Как Рыбинск может «выстрелить» на всероссийском уровне, на каких гостей будут делать ставку, чем их привлекать и удивлять, а главное, — кто? Ответы на эти вопросы искали участники форума по развитию кадрового потенциала в сфере туризма и гостеприимства. В нем приняли участие представители власти, бизнеса, образования и маркетинга. Разные взгляды на Рыбинск туристический проанализировала Анна Митряшова.
Власть: туризм – флагман экономического развития города
На развитие туризма в нашем городе чиновники делают огромную ставку. По их мнению, в Рыбинске есть все предпосылки для того, чтобы это направление стало одним из флагманских в экономике города. Но уже сейчас ощущается серьезная нехватка профессиональных кадров в отрасли и отсутствие единого вектора в работе всех участников этой сферы.
— На форуме, который проходит в РГАТУ, подписали соглашение с нашим вузом о подготовке специалистов для туристической отрасли. Развитие кадрового потенциала отрасли в нашем городе – одна из необходимых мер. На базе РГАТУ работает кафедра философии, социально-культурных технологий и туризма. Даем ей второе дыхание. Город нуждается в грамотных специалистах отрасли туризма. Молодые люди, которые выберут это направление, в будущем приобретут востребованные специальности, — отметил Дмитрий Рудаков.
Эксперты: внутренний туризм будет расти
Рыбинск достоин того, чтобы здесь появился полноценный туристско-рекреационный кластер. Такого мнения придерживается заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма МГУ им. М.В.Ломоносова, вице-президент национальной академии туризма Виктор Кружалин, который был одним из гостей форума. Он посетил РГАТУ, гостиницы, посмотрел на город и отметил высокий туристический потенциал Рыбинска и внутренних путешествий в целом.
— Местоположение Рыбинска уникально: здесь много культурных, природных и исторических ресурсов. В условиях, когда туризм для россиян в большей мере стал внутренним, такие малые города, как ваш, становятся особенно привлекательными для путешествий. Тот факт, что на ближайшие месяцы все отели забиты, говорит о том, что в городе уже проведена серьезная работа, — отметил он.
Также эксперт отметил, что впереди у Рыбинска большие инвестиционные проекты. Для их реализации необходимо заранее готовить специалистов, в том числе для туристической отрасли, которая вместе с промышленностью будет одним из главных направлений развития Рыбинска.
Маркетинг: гостя нужно знать в лицо
Что предложить туристу? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала составить его портрет и желательно в деталях.
— Важно четко представлять потребности, желания и даже страхи гостя. При этом нужно обязательно заявить через контент, который будет доходить до людей, что в Рыбинске они найдут «продуманный» отдых. Когда турист понимает, что его визит будет не хаотичным, а интересным и упорядоченным, да еще и с отличным сервисом, он с выберет то место, которое себя таковым позиционирует, — пояснила спикер форума, маркетолог Людмила Савина.
По мнению Людмилы, человеку важно дать какой-то интересный процесс, в который он будет вовлечен. Например, приезжая в Рыбинск, гость может на время получить статус купца, стать участником некоего действа, через которое он познакомится с традициями города, пройдет условные ритуалы. Словом, за красивой вывеской «Рыбинск» он увидит жизнь и проникнется его атмосферой.
Event: больше событий хороших и разных
Продюсер ярославского фестиваля «Пир на Волге», организатор Юлия Скороходова рассказала о трех китах успешного туристического продукта. Он включает в себя событийные мероприятия, гастрономические «фишки» и локальные бренды, которые может предложить город.
— Все, что мы делаем, строится на любви к тому месту, которое мы пытаемся развивать. Мы берем за основу культурный код города, «ДНК» этого места и круто о нем рассказываем, создавая множество разных поводов для того, чтобы его хотелось посетить. Город должен не сходить с повестки, а формат мероприятий должен меняться, — пояснила она.
В качестве одного из примеров она привела проект «Балкон сет» в музее. Не все восприняли этот формат с восторгом, но шуму он наделал. Соответственно, привлек внимание, а вместе с ним и интерес. В конечном итоге большинству людей он понравился.
Гастрономический специалитет территории в деле привлечения туризма стоит на первых позициях, чего только стоит тульский пряник или вологодское масло. По словам спикера, без местных «фишек», локальных брендов и крафтовых товаров маркетингу территорий продвигаться очень сложно.
— Когда к нам на фестиваль приезжают федеральные каналы, блогеры-миллионники, они не хотят снимать что-то большое, им нужна, условно говоря, бабушка-умелица, которая вручную расписывает пряники, — объяснила она, сказав о том, что у людей сейчас огромный запрос на то, что идет от души и из сердца.
Юлия Скороходова отметила, что важно и то, как рассказывают о событии. Вместо официальных и шаблонных пресс-релизов эффективнее использовать те форматы, которые затрагивают эмоции людей. Контент, по словам спикера, должен быть настолько эмоциональным и «бить» в самое сердце, чтобы у каждого, кто это увидел, возникло желание поделится этим и самому стать участником происходящего.
Гостья из Ярославля отметила, что сейчас очень высок запрос на семейный отдых, поэтому в любом событии должны быть продуманы активности для детей.
Туризм: ставка на мультибрендовость
Не только о планах, но и об уже работающих проектах говорили на форуме эксперты туристической отрасти, которые работают в ней много лет и видят, как меняется вектор интересов.
Сейчас успешно развивается водный туризм, востребованы теплоходные прогулки, в том числе со шлюзованием. Среди популярных «фишек» Рыбинска отмечены старинные вывески, промышленный туризм, Молога, Федор Ушаков, литературное наследие города, кино и музыка.
Стабильным интересом со стороны гостей города пользуются стилизованные экскурсии, где экскурсовод предстает в роли купца, как, например, Владимир Калюкин. Популярны фотопроекты в стиле ретро, когда туристы могут погулять по городу в костюмах прошлых веков и получить неповторимые снимки дореволюционного Рыбинска.
Очень большой популярностью сейчас пользуются экскурсии на предприятия. По проекту «Рыбинск-город возможностей» наши заводы в этом году посетили 1700 школьников Ярославской области.
— Пока нельзя сказать, что мы активно используем предприятия для взрослых экскурсий, поскольку большинство из них все таки закрытые, но потенциал здесь большой, и запрос от туристов тоже есть, — отметила спикер форума Наталья Виноградова, основатель рыбинского клуба туризма и отдыха «Сундук Путешествий».
Участники форума сошлись во мнении, что Рыбинск много лет был в тени Ярославля и городов «Золотого кольца», но сейчас никто не назовет второй город региона аутсайдером в гонке за симпатии туристов.