2 сентября своей профессиональный праздник отмечают психологи уголовно-исполнительной системы.
В Рыбинске две исправительные колонии, следственный изолятор, специализированная психиатрическая больница. В каждом из этих учреждений есть целый штат психологов, которые помогают подозреваемым, обвиняемым и осужденным справиться с новыми жизненными обстоятельствами и встать на путь исправления.
О том, как организована психологическая поддержка осужденных в рыбинской колонии строгого режима №2, рассказывает старший психолог психологической лаборатории лейтенант внутренней службы Полина Белышева.
Стать военным и носить форму Полина мечтала еще в школе. После одиннадцатого класса девушка решила поступать в Смоленск в школу милиции от Московской академии. Выпускница успешно сдала экзамены и физподготовку, но, к сожалению, по конкурсу прошла другая девушка.
— В выборе будущей профессии большую роль сыграли родители, именно они предложили поступить в Ярославский педагогический колледж и получить профессию психолога. После колледжа в копилке был красный диплом, затем успешно окончила ВУЗ. Получила предложение остаться работать на кафедре преподавателем, но чувствовала, что это не мой путь. Мечта носить форму стала еще сильнее.
Полина вернулась в родной Рыбинск, устроилась в социально-реабилитационный центр по работе с трудными несовершеннолетними детьми «Наставник». Работа сложная, но очень интересная. Спустя некоторое время Полину пригласили на собеседование на должность психолога в рыбинскую колонию №2, которое она успешно прошла.
— Мой путь в УИС начался в 2011 году. В первый рабочий день начальник сразу рассказал про колонию, провел экскурсию по территории и познакомил с коллективом. В это же день я впервые увидела осужденных, сначала, конечно, было не по себе. Но в процессе наблюдения за работой коллег, стало спокойнее. Сомневалась, справлюсь ли я, но вот уже 14 лет в профессии.
При работе с осужденными сотрудники лаборатории изучают индивидуально-психологические особенности личности, разрабатывают рекомендации организации процесса исполнения уголовного наказания оказывают психологическую помощь в адаптации к условиям социальной изоляции, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и профессиональному самоопределению.
— Моя работа начинается с момента, как осужденный прибыл в карантинное отделение. В нашей колонии отбывают наказание впервые осужденные, поэтому очень важно на начальном этапе рассказать человеку, что его ждет здесь. Как организован быт, что можно, что нельзя, какие нюансы есть – все это облегчает процесс адаптации, снимает тревожность и волнение.
Также очень важно понять, в каком эмоциональном состоянии находится человек, нужна ли ему поддержка или помощь, может ли он справиться с новыми условиями самостоятельно или необходимо обратить на него повышенное внимание.
— Как понять, что осужденному нужна помочь? Это видно сразу. Такие осужденные либо очень тихие, напуганные, замкнутые, не идут контакт с друг другом. Либо, наоборот, ведут себя демонстративно, напористо, агрессивно. Вот именно с такими категориями работать сложнее. В первом случае – необходимо помочь человеку адаптироваться, найти свое место в колонии, снять тревожность. Во втором — не дать стать нарушителем режима содержания. Чаще всего такие осужденные за агрессией прячут неуверенность в себе и заниженную самооценку.
В своей работе психологи в своей работе применяют передовые достижения науки, как в диагностическом направлении, так и в оказании психологической помощи.
Используют терапевтические беседы, психодиагностики, проективные методики, в том числе, популярные сейчас метафорические ассоциативные карты, арт-терапию, аутогенные тренировки, песочную терапию и другие.
— После проведения диагностики мы разрабатываем индивидуальные программы для каждого человека. Используем различные психокоррекционные подходы. Для кого-то это снижение негативных эмоций и агрессии, для других – помощь в решении семейных проблем и налаживании социально-полезных связей. Для осужденных, которые готовятся к освобождению, свои мероприятия.
Чаще всего осужденные обращаются по личным вопросам: проблемы во взаимоотношениях с семьей, родителями, женой, детьми. Как не потерять связь с близкими, как объяснить детям, где их папа, чем можно помочь родным, если ты в местах лишения свободы и т.д.
— Перевоспитать взрослого человека без его личного желания и стараний не возможно. Можно лишь показать различные пути выхода из той ситуации, в которой он оказался. Дальше уже выбор осужденного – жить, как раньше, или изменить себя к лучшему. Я стараюсь в каждом человеке найти положительные качества – такую «ниточку», за которую можно потянуть и вытянуть из негативных установок. На этом и делаю уклон в своей работе.
Помимо психологической поддержки осужденных в решении личных вопросов, проводится большая работа по подготовке осужденных к освобождению. От того, насколько человек будет готов к жизни на свободе, прямо зависит, вернется он в места лишения свободы, или нет.
— Почему часть осужденных возвращается в места лишения свободы? Потому что просто не смогли найти себя в обществе. В колонии все просто, понятно, каждый шаг расписан, а на свободе нужно самому строить свою жизнь. Зарабатывать, решать социальные вопросы, заботиться о своем здоровье и так далее.
Чтобы человек лучше адаптировался после освобождения, в учреждении реализуется целый комплекс мероприятий. К этой деятельности привлекаются не только психологи, но и все отделы и службы колонии, общественные организации, социальные работники и другие взаимодействующие органы.
Особое внимание психологами уделяется работе с осужденными, имеющим в прошлом различные виды зависимости. В этом году в рыбинской колонии реализуется совместный просветительский проект «Реабилитационный отряд».
— Мы разработали комплекс мероприятий совместно с Ярославской областной клинической наркологической больницей и представителями духовенства Рыбинска. Главная задача — социальная адаптация и реабилитация лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы региона, и имеющих различного рода зависимости в прошлом.
В течение двух месяцев для группы осужденных психологи ИК-2, социальные работники, священнослужители, волонтеры общества «Анонимные наркоманы», специалисты ЯОКНБ проводили профилактические мероприятия на базе колонии. По итогам проекта специалисты получили положительные отзывы и желание осужденных продолжить работу в группе.
— Когда ты видишь результат свой деятельности, это, конечно, вдохновляет и стимулирует идти дальше. В нашей профессии очень важно отключать субъективизм. Всегда сложно не оценивать осужденного и его поступки, но только так ты сможешь действительно разобраться в его проблеме и помочь ему изменить свою жизнь к лучшему.
По информации и с использованием фото пресс-службы УФСИН России по Ярославской области.