Совсем скоро в школах откроется набор первоклассников. Для родителей этот момент полон как радости, так и волнения за своего повзрослевшего малыша: готов ли он к школе? Справится ли с программой? 16 марта в БИЦ «Радуга» прошла встреча с детским нейропсихологом Людмилой Балуевой, которая рассказала, как понять, готов ли ваш ребенок интеллектуально, психологически и физически к освоению школьной программы.
Первый класс для ребенка – это период адаптации, он сталкивается с новым миром и новой нагрузкой. Именно в этот момент слабые места в развитии вашего чада могут дать о себе знать. Нейропсихология занимается изучением развития мозга и, как следствие, развития высших психических функций, которые и отвечают за способность адаптироваться и учиться новому.
— Мы с вами все привыкли, что подготовка к школе включает в себя обучение чтению, письму и счету. Но на самом деле, с точки зрения нейропсихолога, это не совсем так, — рассказывает Людмила, — нейропсихология советует обратить внимание на другие показатели.
Когда идти в школу?
Рекомендуемый возраст принятия ребенка в школу – 6,5 лет. Людмила Александровна отмечает, что специалисты не советуют пренебрегать этой цифрой и отправлять ребенка в первый класс раньше положенного.
— Это связанно с тем, что последняя зона мозга, которая позже всего развивается у нас в онтогенезе – это лобная доля, созревает как раз к семи годам — поясняет она, — Лобная доля отвечает за контроль, поведение и саморегуляцию. Способность ребенка контролировать свое поведение и делать то, что ему не нравится.
Конечно, по индивидуальным показателям кто-то будет готов к школе в 6,5 лет, а кто-то только в 7,5, это абсолютно нормально. Грамотно оценить подготовку ребенка к школе поможет специалист. Лучше сделать это за год или полгода до школы, чтобы успеть скорректировать необходимые моменты.
Не стоит переживать, если у вашего ребенка выявили необходимость в коррекции по каким-либо показателям, скорее всего это не говорит о диагнозе, сложности в обучении возникают и у норматипичных детей.
Почему «проблемы» появляются в школе?
Ваш ребенок всегда соответствовал всем нормам в развитии, а в школе вдруг начались «проблемы»? Дело в том, что детский мозг обладает большой компенсаторной возможностью. Если в раннем детстве какой-то отдел мозга был поврежден, вследствие травмы или негативного влияния на него в период беременности или родов, то другие отделы мозга берут на себя эти функции. В процессе развития, до школы, можно не заметить, что у ребенка есть какие-то проблемы или трудности.
— Те зоны, которые компенсаторно взяли на себя контроль над другими, в последствие будут страдать, — объясняет Людмила Балуева, — например, лобные доли могут взять часть нагрузки с височной доли, если она была повреждена. При этом у ребенка будут проблемы с самоконтролем.
Чем раньше родители узнают о каких-то возможных нарушениях в развитии своего ребенка, тем больше вероятность, что это можно будет вовремя скомпенсировать.
Как оценить подготовку ребенка к новому этапу жизни?
Специалист даст более точный ответ и поможет выстроить план действий, но и вы сами можете провести первичную диагностику.
В первую очередь стоит учитывать физический компонент развития ребенка. Сверьтесь с предложенной нейропсихологом анкетой, она рассчитана на диагностику детей от 6 до 7 лет. В первых двух вопросах нормой будет считаться ответ «нет», во всех остальных – ответ «да»:
- Использует ли ваш ребенок приспособления для коррекции сенсорных нарушений (очки, слуховой аппарат и т.д.)?
- Есть ли у вашего ребенка нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, искривление позвоночника, кифоз и т.п.)?
- Может ли ваш ребенок долго поддерживать сидячее положение тела?
- Хорошо ли ваш ребенок держит равновесие на одной ноге?
- У вашего ребенка активный образ жизни?
- Вызывают ли подвижные игры интерес у вашего ребенка?
- Ваш ребенок хорошо владеет навыками прыжка (с двух ног, с одной ноги) и навыками приседания?
- Ваш ребенок может крепко держать мячик одной рукой?
- У ребенка устойчиво сформирована ведущая рука?
- Ребенок правильно держит ручку при письме?
- Умеет ли ваш ребенок самостоятельно одеваться?
- Ваш ребенок аккуратно кушает?
- Ребенок умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы?
- Владеет ли ребенок базовыми навыками самообслуживания?
- Ваш ребенок посещает спортивные секции?
- Ваш ребенок знает больше 3-х классических подвижных игр (салки, прятки, казаки-разбойники, жмурки и т.д.)?
- Движения вашего ребенка четкие, скоординированные?
- Может ли ваш ребенок без проблем выполнить определенную серию движений?
- Ваш ребенок придумывает подвижные игры сам?
- Ребенок знает части своего тела и где они находятся.
Если большая часть ответов у вас совпадает с нормой, то с физическим развитием ребенка все в порядке.
Если результаты теста отклоняются от нормы, то ребенку требуется коррекция физического развития, потому что оно в свою очередь является основой интеллектуального и социального развития малыша. Обратитесь к специалисту, подключайте спорт и ежедневные прогулки.
Следующим критерием оценки является интеллектуальное развитие, развитие кругозора ребенка. Будущий первоклассник должен знать свое полное имя, день рождения, адрес, полные имена и профессии родителей, обладать базовыми знаниями о мире: о животных, растениях, явлениях природы. Он также должен уметь выполнять базовые мыслительные операции: составлять рассказ по картинкам, уметь выбрать лишний предмет из предложенных.
Также стоит обратить внимание на эмоциональный компонент развития ребенка. В норме человек чувствует свои эмоции, может осознавать их и проживать. Важно, чтобы у ребенка было положительное отношение к учебе.
— Спросите ребенка, хочет ли он в школу, — советует Людмила Александровна, — идеальный ответ – это когда ребенок хочет в школу, чтобы получать новые знания, если же он не хочет учиться, а хочет играть с ребятами, это значит, что эмоционально он не готов к новому этапу в жизни. Тогда нужно повременить со школой или работать с этим вопросом.
Перед родителями стоит задача — сформировать у ребенка положительное отношение к школе, учителям и одноклассникам. Он должен быть заинтересован в общении со сверстниками, должен уметь выполнять и слышать просьбу взрослого, уметь соблюдать правила игры – за это отвечает социальный компонент развития.
Причины ненормативного развития у детей. Кто в зоне риска?
Статистика говорит о том, что сегодня детей с особенностями развития становится больше. Специалисты считают, что глобальных причин несколько: во первых, стало больше диагностики, в школах и детских садах появились логопеды и психологи, которые могут отследить нарушения, а во вторых у нас изменилась формирующая среда, дети больше времени проводят в гаджетах, чем за подвижными играми на свежем воздухе, а еще употребляют больше сахара, который также оказывает влияние на развитие мозга.
К индивидуальным причинам ненормативного развития мозга ребенка и его поведения можно отнести следующие факторы: перенесенные мамой заболевания и прием препаратов во время беременности, злоупотребление различными веществами, поражение центральной нервной системы в родах, гипоксия, различные врачебные манипуляции, наследственные аномалии, перенесенные заболевания и детские травмы, поражение органов чувств.
С большей вероятностью школьные трудности могут возникнуть у детей, которые находятся в зоне риска, а именно: у детей с задержкой речевого развития, у детей билингв, которые с рождения изучают два и более языка, у соматически ослабленных детей, у тревожных, агрессивных и импульсивных детей, у детей из неблагополучных семей.
Школьные трудности
— Существует базовая пятерка трудностей, с которыми сталкивается первоклассник, — рассказывает Людмила Балуева. Во первых, это поведенческие трудности: СДВГ, расстройства аутистического спектра, различные агрессивные проявления у детей. Важно понимать, что их может диагностировать только врач психиатр или невролог. Во вторых, это дислексия и дисграфия – нарушения чтения и письма, дискалькулия – когда ребенок не может считать, это очень редкая патология, дизорфография – когда ребенок пишет с ошибками, не соблюдает правила языка.
Чаще всего дети сталкиваются с проблемами с чтением и письмом. Если у ребенка дислексия, то во время чтения он может переставлять слоги местами, не видеть точек и запятых, если дисграфия, то во время письма ребенок может путать парные звуки. Также бывает оптическая дисграфия – это нарушение образа буквы, ребенок может их зеркалить, писать в другую сторону.
До конца первого класса такая «путаница» с буквами является нормой, но со временем, когда алфавит уже изучен, понимание должно прийти.
— Нужно пояснить, что дислексия и дисграфия, если они истинные, а не являются следствием какого-либо нарушения или травмы, не поддаются полной коррекции. Например, если история наследственная. Можно научиться с этим жить, но полностью не скомпенсировать.
Если у ребенка диагностировано СДВГ, ему обязательно нужен перерыв во время учебы, эта рекомендация должна быть прописана для учителя. Без этого перерыва на 20 минут, когда он может немного подвигаться, у ребенка не хватит ресурса мозга для концентрации и дальнейшего обучения.
Любые нарушения особенно могут быть заметны под воздействием стрессовых факторов: во время контрольных, диктантов, публичных выступлений.
— Самое главное, для того, чтобы воспитать здоровую полноценную личность – это просто внимательно относиться к ребенку, — считает Людмила Александровна, — видеть его сильные и слабые стороны, адекватно оценивать и ничего не бояться. Даже если вам в детском саду или школе советуют обратить внимание, не бойтесь – сходите к специалисту: к логопеду, нейропсихологу или дефектологу, проконсультируйтесь. Возможно вам дадут рекомендации для домашней работы, которых уже будет достаточно для коррекции проблемы, а ваш ребенок будет чувствовать себя уверенно, будет полноценно расти и развиваться.
Новости Рыбинска:
ВКонтакте — https://vk.com/rweek
Одноклассники — https://ok.ru/rweek
Телеграм — https://t.me/rweek
Дзен — https://dzen.ru/rweek