Новости о невероятных успехах рыбинских акробатов часто радуют нас. Если вы видите у себя в ленте фотографии грациозных мальчишек и девчонок с медалями и в красивых костюмах, знайте, что это воспитанники «Школы Акробатической Гимнастики» Анатолия Леонова.
Он открыл школу почти 10 лет назад, но только в последние годы его звездочки стали выезжать на соревнования и привозить оттуда невероятные результаты, потому что в своей тренерской деятельности Анатолий Леонов делает упор на постепенное, но эффективное развитие.
Он сам пришел в акробатику в 10 лет, но за 20 лет карьеры завоевал множество титулов, включая чемпионство мира и Европы.
Он придумал уникальные элементы в акробатике, которые еще никто не смог повторить, влюбил в акробатику свою жену Кристину Леонову, которая стала фотографом в спортивной сфере и вошла в топ-4 международных фотографов. Он воспитывает дочь Стефанию, которая мечтает повторить успехи отца.
О профессиональном пути, о главных принципах Анатолия Леонова в воспитании будущих чемпионов, о том, как случайное совпадение становится делом всей жизни – читайте в нашем материале.
Как акробатическая гимнастика пришла в вашу жизнь? Нам известно, что в детстве вы занимались фотографией, как произошло, что увлечение акробатикой взяло верх?
— В спорт, как и в кружок фотографии, я попал случайно. В школе потребовали, чтобы каждый записался на дополнительные занятия, фотокружок был для меня ближайшим, поэтому сначала я пошел туда. Но, как и любому мальчишке, мне хотелось чего-то подвижного.
Я хотел записаться на тхэквондо, но в 10 лет меня туда не взяли, сказали приходить в 14, когда окрепнут кости. Я продолжил свои спортивные поиски и так попал в акробатику. Я часто шучу, что вырос на фильмах Ван Дамма, поэтому умел делать колесо и кое-как садиться на шпагат, что очень впечатлило тренера. Он спросил меня, где я занимался, я ответил, что в фотокружке.
Когда мне исполнилось 14 лет, я уже был кандидатом в мастера спорта по акробатике, поэтому тхэквондо меня больше не интересовало.
Кристина Леонова:
— Анатолий умолчал, что изначально у его мамы появилась книжка по акробатике. Благодаря ей он заинтересовался, что есть такой спорт. Он даже по сей день ею пользуется. Это настольная книга тренера.
Анатолий Леонов:
— Да, эта книга начинается, как рассказ для детей, а к концу становится серьёзной литературой, где объясняют, как делать различные упражнения и элементы. Вот такое интересное совпадение.
Кристина Леонова:
— Меня всегда привлекала акробатика, мне хотелось поснимать спортсменов. Мы с Анатолием познакомились в интернете, общались, он пригласил меня на соревнования.
Это были показательные соревнования в «Вымпеле», в которых Анатолий принимал участие. Мне повезло, ведь к тому моменту он уже не выступал на соревнованиях в Рыбинске – только в других городах, на более крупных турнирах. А здесь Анатолия попросили присутствовать, так я впервые увидела, что такое акробатика.
Легко ли вам давались победы в спорте?
— Я бы сказал, что дорога была тернистой. Акробатика – это парно-групповой спорт, а значит, что в нем все зависит не только от тебя. Нужно уживаться с партнерами, находить общий язык.
Иногда хотелось все бросить. Иногда я думал, что уже достаточно достиг – зачем продолжать?
В последний раз сомнения одолели меня в 17 лет, после того, как мы выиграли Чемпионат Европы. Через неделю я развернулся и ушел, а еще через неделю мне позвонил тренер, сказал, что ждет меня на тренировке, что у нас есть полгода до Чемпионата мира. И я вернулся.
Конечно, когда работаешь года полтора-два, с тренировками без выходных, работаешь на результат – происходит выгорание. Нужно отдыхать. Я мог подойти к тренеру, сказать, что устал, что мне нужно время восстановиться.
От тренера многое зависит. У вас было много учителей?
— Учителя были разные, но нельзя сказать, что я их менял. Были разные хореографы, которые ставили танцы в разном стиле. Опыт работы с новым тренером, хореографом важен, как свежий взгляд на номер со стороны. Но основной тренер у меня всегда был один.
Как давно вы сами занимаетесь тренерской деятельностью?
— Свою школу я открыл в 2016 году. Но еще когда я сам тренировался, то стал обучать.
Мой тренер вел несколько составов, он мог уехать на соревнования с воспитанниками, тогда во время его отсутствия мы с хореографом тренировали младших ребят. Поэтому можно сказать, что тренерская деятельность у меня началась лет с 17. Я тренирую уже больше 20 лет.
Есть ли у вас специальное образование?
— Да, я учился в Новосибирске в педагогическом университете, по специальности «адаптивная физическая культура».
Адаптивная физическая культура – это про восстановление после травм? Сейчас популярно мнение, что большой спорт, гимнастика и шпагаты – вредны для здоровья, что это трюки, в которых тело принимает неестественную для себя форму. Согласны ли вы с этим?
— Для меня новость, что шпагат – это трюк. Меня всегда удивляли коллеги на соревнованиях, которые были перебинтованы. Если ты все делаешь правильно, знаешь технику, стараешься ее четко выполнять, то никаких проблем возникнуть не должно.
Конечно, у меня тоже были травмы. Но их немного и они всегда были результатом какой-то моей ошибки, у любой травмы есть объяснение.
Только однажды у меня была травма спины, которая от меня не зависела. В меня вцепилась партнерша, я должен был ее удержать, чтобы спасти. В результате, к сожалению, она мне поломала спину.
Травмы часто бывают у тех, кто хочет быстрого результата. Например, за месяц посадить ребенка на шпагат, а делать этого категорически нельзя. Мы знаем, как стоит работать с ребенком в конкретном возрасте, поэтому лучше выберем долгий путь, но безопасный для будущего акробата.
А есть ли такие родители, которые хотят быстрого результата и требуют его?
Кристина Леонова:
— Есть те, кто завидуют результатам других. Они видят, что дети занимаются в одном зале, у них один тренер, а результаты разные. Одни получают медали, а другие нет. Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был лучшим. Очень тяжело бывает мириться, когда видишь, что другие дети уходят чуть-чуть вперед.
Но если ребенок остается в спорте, то он, скорее всего, догонит других. Просто кто-то идет чуть быстрее, а кто-то чуть медленнее. Одни ходят регулярно, другие пропускают. Сказываются разные факторы.
Постепенный и безопасный результат – это ваш преподавательский принцип. А есть ли еще другие?
— Наша школа существует уже почти 10 лет. Но только в последние года три у нас начались выездные соревнования. Я начал с самого низа, с малышей, которые вот сейчас выросли и готовы выступать.
В муниципальных школах больше отчётности, там требуют участия в соревнованиях. У нас же упор именно на постепенное, правильное развитие. Мне принципиально этого хотелось. Главное, чтобы дети и родители были довольны, даже если они занимаются просто так, не для медалей.
Мой главный принцип, который я очень часто детям озвучиваю – это всегда слушать тренера и четко выполнять то, что он говорит. Потому что от этого в нашем виде спорта зависит все остальное, если не умеешь слушать, то можешь никогда не придти к результату. Детям не всегда легко дается это понимание.
Кристина Леонова:
— Но Анатолий Николаевич никогда не кричит. Если у него кто-то провинился, то он садится на шпагат.
Анатолий Леонов:
— На самом деле я считаю, что кричать можно в экстренных ситуациях, когда есть опасность, угроза жизни. Тогда можно перейти на крик, чтобы предотвратить какие-то нехорошие последствия. Если же постоянно повышать голос на ребенка, то он не услышит тебя, когда это действительно будет нужно.
С какого возраста можно начинать занятия акробатикой?
— Сейчас спорт немножко помолодел. В мое время в акробатику брали примерно с 7 до 9 лет, и ребенок спокойно занимался до 18-20. А сегодня пик развития приходится до 15 лет, дальше начинаются репетиторы, подготовка к ЕГЭ, спорт у многих уходит на второй план.
Отсюда возникла необходимость заниматься с малышами, дети у нас начинают заниматься с двух лет. Сначала с мамами, а в три-четыре года уже занимаются самостоятельно.
Я считаю, что это оптимальный возраст для начала занятий, когда ребенок уже может остаться на тренировке один, когда он может выполнить большее количество элементов, чем в два года, когда ему уже можно растягиваться.
Но в таком юном возрасте ребенок еще не понимает, чем хочет заниматься. Это исключительно желание родителей?
— Мне кажется, что какое-то понимание себя начинается лет с восьми-девяти. Может быть и хорошо, что родители делают выбор за ребенка. Ребенок может захотеть бросить занятия уже после первой попытки, ведь ему тяжело дается все новое. Но чтобы понять – хочешь ты этого или нет, нужен хотя бы год. И здесь настойчивость родителей приносит пользу.
Нужно ли обладать какими-то особенными умениями, чтобы попасть к вам в школу?
— Главное, чтобы было желание. Акробатика развивает гибкость и координацию, силу, способность работать сообща. Особенные умения появляются в процессе тренировок.
Конечно, мы обращаем внимание на данные ребенка: если он более гибкий, то подбираем ему упражнения на гибкость, если крепкий, то с ним можно учить силовые элементы.
Мы никому не отказываем. Разве можно отказать ребенку, если у него есть, например, лишний вес? Он ведь для того и приходит в спорт, чтобы стать здоровее.
Как правило, к девочкам больше требований, а вот мальчиков берут всегда, потому что с мальчиками дефицит. Но мы такого не придерживаемся.
Сталкиваются ли мальчики со стереотипами в этом виде спорта, как будто акробатика – «это для девочек»?
— Думаю, что здесь сильно влияние родителей. Мамы и папы, которые сами выросли в 90-е годы, водят мальчишек на борьбу, в надежде, что ребенок сможет за себя постоять.
Я считаю что детей нужно отдавать в единоборства не для того что бы они могли постоять за себя, а для того чтобы они могли применить свои профессиональные навыки в благих целях. Служа в полиции, в армии или охранных предприятиях. Любой спортсмен должен являться примером воспитания и гордости.
Зачем родители приводят детей на акробатику?
Кристина Леонова:
— Мне кажется, что акробатику выбирают приверженцы «культурного» спорта, которые как раз хотят знать, что на тренировках их ребенка не будут бить. Акробатика – это спорт, который не вызывает агрессию.
Расскажите о своих воспитанниках, об их успехах.
Анатолий Леонов:
— Мне не хочется выделять кого-то одного. Сейчас мы вернулись с детских всероссийских соревнований, на пьедестале были почти все, все медалисты.
Кристина Леонова:
— А я бы отдельное слово сказала о наших родителях, которые всегда помогают и поддерживают, всей семьей приезжают на выездные соревнования. Наша школа – это одна большая семья.
Что оценивается на соревнованиях?
Анатолий Леонов:
— Оценивается техника, оценивается артистизм, оцениваются костюмы. Костюм должен соответствовать танцу, идее номера.
Кристина Леонова:
— Я придумываю костюмы, занимаюсь подбором купальников, каждый камушек мы приклеиваем вручную. Например, сейчас мы будем ставить номер с музыкой в стиле танго, значит, костюмы должны быть соответствующие, черно-красные.
К слову, сейчас к костюмам требования стали больше, чем раньше: нужно больше блеска, больше эффектности. При этом нужно знать требования: юбки должны быть такой длины, чтобы не создавать эффект платья, короны на голове запрещены.
Анатолий Леонов:
— Оценивается высота пирамид в групповых видах, амплитуда полётов. Сложность и красота выполняемых элементов, а так же их необычность или уникальность, оформление: необычные входы в элементы или соскоки.
Факт: Анатолий Леонов выступал на соревнованиях с уникальным элементом, который придумал сам. Он единственный в мире выполняет этот элемент, который визуально напоминает двойное сальто.
Что для вас акробатика? Скажите три слова-метафоры.
Кристина Леонова:
— Сила характера, упорство к победе и лидерство. Это я вижу по своей дочери, которой спорт привил очень многое. Для неё сцена — это удовольствие, она лидер, желающий побеждать.
Анатолий Леонов:
— Мне очень близки олимпийские принципы: быстрее, выше, сильнее. Как будто их для акробатики придумали, хотя акробатика — это не олимпийский вид спорта.
На последних олимпиадах к принципам добавили ещё четвёртое слово: вместе. В акробатике и это важно. Ребята идут вместе к победе, тренер идёт вместе с ними. Если победил ребёнок, то и тренер тоже победил. Или проиграл, ведь тренер тоже расстраивается.
Кристина Леонова:
— Да, действительно. И наша семья живёт спортом, и в школе мы ценим семейственность — вместе — это хорошее слово.
Наша дочь говорит, что пока не достигнет папиного уровня — не успокоится. Она ещё в садике сказала, что будет тренером. А тренер — это минимум мастер спорта.
А еще соревнования – это второй дом, вторая жизнь, встречи с друзьями. Действительно, акробатика – это наша жизнь.
Фото: Анатолий Леонов, Кристина Леонова.
Новости Рыбинска:
ВКонтакте — https://vk.com/rweek
Одноклассники — https://ok.ru/rweek
Телеграм — https://t.me/rweek
Дзен — https://dzen.ru/rweek