Домой Общество Юлия Дидык: «Работы у логопедов становится все больше»

Юлия Дидык: «Работы у логопедов становится все больше»

0

Вы знаете, сколько слов ребенок должен говорить в два года? А в каком возрасте он уже спокойно может общаться целыми предложениями? Когда ваши переживания беспочвенны, а когда пора действовать?

О том, как определить, что речевое развитие запаздывает и разговорить маленьких молчунов, в свой профессиональный праздник — День логопеда — нам рассказала учитель-логопед детского сада № 6 Юлия Дидык.

Главное — не пропустить

Юлия Дидык работает в логопедии более 20 лет. В этом году она стала лауреатом регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»-2023. А многим ребятам и их родителям она знакома как добрая волшебница, которая делает что-то очень интересное и необычное, а потом, как в сказке, Петя начинает выговаривать «р», а Саша вдруг побеждает шипящие, которые ему не давались.

Юлия Дидык убеждена, проблемы с речью начинаются с раннего детства, когда родители не досмотрели и пустили все на самотек. И тут очень важно, чтобы на пути ребенка появился человек, который поможет превратить «звуковую кашу в членораздельную речь.

Конечно, наша собеседница, которая имеет за плечами внушительный педагогический стаж, умеет заинтересовать детей и превратить длительную и кропотливую логопедическую работу в увлекательное путешествие в мир звуков. Поход в логопедический кабинет для них становится не занятием, а интересным приключением.

Но после таких визитов, если у ребенка обнаруживаются отклонения в речевом развитии, у Юлии Владимировны должны появиться «союзники», которыми прежде всего выступают родители дошколят. С ними она делится очень важной для будущего их детей информацией.

— В норме у ребенка к двум годам должен сформироваться активный словарный запас из 200-300 слов. Важно, чтобы малыш умел называть предметы и их признаки, действия, которые они совершают. Это значит, что в словаре ребенка должны присутствовать разные части речи. Чистота звукопроизношения на этом этапе особого значения не имеет, — пояснила Юлия Владимировна.

С этого же возраста, по словам логопеда, важно обратить внимание, чтобы в речи появлялись короткие фразы, предложения из двух слов. К трем годам в норме словарь ребенка достигает 1000 слов, предложения становятся более сложными, состоящими из трех-пяти слов с предлогом. Трехлетний малыш с удовольствием слушает чтение детских книжек, рассматривает картинки и пытается рассказывать вместе со взрослым хорошо знакомые сказки. Он слушает чтение стихов и договаривает отдельные слова в них, может рассказать простые четверостишья.

Активный лексический запас ребенка дошкольного возраста около 2000 слов. В этом возрасте он овладевает сложными предлогами. В его речи значительно сокращается количество грамматических ошибок и устанавливается произношение основных групп звуков. К пяти годам дети используются различные формы общения со сверстниками и взрослыми, задают много вопросов, пересказывают хорошо знакомые сказки, составляют рассказ из трех-четырех предложений по серии картинок.

К выпуску из детского сада 6-7-летний ребенок должен овладеть чистым звукопроизношением, развернутой фразовой речью, уметь составлять творческие рассказы и быть готовым к обучению грамоте.
Все эти этапы развития речи у детей находятся под контролем учителя-логопеда с раннего возраста, когда проводится первоначальная диагностика речи, до завершения дошкольного детства.

Логопед приходит в группу или приглашает детей в свой кабинет, где они рассматривают картинки, называют предметы, а специалист смотрит, соответствуют ли речевые умения ребенка возрастной норме.

— Если речь сформирована недостаточно, нарушено звукопроизношение, имеются лексико-грамматические и фонематические ошибки, то это является поводом для зачисления ребенка старшего дошкольного возраста в логопункт, где с детьми проводится коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушений в речи, — пояснила наша героиня.

Довольно часто ранняя диагностика и совместные усилия по преодолению речевых расстройств дают отличные результаты, и речевые проблемы не перерастают в тяжелые нарушения, с которыми очень трудно учиться в школе. Ведь там ребенку придется не только говорить, но и активно читать и писать.

— Ошибки устной речи очень часто переходят в письменную. Бывает так, что из-за детсадовских проблем в школе возникают такие сложности, как дисграфия — нарушение процесса написания слов — и дислексия — нарушение навыка чтения. В результате школьник пишет и читает, допуская множество ошибок, — объяснила наша собеседница.

Дефекты бывают разные

В логопедии нет одного приема от всех речевых «недугов», но есть множество способов, как помочь в каждой конкретной ситуации.

На речь ребенка могут повлиять органические причины, патологии, с которыми можно столкнуться во время беременности, при рождении и в первые годы жизни. Есть и социальные аспекты, например, педагогическая запущенность, «сюсюкание», двуязычие в семье. Именно поэтому логопед использует разные подходы и работает в связке с такими специалистами, как психолог, дефектолог и невролог.

— В настоящее время одной из особенностей детей дошкольного возраста, посещающих детские сады, является двуязычие. Увеличилось количество детей из семей, где говорят на двух языках. Многие дети с двуязычием (билингвизмом) испытывают трудности в общении и обучении на русском языке. И здесь на помощь родителям и детям приходят воспитатели и мы, логопеды. Организуем консультативно-просветительскую работу по вопросам развития всех сторон речи детей. Преодолеть языковые барьеры помогает слаженная работа с семьей и активное участие самих родителей. Только вместе мы сможем помочь ребенку усвоить русский язык как родной и в дальнейшем успешно овладеть письменной речью, — пояснила Юлия Владимировна.

Молчуны

Детей с логопедическими нарушениями, по наблюдению нашей собеседницы, с каждым годом становится все больше. Приходя в детский сад, многие из них не говорят или у них очень скудный набор слов.

Одну из причин задержки речевого развития Юлия Владимировна видит в отсутствии полноценного общения родителей с детьми. Не секрет, что сейчас ребенку проще дать телефон или планшет, чем посвятить ему время.

— Детям обязательно нужно живое общение. Важно читать, рассматривать вместе иллюстрации, строить диалог, играть, совместно выполнять какую-либо деятельность, — пояснила наша героиня.

А вот мультики до трех лет ребенку особой развивающей пользы не принесут, поскольку в этом возрасте он просто смотрит на мелькающие картинки, не запоминая и не понимая до конца смысла происходящего на экране.

Родители часто отдают ребенка на развивающие занятия, не осознавая, что как бы хорошо с ним ни занимались специалисты, но общение с близкими это не заменит.

Проводите время с пользой

Не все родители знают о том, что на развитие речи влияют многие факторы. Например, стимулирование мелкой моторики дает прекрасные результаты, ведь речевая область в коре головного мозга находится рядом с двигательной областью. Поэтому тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Если вы предложите ребенку шнуровки, мозаики, счетные палочки, мягкий пластилин, пальчиковые краски, ножницы и бумагу, вместе с ним займетесь игрой или изготовлением поделки, то это время не пройдет зря, а будет важным вкладом в развитие вашего сына или дочки.

В логопедии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, а также логопедический массаж. У детей, например, может быть слабый выдох, и из-за этого не получается произносить какой-то звук. Иногда плохо двигаются мышцы губ и языка, что очень влияет на качество произношения звуков. Проведение подобных тренировок в домашних условиях с раннего возраста способствует появлению звуков речи в норме.

— Очень полезно надувать шарики, дуть на плавающие предметы и вертушки, цокать языком и гримасничать перед зеркалом. Есть специальные комплексы упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков. Они не сложны, и любой родитель может заниматься с ребенком дома, не будучи специалистом, — говорит Юлия Дидык.

Также она отметила, что помогают развивать речь настольные и дидактические игры: лото, домино, иглы-ходилки, разрезные картинки, кубики, пазлы, лабиринты. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания и развивать мыслительные процессы.

С пользой можно проводить время и на прогулке.

— Когда вы идете с ребенком по улице, играйте с ним в словесные игры, например, в игру «Большое-маленькое». Ребенок будет называть вам все, что видит вокруг, уменьшая дом до домика, собаку до собачки. Придумать можно много вариантов, главное не молчать! В такой непринужденной форме идет формирование лексико-грамматической стороны речи, ребенок учится, играя, — пояснила наша собеседница.

Для детей речь взрослого — это всегда пример для подражания, поэтому не стоит упрощать слова, «сюсюкать», торопиться, захлебываясь словами. Лучше всего говорить спокойно, выразительно, с интонацией.

Новшества логопедии

Современная логопедия не стоит на месте. Количество эффективных и разнообразных методик впечатляет.

Например, в своей работе Юлия Владимировна берет на вооружение такие образовательные технологии, как логопедический массаж, зрительную и пальчиковую гимнастику, су-джок-терапию, интерактивную артикуляционную гимнастику, технологию проектов и квестов, игровые методики, которые дети очень любят.

— Строить работу с детьми, особенно с дошколятами, нужно на основе игры, чтобы вовлечь их в процесс обучения. Я превращаю логопедический кабинет в «Логомастерскую», где вместе с детьми мы придумываем, создаем, а потом играем в разные игры, и так, незаметно для детей, ведется логопедическая работа над речью. Через познавательную и творческую деятельность у детей развивается чистота речи, — рассказывает логопед.

Чтобы быть в тренде и уметь применять информационные технологии, наша героиня для своих занятий создает мультимедийные презентации, где игровой компьютерный персонаж знакомит ребенка с миром звуков и букв. Это всегда вызывает очень большой интерес у детей, а значит, даёт результат.

Перечислять методики можно очень долго, и практически на каждую проблему в логопедии есть свое решение, но для этого нужно заниматься с детьми, а не думать, что все решится само собой.

Юлия Владимировна уверена в том, что хорошая речь у ребенка — это результат заботы и внимательного отношения к нему со стороны взрослых.

Анна Митряшова

 

 

Предыдущая статьяВ Рыбинске начинают строить дом под расселение
Следующая статья«Закладчик» из Рыбинска получил более 10 лет за сбыт наркотиков

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.