Никому так не требуется поддержка, как ребятам из детских домов. После учреждения многим из них тяжело адаптироваться в жизни, так как у них просто не было примера для подражания. Не всем ребятам удается найти усыновителей или опекунов, которые могут стать их проводниками в социум. Поэтому с 2019 года в Ярославской области действует программа наставничества для ребят из детских домов. Взрослые, которым не все равно, могут не просто помочь детям вписаться в окружающую среду, а стать настоящим другом.
Этот социальный проект активно развивается в Ярославле. В нашем городе программа также действует, однако не так широко освещена, как этого хотелось бы. Мы пообщались с координатором благотворительного фонда «Дети наши», чтобы подробнее узнать о том, как можно стать другом ребенку. А еще узнали, для чего это нужно, у реального наставника.
Зачем все это надо?
Мы все имеем возможность сходить со своими детьми или друзьями в кино, кафе или на каток, выбраться на природу или съездить в отпуск. Ведь ничего нет лучше, чем провести время со своим родным человеком, даже если это будут простые домашние посиделки за просмотром телевизора.
Но есть дети, которые всего этого лишены. По тем или иным причинам они оказались в детском доме и не имеют возможности прикоснуться к семейному очагу. Да, у них есть друзья в самом учреждении, с которыми они могут проводить время, педагоги, которые объяснят базовые вещи, например, как оплатить коммунальные услуги. Но рядом нет взрослого человека, который станет для них примером, другом и покажет все краски этого мира.
С целью помочь обрести подростку друга благотворительным фондом «Дети наши» была запущена программа наставничества.
Работа с детьми требует серьезных намерений и возлагает на человека большую ответственность. Поэтому и правила для тех, кто может стать наставником для ребенка, крайне строги:
— стать наставником могут взрослые от 23 до 55 лет;
— взять под крыло юношу могут как мужчины, так и женщины, девушку — только женщины;
— встречи с подопечным должны проходить 3-4 раза в месяц;
— для посещения желательны совместные мероприятия для наставников и для пар: клубы наставников, интервизии, мастер-классы;
— составлением пары занимается исключительно психолог;
— психолог может отказать в участии в проекте, каждый получит развернутый и подробный ответ об участии в проекте.
Для того чтобы стать наставником также необходимо пройти двухдневный обучающий тренинг, где психологи проекта рассказывают об особенностях детей сирот. Нр первично необходимо оставьте заявку на сайте благотворительного фонда «Дети наши»: https://detinashi.ru/mentor/
Более сотни наставников уже общаются со своими подопечными подростками из детских домов. Исключением не стала и Екатерина из Ярославля, которая в 2020 году обрела не просто подопечную, а подругу. Она ехала в машине, когда услышала объявление по радио про эту программу.
Девушка поняла, что не может остаться в стороне.
— Эта тема давно мне близка. По образованию я юрист по защите детей и в университете была волонтером от своего факультета, мы посещали детские дома, была вожатой, аниматором. В целом очень много работала с детьми из детских домов, интернатов. И когда я узнала о программе, поняла, что я заинтересована в этом, имею ресурсы и желание помочь, поделиться своим опытом с ребенком, — рассказывает Екатерина.
Она оставила заявку и прошла тренинг. Ее подопечной стала воспитанница детского дома из Рыбинска, которую звали Катя. Девочка попала в госучреждение летом 2020 года, уже будучи достаточно взрослой, на тот момент ей было 16 лет. А уже осенью она познакомилась со своей наставницей. Это стало для нее настоящим спасением.
Екатерина рассказывает, что Катя сразу же проявила интерес к общению, не стала закрываться, она действительно нуждалась в друге и с легкостью шла на контакт. Вспоминая первую встречу, наставница рассказывает, что они общались несколько часов, хотя обычно первые встречи проходят в неловком молчании не больше 30 минут.
Вместе две Кати ходили в кино, кафе, на различные мастер-классы. Они проводили много времени вместе и сильно сблизились. В то время у подопечной не было мобильного телефона, поэтому Екатерине приходилось звонить на стационарной и звать девочку к трубке, чтобы они договорились о встрече. Наставница и подопечная сблизились так, что ярославна устроила для девочки настоящий выпускной из школы.
— Другие ребята из ее класса собирались вместе с родителями в кафе, а Катю не особо ждали ее на празднике. Тогда я решила сама сделать для нее праздник. Я подарила ей шикарный букет цветов, дала ей платье, в котором сама была на своем выпускном, мы пошли в ресторан японской кухни, где Катя впервые попробовала роллы, потом гуляли по городу. Я думаю, что она провела этот день ярко и была счастлива, — вспоминает Екатерина.
После выпуска девочки из детского дома они не прекратили общение. Более того, они выросли из отношений «наставник-подопечная» и стали настоящими подругами.
— Мы вместе проходим через все. Я была рядом, когда она нашла первую работу, встретила первую любовь. Я счастлива за нее искренне и честно.
Для себя Екатерина поняла, что дарить любовь и тепло детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, очень легко и просто. А оказаться рядом в нужную минуту поможет ребятам в будущем. Поддержка и опора очень важна для становления личности ребенка, ведь это поможет ему в дальнейшем жизненном пути.