Начался новый учебный год и принес собой перемены. Отменят ли в школах обществознание? Что
будут изучать на семьеведении? Как связаться с ребенком, если запретили телефоны? Обо всем
этом мы узнали у заместителя департамента образования города Рыбинска Светланы
Владимировны Смирновой.
Закон об образовании дополнен положением, которое разрешает школам устанавливать
правила поведения и требования к дисциплине.
— Педагоги призваны корректировать поведение детей в рамках нормы поведения. Для этого существуют известные формы: замечания, поощрения, индивидуальные беседы. При этом каждое должно применяться объективно, уважая и личность ребёнка, его родителей, и, конечно, педагога.
Возможные дисциплинарные взыскания, как и ситуации их применения отражены в уставе каждого учреждения и в законе об образовании.
На практике уточнение закона не должно внести существенных изменений в правила выстроенных взаимоотношений между педагогом и ребёнком, потому что в каждом образовательном учреждении Рыбинска определены эти правила, обсуждены как с родительской общественностью, так и с Советами старшеклассников и, тем более с педагогами.
Опытные учителя понимают, что их манера диалога – это особый воспитательный ресурс, что замечание должно быть сделано по существу, объективно и грамотно. Нововведение создано для того, чтобы под защитой закона были не только дети, но и педагоги, выполняющие своё профессиональное предназначение.
В Рыбинске, к счастью, нет тех жестоких ситуаций, которые иногда мы видим в социальных сетях (издевательство над учителем, снятое на телефон и представленное в публичное пространство). Но мы понимаем, что ученики, воспитанники или их родители (законные представители) так или иначе могут позволить себе некорректный разговор с педагогом. Положение должно усилить уверенность учителя в себе, но
не стать причиной для педагогической вседозволенности.
Оно усиливает право учителя на уважение. До этого оно, к сожалению, было только у учеников.
Очень жаль, что это право последние годы декларировалось именно таким образом. Авторитет учителя нельзя подвергать сомнению никогда. Отдавая ребенка в школу, родители должны понимать, что педагоги дают детям знания, в соответствии с требованиями федеральных программ. Поэтому важно работать с детьми дома, объяснять им, что учитель – это человек знающий и опытный. Критика школы и отдельных учеников дома недопустима. При этом никто не отменяет человеческий фактор и педагоги обязаны реагировать на объективные индивидуальные пожелания родителей и детей.
Мы надеемся, что уважение к педагогу будет прививаться детям не только в школе, и уверены, что в большинстве семей города Рыбинска именно так и происходит.
Поправки в законе об образовании: телефоны на уроках использовать нельзя, даже в образовательных целях. На переменах, после уроков доступ к данному средству связи никак не ограничивается.
— В целях безопасности и экстренного общения с родителями ребенку достаточно кнопочного телефона, их запрещать никто не будет. Сейчас все школы озадачены созданием условий для сохранности смартфонов: в классах должны быть коробочки или сейфы, куда их можно сдать на время урока.
Нам важно, чтобы дети осознанно использовали телефоны, а не прятали их, потому что есть запрет, чтобы они не искушали себя возможностью легкого получения информации там, где это не требуется, а также не отвлекались на игры и социальные сети, даже во время перемены.
Телефоны бывают нужны в рамках образовательного процесса, например, на уроках географии или
истории, во время интеллектуальных переменок, когда задание будет связано с поиском информации. У учителя это должно быть спланировано, чтобы он смог предупредить детей накануне о том, что возможно использование телефонов, потому что не каждый кабинет в школе оснащен компьютерами, как кабинет информатики.
Также важно создать триединое понимание нормы: у учителя, у родителя и у ребенка. Важно, чтобы дома
детям объясняли, почему в школе телефон не нужен. Дети должны видеть вокруг себя другие источники информации, уметь использовать любой из них.
Самым доступным и необходимым источником информации остается книга. Культ чтения, в первую очередь, прививается дома – если хоть иногда ребенок с ранних лет видит маму или папу с книжкой в руках, вместо планшета получает яркую книгу, вероятнее всего он сам захочет читать.