка возрастной норме.
— Если речь сформирована недостаточно, нарушено звукопроизношение, имеются лексико-грамматические и фонематические ошибки, то это является поводом для зачисления ребенка старшего дошкольного возраста в логопункт, где с детьми проводится коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушений в речи, — пояснила наша героиня.
Довольно часто ранняя диагностика и совместные усилия по преодолению речевых расстройств дают отличные результаты, и речевые проблемы не перерастают в тяжелые нарушения, с которыми очень трудно учиться в школе. Ведь там ребенку придется не только говорить, но и активно читать и писать.
— Ошибки устной речи очень часто переходят в письменную. Бывает так, что из-за детсадовских проблем в школе возникают такие сложности, как дисграфия — нарушение процесса написания слов — и дислексия — нарушение навыка чтения. В результате школьник пишет и читает, допуская множество ошибок, — объяснила наша собеседница.
Дефекты бывают разные
В логопедии нет одного приема от всех речевых «недугов», но есть множество способов, как помочь в каждой конкретной ситуации.
На речь ребенка могут повлиять органические причины, патологии, с которыми можно столкнуться во время беременности, при рождении и в первые годы жизни. Есть и социальные аспекты, например, педагогическая запущенность, «сюсюкание», двуязычие в семье. Именно поэтому логопед использует разные подходы и работает в связке с такими специалистами, как психолог, дефектолог и невролог.
— В настоящее время одной из особенностей детей дошкольного возраста, посещающих детские сады, является двуязычие. Увеличилось количество детей из семей, где говорят на двух языках. Многие дети с двуязычием (билингвизмом) испытывают трудности в общении и обучении на русском языке. И здесь на помощь родителям и детям приходят воспитатели и мы, логопеды. Организуем консультативно-просветительскую работу по вопросам развития всех сторон речи детей. Преодолеть языковые барьеры помогает слаженная работа с семьей и активное участие самих родителей. Только вместе мы сможем помочь ребенку усвоить русский язык как родной и в дальнейшем успешно овладеть письменной речью, — пояснила Юлия Владимировна.
Молчуны
Детей с логопедическими нарушениями, по наблюдению нашей собеседницы, с каждым годом становится все больше. Приходя в детский сад, многие из них не говорят или у них очень скудный набор слов.
Одну из причин задержки речевого развития Юлия Владимировна видит в отсутствии полноценного общения родителей с детьми. Не секрет, что сейчас ребенку проще дать телефон или планшет, чем посвятить ему время.
— Детям обязательно нужно живое общение. Важно читать, рассматривать вместе иллюстрации, строить диалог, играть, совместно выполнять какую-либо деятельность, — пояснила наша героиня.
А вот мультики до трех лет ребенку особой развивающей пользы не принесут, поскольку в этом возрасте он просто смотрит на мелькающие картинки, не запоминая и не понимая до конца смысла происходящего на экране.
Родители часто отдают ребенка на развивающие занятия, не осознавая, что как бы хорошо с ним ни занимались специалисты, но общение с близкими это не заменит.
Проводите время с пользой
Не все родители знают о том, что на развитие речи влияют многие факторы. Например, стимулирование мелкой моторики дает прекрасные результаты, ведь речевая область в коре головного мозга находится рядом с двигательной областью. Поэтому тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Если вы предложите ребенку шнуровки, мозаики, счетные палочки, мягкий пластилин, пальчиковые краски, ножницы и бумагу, вместе с ним займетесь игрой или изготовлением поделки, то это время не пройдет зря, а будет важным вкладом в развитие вашего сына или дочки.
В логопедии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, а также логопедический массаж. У детей, например, может быть слабый выдох, и из-за этого не получается произносить какой-то звук. Иногда плохо двигаются мышцы губ и языка, что очень влияет на качество произношения звуков. Проведение подобных тренировок в домашних условиях с раннего возраста способствует появлению звуков речи в норме.
— Очень полезно надувать шарики, дуть на плавающие предметы и вертушки, цокать языком и гримасничать перед зеркалом. Есть специальные комплексы упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков. Они не сложны, и любой родитель может заниматься с ребенком дома, не будучи специалистом, — говорит Юлия Дидык.
Также она отметила, что помогают развивать речь настольные и дидактические игры: лото, домино, иглы-ходилки, разрезные картинки, кубики, пазлы, лабиринты. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания и развивать мыслительные процессы.
С пользой можно проводить время и на прогулке.
— Когда вы идете с ребенком по улице, играйте с ним в словесные игры, например, в игру «Большое-маленькое». Ребенок будет называть вам все, что видит вокруг, уменьшая дом до домика, собаку до собачки. Придумать можно много вариантов, главное не молчать! В такой непринужденной форме идет формирование лексико-грамматической стороны речи, ребенок учится, играя, — пояснила наша собеседница.
Для детей речь взрослого — это всегда пример для подражания, поэтому не стоит упрощать слова, «сюсюкать», торопиться, захлебываясь словами. Лучше всего говорить спокойно, выразительно, с интонацией.
Новшества логопедии
Современная логопедия не стоит на месте. Количество эффективных и разнообразных методик впечатляет.
Например, в своей работе Юлия Владимировна берет на вооружение такие образовательные технологии, как логопедический массаж, зрительную и пальчиковую гимнастику, су-джок-терапию, интерактивную артикуляционную гимнастику, технологию проектов и квестов, игровые методики, которые дети очень любят.
— Строить работу с детьми, особенно с дошколятами, нужно на основе игры, чтобы вовлечь их в процесс обучения. Я превращаю логопедический кабинет в «Логомастерскую», где вместе с детьми мы придумываем, создаем, а потом играем в разные игры, и так, незаметно для детей, ведется логопедическая работа над речью. Через познавательную и творческую деятельность у детей развивается чистота речи, — рассказывает логопед.
Чтобы быть в тренде и уметь применять информационные технологии, наша героиня для своих занятий создает мультимедийные презентации, где игровой компьютерный персонаж знакомит ребенка с миром звуков и букв. Это всегда вызывает очень большой интерес у детей, а значит, даёт результат.
Перечислять методики можно очень долго, и практически на каждую проблему в логопедии есть свое решение, но для этого нужно заниматься с детьми, а не думать, что все решится само собой.
Юлия Владимировна уверена в том, что хорошая речь у ребенка — это результат заботы и внимательного отношения к нему со стороны взрослых.
Анна Митряшова