Сегодня, 12 июля, в России отмечают день фотографа. Фотография – это своего рода череда совпадений: света и взгляда, момента и жеста, пальца с кнопкой на камере. Кажется, что фотограф Евгений Филатов живет в мире таких удивительных совпадений и находок.
Его работы притягивают взгляд, как настоящие картины и сокровища. Их хочется разглядывать и изучать, показывать другим: неожиданные ракурсы родного города, случайные прохожие, красота и безмолвные высказывания деталей, креативные съемки, вдохновленные классиками фотографии, искусством.
По образованию наш герой художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, по профессии – оператор лазерного станка. Он совсем недавно в фотографии, но его опыт невероятно вдохновляет.
О том, как идеи становятся фотографиями, и почему взаимодействие с другими людьми открывает новые грани в творчестве – читайте в нашем материале.
— Евгений, вы работаете оператором ткацких станков. Как получилось, что вы пришли к фотографии?
— Я очень много снимал на телефон, гуляя по городу, фотографировал семью. Родные мне стали говорить: «Как здорово ты снимаешь, твои фотографии похожи на картины!», тогда я подумал, что нужно фотоаппарат купить. Купил, сначала фотографировал улицу, с января начал снимать людей. Я не могу сказать, как именно я стал фотографом, мне просто нравится это занятие: гулять и фотографировать, подмечать красоту.
Однажды я написал Ольге Моль, увидел, что она занимается костюмами, предложил бесплатно поработать вместе. Тогда шумел сериал «Слово пацана», решили сделать съемку в подобной стилистике. Это была моя первая масштабная работа. После я себе поставил цель, что хочу снимать чаще.
— Расскажите об участии в конкурсе 35AWARDS.
— Я только взял фотоаппарат в руки, не планировал что-то выигрывать, хотел просто узнать, что это за конкурс. В нем сложно пройти даже во второй этап, а у меня одна фотография прошла. Еще одна работа попала в топ 60-ти фотографов Ярославля. Если в этом году у меня будут сильные снимки, то я поучаствую еще раз.
— Когда смотришь на ваши кадры, невольно спрашиваешь себя: «Как это сделано?», они действительно похожи на картины. Как это происходит?
— Моя мама всегда говорит папе, что он часто какие-то мелочи замечает. Наверное, это мне досталось от него.
Надежда, подруга Евгения:
— Женя действительно умеет подмечать интересные маленькие детали. Мы гуляем с ним, а он говорит, что речка красиво блестит, я этого не вижу – потом, только глядя на фотографию, понимаю, о чем он.
Он также хорошо подбирает детали к съемкам, весь реквизит. И модели не нужно об этом заботиться, он все организует.
Евгений:
— Да, если я придумал, что вы будете на кровати в поле, то я привезу туда кровать.
— Что сформировало вашу насмотренность?
— Фотобазы, например, пинтерест, фильмы, картины, даже обложки к музыкальным альбомам. Очень нравятся мне лекции Александра Медведева, его рекомендации хорошо развивают насмотренность.
Как-то мне написали в комментариях под фотографией, что похоже на Тарковского, а потом, что на Балабанова. Мне до них далеко, но действительно, лет с 12 я пересматривал «Брата» по нескольку раз в год.
В целом я люблю такое кино: медленное, философское, непривычное, но приятное глазу.
— Как рождается идея съемки?
— Я спрашиваю у человека, есть ли у него какие-нибудь пожелания, прошу показать референсы. Когда у меня есть общая информация, я начинаю придумывать, я сам себе нейросеть. Иногда человек не называет фотографов, а говорит, какая ему нравится музыка или кино, мы от этого тоже отталкиваемся.
Например, у меня была фотосессия с Юлией Феклистовой, Юлия ведет иммерсивные экскурсии. Она сказала, что любит рок-музыку. У нее была широкополая шляпа и плащ, а у меня дым, поэтому мы решили сделать что-то гранжевое, съемка проходила в промзоне.
— Нет страха, что герою не понравится задумка?
— Нет, ведь человек изначально приходит ко мне, значит, ему нравится мой посыл. И, как правило, съемка делается под человека, это процесс взаимный.
— Чтобы воплотить идею, важно ли понимать все технические параметры?
— Да, конечно. Важно понимать, какие нужны настройки, какой свет. Я изучал литературу, смотрел видео, находил фотографов, чьи работы мне нравятся, учился у них.
Перед каждой съемкой я делаю раскадровку: что у меня будет, какую человек примет позу и какое для этого нужно освещение. Исходя из этого, выставляю настройки.
— Как вы выстраиваете общение с героями своих съемок? Сложно ли это?
— Я человек не особо коммуникабельный, поэтому мне очень волнительно идти к незнакомцу на съемку, но когда я начинаю фотографировать – страх как рукой снимает. Фотография помогает социализироваться.
— А снимать на улице волнительно?
— На улице наоборот, чувствую себя спокойно. На улице, если что, убежать можно. Вообще в уличную фотографию проще всего войти, потому что, никого не нужно звать – идешь и снимаешь.
Пока что я не могу сказать, что у меня хорошая уличная фотография. Скорее, она репортажная. Есть такое сообщество Magnum Photos, которое основал знаменитый фотограф Анри Картье-Брессон. Это сообщество объединяет мировых фотографов, которые путешествуют по миру, снимают быт, улицы определенных регионов. Вот это удивительная, истинно красивая, приятная глазу уличная фотография.
— Вам больше нравится уличная фотография или портретная?
— Мне нравится все. Люблю фотографировать здания, можно же сфотографировать так, что будет видно все детали, каждый кирпичик. У нас интересный город, его можно изучать бесконечно.
Людей почему-то нравится снимать со спины, заметил, что это у меня даже в портретной фотографии прослеживается.
— К вашим фотографиям всегда так удивительно точно подобрана музыка и цитаты, как будто все соединяется в одно чудесное мгновение, кино. Как это происходит?
— На самом деле я просто смотрю на фотографию и думаю, какая песня сюда может подойти. Я меломан, совершенно разную музыку слушаю, начиная от Паганини… А сейчас, например, нашел стихи Бориса Рыжего и его песни.
Иногда я в шутку соединяю одно с другим, не всегда это серьезно.
— Какая из прошедших съемок запомнилась вам больше всего?
— Моя последняя съемка, которая прошла в театре. Мне давно этого хотелось, и так совпало, что актриса Дарья Ротенберг сама предложила сделать там фотосессию. Очень этому рад.
— Какие есть планы на ближайшие съемки?
— Хотим с Юлией Феклистовой сделать что-то вроде экологической акции. Сейчас лето, а я очень не люблю, когда мусорят.
У меня есть декоративные цветы, розовые мусорные пакеты, я в них надую белые шарики, будет розовый респиратор… Хочется сделать фотографии с посылом, что за собою убрать легко.
У фотографа Никиты Журнакова из Екатеринбурга была серия фотографий собак из приюта, он нарядил их в одежду, сделал портретные снимки. До этого приют хотели расформировать, но после съемки, буквально за три дня всех собак разобрали по домам. Меня вдохновляет такой опыт, что с помощью фотографии можно сделать доброе дело.
Я бы хотел сделать съемку в Софийском женском монастыре, рядом с которым сейчас находится колония. Кажется, из этого может получиться интересный сюжет, можно привлечь внимание к объекту, чтобы его начали реставрировать, но такую съемку сложно организовать.
— Если бы в трех словах вы могли выразить, что для вас фотография, какие бы это были слова?
— Свет, идея и человек. Можно красиво сфотографировать и цветы, но мы живем в обществе, возможность наблюдать за людьми, взаимодействовать с ними – открывает новые грани, в том числе и в творчестве.
Фото: Евгений Филатов.
Новости Рыбинска:
ВКонтакте — https://vk.com/rweek
Одноклассники — https://ok.ru/rweek
Телеграм — https://t.me/rweek