30 января в России отмечается день Деда Мороза и Снегурочки. А знаете ли вы, что главный символ новогоднего праздника был официально утвержден только в советские годы? До этого Мороза знали как фольклорного персонажа, преимущественно злого духа. Рассказываем, как он превратился в любимого волшебника страны.
В конце 1930-х годов, после нескольких лет запрета, в России вновь возродили новогодние елки. В прежние годы праздник попадал под антирелигиозную политику коммунистов: требовалось наполнить его новыми смыслами и традициями, без религиозного, языческого подтекста. Нужны были такие персонажи, которые смогут создать ощущение праздника и единства для всех советских детей, жителей многочисленных республик. Так, в 1937 году Дед Мороз и Снегурочка появились вместе в Колонном зале Дома Союзов во время празднования первой Кремлевской елки и с тех пор не перестают ассоциироваться у нас с Новым Годом.
Говорят, что иногда их пытались заменить «белками» и «зайцами», но дети и взрослые так полюбили старика с длинной белой бородой, что «белочек» принимать отказывались, предлагая им только второстепенные роли.
Первый наряд Деда Мороза вторил одеяниям в псевдорусском стиле из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Существует мнение, что изначально Дед Мороз приходил на утренники в белой, снежной шубе, а в красную переоделся во время Великой Отечественной войны, чтобы олицетворять собою Красную армию. Мы не будем утверждать, что это правда, но отметим, что позднее в гардеробе у волшебника появилась еще и синяя шуба.
Конечно, Дед Мороз хоть и трудился ради благополучия Советского Союза, но имеет дореволюционные корни. В 1920-е годы персонажа дискредитировали, распространяя истории о том, что Мороз – злое языческое божество, которому славяне приносили жертвы. Слухи эти нельзя назвать пустыми.
В славянской мифологии Морозко, Трескунец, Студинец и даже Зимник олицетворял собою суровую, холодную зиму и, конечно, не отличался добрым характером, встреча с ним могла сулить человеку гибель.
В 18-19 веке влияние языческого прошлого иссякло, но память о персонаже осталась. В некоторых деревнях Западной и Северной России сохранился святочный ритуал – приглашать «Мороза» к столу, на который ставили блины и кисель. Подарков от духа не ждали, но просили у него хороший урожай.
Вариант новогодних елок, приближенный к нашему, появился в России во второй половине 19-го века. Он был адаптирован по примеру немецкой традиции. Деревья украшали игрушками, а под них обязательно ставили фигурку старика с белой бородой – Мороза Ивановича, который представлялся все тем же волшебником из прошлого, но смягчившем свои злые черты.
В 1841 году Владимир Одоевский написал историю «Мороз Иванович». В ней волшебник еще не вручал детям подарки, но мог одарить за выполнение заданий. Их предлагалось исполнить тем, кто попадал в царство Мороза, через колодец.
Однако дети Российской империи хотели увидеть доброго сказочного персонажа, по европейскому примеру. Так, в 1860-е годы в стране начали появляться старый Рупрехт, святой Николай и дедушка Николай. Они не прижились, но повлияли на привычный нам образ Деда Мороза.
Об остальном вам уже известно. Россия прошла через Первую мировую войну, через гражданскую войну, через смену власти, когда все прежние традиции были запрещены до тех пор, пока Советское государство не придумало новый новогодний символ.
В заключение скажем, что главным образом Дед Мороз отличается от Мороза Ивановича и от Зимника тем, что является театральным персонажем, переодетым человеком, а не мифическим духом. Традиция прижилась, в новогодние праздники миллионы людей примеряют наряд бородатого волшебника, разыгрывают представления, дарят детям подарки, но продолжают верить в настоящее волшебство. Ведь сердцу нашему это не может запретить ни одна политическая программа.
Новости Рыбинска:
ВКонтакте — https://vk.com/rweek
Одноклассники — https://ok.ru/rweek
Телеграм — https://t.me/rweek
Дзен — https://dzen.ru/rweek