Домой Общество Готов ли ребенок к школе: отвечает нейропсихолог

Готов ли ребенок к школе: отвечает нейропсихолог

0

Совсем скоро в школах откроется набор первоклассников. Для родителей этот момент полон как радости, так и волнения за своего повзрослевшего малыша: готов ли он к школе? Справится ли с программой? 16 марта в БИЦ «Радуга» прошла встреча с детским нейропсихологом Людмилой Балуевой, которая рассказала, как понять, готов ли ваш ребенок интеллектуально, психологически и физически к освоению школьной программы.

Первый класс для ребенка – это период адаптации, он сталкивается с новым миром и новой нагрузкой. Именно в этот момент слабые места в развитии вашего чада могут дать о себе знать. Нейропсихология занимается изучением развития мозга и, как следствие, развития высших психических функций, которые и отвечают за способность адаптироваться и учиться новому.

— Мы с вами все привыкли, что подготовка к школе включает в себя обучение чтению, письму и счету. Но на самом деле, с точки зрения нейропсихолога, это не совсем так, — рассказывает Людмила, — нейропсихология советует обратить внимание на другие показатели.

Когда идти в школу?

Рекомендуемый возраст принятия ребенка в школу – 6,5 лет. Людмила Александровна отмечает, что специалисты не советуют пренебрегать этой цифрой и отправлять ребенка в первый класс раньше положенного.

— Это связанно с тем, что последняя зона мозга, которая позже всего развивается у нас в онтогенезе – это лобная доля, созревает как раз к семи годам — поясняет она, — Лобная доля отвечает за контроль, поведение и саморегуляцию. Способность ребенка контролировать свое поведение и делать то, что ему не нравится.

Конечно, по индивидуальным показателям кто-то будет готов к школе в 6,5 лет, а кто-то только в 7,5, это абсолютно нормально. Грамотно оценить подготовку ребенка к школе поможет специалист. Лучше сделать это за год или полгода до школы, чтобы успеть скорректировать необходимые моменты.

Не стоит переживать, если у вашего ребенка выявили необходимость в коррекции по каким-либо показателям, скорее всего это не говорит о диагнозе, сложности в обучении возникают и у норматипичных детей.

Почему «проблемы» появляются в школе?

Ваш ребенок всегда соответствовал всем нормам в развитии, а в школе вдруг начались «проблемы»? Дело в том, что детский мозг обладает большой компенсаторной возможностью. Если в раннем детстве какой-то отдел мозга был поврежден, вследствие травмы или негативного влияния на него в период беременности или родов, то другие отделы мозга берут на себя эти функции. В процессе развития, до школы, можно не заметить, что у ребенка есть какие-то проблемы или трудности.

— Те зоны, которые компенсаторно взяли на себя контроль над другими, в последствие будут страдать, — объясняет Людмила Балуева, — например, лобные доли могут взять часть нагрузки с височной доли, если она была повреждена. При этом у ребенка будут проблемы с самоконтролем.

Чем раньше родители узнают о каких-то возможных нарушениях в развитии своего ребенка, тем больше вероятность, что это можно будет вовремя скомпенсировать.

Как оценить подготовку ребенка к новому этапу жизни?

Специалист даст более точный ответ и поможет выстроить план действий, но и вы сами можете провести первичную диагностику.

В первую очередь стоит учитывать физический компонент развития ребенка. Сверьтесь с предложенной нейропсихологом анкетой, она рассчитана на диагностику детей от 6 до 7 лет. В первых двух вопросах нормой будет считаться ответ «нет», во всех остальных – ответ «да»:

  • Использует ли ваш ребенок приспособления для коррекции сенсорных нарушений (очки, слуховой аппарат и т.д.)?
  • Есть ли у вашего ребенка нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, искривление позвоночника, кифоз и т.п.)?
  • Может ли ваш ребенок долго поддерживать сидячее положение тела?
  • Хорошо ли ваш ребенок держит равновесие на одной ноге?
  • У вашего ребенка активный образ жизни?
  • Вызывают ли подвижные игры интерес у вашего ребенка?
  • Ваш ребенок хорошо владеет навыками прыжка (с двух ног, с одной ноги) и навыками приседания?
  • Ваш ребенок может крепко держать мячик одной рукой?
  • У ребенка устойчиво сформирована ведущая рука?
  • Ребенок правильно держит ручку при письме?
  • Умеет ли ваш ребенок самостоятельно одеваться?
  • Ваш ребенок аккуратно кушает?
  • Ребенок умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы?
  • Владеет ли ребенок базовыми навыками самообслуживания?
  • Ваш ребенок посещает спортивные секции?
  • Ваш ребенок знает больше 3-х классических подвижных игр (салки, прятки, казаки-разбойники, жмурки и т.д.)?
  • Движения вашего ребенка четкие, скоординированные?
  • Может ли ваш ребенок без проблем выполнить определенную серию движений?
  • Ваш ребенок придумывает подвижные игры сам?
  • Ребенок знает части своего тела и где они находятся.

Если большая часть ответов у вас совпадает с нормой, то с физическим развитием ребенка все в порядке.

Если результаты теста отклоняются от нормы, то ребенку требуется коррекция физического развития, потому что оно в свою очередь является основой интеллектуального и социального развития малыша. Обратитесь к специалисту, подключайте спорт и ежедневные прогулки.

Следующим критерием оценки является интеллектуальное развитие, развитие кругозора ребенка. Будущий первоклассник должен знать свое полное имя, день рождения, адрес, полные имена и профессии родителей, обладать базовыми знаниями о мире: о животных, растениях, явлениях природы. Он также должен уметь выполнять базовые мыслительные операции: составлять рассказ по картинкам, уметь выбрать лишний предмет из предложенных.

Также стоит обратить внимание на эмоциональный компонент развития ребенка. В норме человек чувствует свои эмоции, может осознавать их и проживать. Важно, чтобы у ребенка было положительное отношение к учебе.

— Спросите ребенка, хочет ли он в школу, — советует Людмила Александровна, — идеальный ответ – это когда ребенок хочет в школу, чтобы получать новые знания, если же он не хочет учиться, а хочет играть с ребятами, это значит, что эмоционально он не готов к новому этапу в жизни. Тогда нужно повременить со школой или работать с этим вопросом.

Перед родителями стоит задача — сформировать у ребенка положительное отношение к школе, учителям и одноклассникам. Он должен быть заинтересован в общении со сверстниками, должен уметь выполнять и слышать просьбу взрослого, уметь соблюдать правила игры – за это отвечает социальный компонент развития.

Причины ненормативного развития у детей. Кто в зоне риска?

Статистика говорит о том, что сегодня детей с особенностями развития становится больше. Специалисты считают, что глобальных причин несколько: во первых, стало больше диагностики, в школах и детских садах появились логопеды и психологи, которые могут отследить нарушения, а во вторых у нас изменилась формирующая среда, дети больше времени проводят в гаджетах, чем за подвижными играми на свежем воздухе, а еще употребляют больше сахара, который также оказывает влияние на развитие мозга.

К индивидуальным причинам ненормативного развития мозга ребенка и его поведения можно отнести следующие факторы: перенесенные мамой заболевания и прием препаратов во время беременности, злоупотребление различными веществами, поражение центральной нервной системы в родах, гипоксия, различные врачебные манипуляции, наследственные аномалии, перенесенные заболевания и детские травмы, поражение органов чувств.

С большей вероятностью школьные трудности могут возникнуть у детей, которые находятся в зоне риска, а именно: у детей с задержкой речевого развития, у детей билингв, которые с рождения изучают два и более языка, у соматически ослабленных детей, у тревожных, агрессивных и импульсивных детей, у детей из неблагополучных семей.

Школьные трудности

Существует базовая пятерка трудностей, с которыми сталкивается первоклассник, — рассказывает Людмила Балуева. Во первых, это поведенческие трудности: СДВГ, расстройства аутистического спектра, различные агрессивные проявления у детей. Важно понимать, что их может диагностировать только врач психиатр или невролог. Во вторых, это дислексия и дисграфия – нарушения чтения и письма, дискалькулия – когда ребенок не может считать, это очень редкая патология, дизорфография – когда ребенок пишет с ошибками, не соблюдает правила языка.

Чаще всего дети сталкиваются с проблемами с чтением и письмом. Если у ребенка дислексия, то во время чтения он может переставлять слоги местами, не видеть точек и запятых, если дисграфия, то во время письма ребенок может путать парные звуки. Также бывает оптическая дисграфия – это нарушение образа буквы, ребенок может их зеркалить, писать в другую сторону.

До конца первого класса такая «путаница» с буквами является нормой, но со временем, когда алфавит уже изучен, понимание должно прийти.

— Нужно пояснить, что дислексия и дисграфия, если они истинные, а не являются следствием какого-либо нарушения или травмы, не поддаются полной коррекции. Например, если история наследственная. Можно научиться с этим жить, но полностью не скомпенсировать.

Если у ребенка диагностировано СДВГ, ему обязательно нужен перерыв во время учебы, эта рекомендация должна быть прописана для учителя. Без этого перерыва на 20 минут, когда он может немного подвигаться, у ребенка не хватит ресурса мозга для концентрации и дальнейшего обучения.

Любые нарушения особенно могут быть заметны под воздействием стрессовых факторов: во время контрольных, диктантов, публичных выступлений.

— Самое главное, для того, чтобы воспитать здоровую полноценную личность – это просто внимательно относиться к ребенку, — считает Людмила Александровна, — видеть его сильные и слабые стороны, адекватно оценивать и ничего не бояться. Даже если вам в детском саду или школе советуют обратить внимание, не бойтесь – сходите к специалисту: к логопеду, нейропсихологу или дефектологу, проконсультируйтесь. Возможно вам дадут рекомендации для домашней работы, которых уже будет достаточно для коррекции проблемы, а ваш ребенок будет чувствовать себя уверенно, будет полноценно расти и развиваться.

Новости Рыбинска:

ВКонтакте — https://vk.com/rweek
Одноклассники — https://ok.ru/rweek
Телеграм — https://t.me/rweek
Дзен — https://dzen.ru/rweek

Предыдущая статьяВ Ярославской области расширили список получателей выплаты в случае гибели военнослужащих в зоне СВО
Следующая статьяВ Рыбинском музее-заповеднике открылась выставка, посвященная защитникам Отечества

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.