Сейчас очень часто от родителей можно услышать слова: «Школа для меня, как вторая работа». Действительно, учебная нагрузки и программа, по которой дети получают знания, заставляет многих приходить на помощь уже с начальных классов.
Но, оказывается, получать образование можно и дома, и никто не ограничивает родителей в выборе альтернативного школе варианта. О личном опыте домашнего обучения нам рассказала мама четырех детей, психолог и предприниматель Инна Московская.
От учебников очень многое зависит
Наша сегодняшняя героиня отнюдь не дилетант в образовательном процессе. Пять лет отработав в одной из рыбинских школ, она в итоге приняла решение в пользу домашнего обучения.
Прежде всего, это было продиктовано ее желанием выстроить логичную базу знаний у своих детей, выбрав именно ту программу, которая способна это дать.
— Я очень сильно углубилась в тему изучения советского образования. В период с 1955 по 1965 годы мы были самой передовой страной с точки зрения построения учебного процесса. Умственный коэффициент у советских школьников был самым высоким в мире. И эта база знаний строилась на принципе перехода от простого к сложному. Четко, структурировано, без перепрыгивания с темы на тему, — пояснила Инна.
Наша собеседница начала искать учебники, по которым занимались тогдашние дети. Они логично и последовательно формировали в голове целостную картину.
Итогом ее поиска стал сайт «Сталинский букварь». Его создатели занимаются возрождением всех тех учебников, которые раньше были «золотым стандартом» советского образования. Они выбирают самые лучшие и издают их. Проект был запущен несколько лет назад, и пока купить учебники можно вплоть до пятого класса.
— Когда старшему сыну Матвею нужно было идти в первый класс, я закупила ему эти книги. Решение о том, что сын будет учиться дома уже тогда созрело и утвердилось, но на начальном этапе я добавила онлайн школу. Но довольно быстро, поняв, что ребенок с такой формой обучения буквально прикован к компьютеру, мы от нее отказались. Матвей проучился так только год, — пояснила Инна.
Она отметила, что онлайн обучение их не привлекло еще и потому, что оно предполагало интенсивную, еженедельную аттестацию. По ее словам, было очень некомфортно, постоянно приходилось нервничать, гнаться, успевать сдавать все, что положено.
При этом стоимость обучения, которая началась с 5500 рублей в месяц, постоянно индексировалась.
После перового класса Инна нашла другое решение.
Как организовать домашнее обучение
Любой образовательный процесс требует четкой документальной проработки. Важно, чтобы ребенок был зачислен в школу и получал все справки о том, что он проходит необходимую аттестацию.
— Уже довольно давно для родителей, которые выбрали домашнее обучение, существует система под названием ЦПСО «Центр Поддержки Семейного Образования». Она дает возможность выбрать любую программу обучения. При этом аттестация проходит один раз в год по каждому предмету. Зачисление идет в государственную школу со всеми документами, подтверждающими, что образовательный процесс идет по государственным стандартам. Стоит это 15 000 в год, — пояснила Инна.
Сын нашей собеседницы учится так уже пять лет.
Тут у многих возникнет резонный вопрос. А как же ребенок будет постигать материал без преподавателей?
И мы, конечно, задали его нашей героине.
— Такой способ выбирают ответственные родители, которые понимают, что домашнее обучение — это точно такая же работа для ребенка, просто она организована иначе. Безусловно, приходится ему помогать, но в чем ее несомненный плюс — благодаря этой системе можно получать только базовые вещи по предметам, которые неблизки и более глубоко погружаться именно в то, что нравится, — пояснила Инна.
Например, у нашей героини сын любит шахматы и посещает занятия каждый день. С режимом обычной школы такая нагрузка была бы невозможной.
При этом дети Инны учатся именно по стандартам советских учебников, где нет «воды». Там все очень логично и дана масса практических задач на закрепление пройденного материала.
— Никто не говорит, что учиться просто, но программа, например, которую мы выбрали, построена на шагах от простого к сложному. Там просто невозможно пойти дальше, если ты не проработал и не понят какой-то материал. Нужно продвигаться постепенно, не пропуская ни одну темы, поскольку они очень логично цепляются друг за друга.
А как же социализация?
Как психолог наша героиня четко разграничивает понятия «встраивания» человека в общество. По ее словам, любой социализации предшествует адаптация.
— Мы адаптируемся к обществу первые двадцать лет жизни и только, усвоив этот опыт, начинаем успешно социализироваться. Но большинство современных людей толком не прошли даже первый этап. И одна из главных причин кроется в системе, в которую мы попадаем с самых первых лет жизни. Сначала в детском саду, где все происходит по расписанию, затем история продолжатся в школе, — отметила Инна.
Человек всегда находится под тотальным контролем. И эта система, по ее словам, прививает только стремление получать хорошие оценки, а не знания. Если ты отличник и хорошист — значит ты молодец, нет — с тобой что-то не так.
— Детей не учат выбирать, не учат быть самостоятельными, но без этого во взрослой жизни стать, например, предпринимателем, очень сложно. Качества, которые воспитывает школьная система противоречат всем аспектам личности успешного человека, — уверена Инна.
Именно поэтому говорить о том, что после школы человек адаптирован к жизни, не приходится.
Как профессионал Инна говорит, что потребность в подростковых и детских психологах сейчас очень велика. Дети закрыты, не общаются со взрослыми. Это все постепенный результат действия системы.
Что касается общения, то и здесь школа, где ребенок не выбирает с кем окажется в классе, ведет к проблемам, например, к пресловутому буллингу.
По мнению Инны, дефицита общения у ребенка, посещающего секции, кружки и просто заводящего друзей, которые ему нравятся, быть попросту не может.
Чем мотивировать детей, которые учатся дома?
Этот вопрос несколько удивил нашу героиню.
Дети Инны не привыкли к тому, чтобы их вообще оценивали за учебу. Они просто знают, что это их работа.
— У них есть ежедневная норма заданий и четкая цель — сдать итоговую контрольную. Мы построили учебный процесс так, как лучше для них. Им удобнее пройти один предмет, например, математику, а потом приступить к другому, — уточнила Инна.
Телефон, пока все задания не готовы, находится под запретом.
Помимо этого, например, старший сын нашей героини любит читать. И это его каждодневное занятие.
— Дети не читают? А вы уберите телевизор, планшет, телефон. Они сами возьмут и настольные игры, и книги. Если делать нечего, волей-неволей ты будешь чем-то себя занимать. Не у всех родителей есть возможность дотерпеть, пережить этот период. Ведь как только забираешь у ребенка гаджеты, он становиться раз в пять разговорчивее, он хочет чем-то заниматься, куда-то ехать. Одним словом, перестает быть удобным.
В Рыбинске с каждым годом становится все больше людей, которые выбирают домашнее обучение. И, пообщавшись с Инной, можно сделать выводы, что эта система работает довольно успешно.
Анна Митряшова