Домой Общество Доктора искусства: в Рыбинском музее заповеднике открылась новая выставка

Доктора искусства: в Рыбинском музее заповеднике открылась новая выставка

Часто бывает так, что чем древнее предмет искусства, тем он ценнее. Вот только и ухаживать за такими экспонатами сложнее: краски осыпаются, холсты провисают, бумага выцветает и рвётся. Без должного внимания подобные вещи рискуют превратиться в утиль.

Реставраторы следят за главными сокровищами музеев, помогают им не потерять своей ценности, а то и обрести её вновь. В Рыбинском музее-заповеднике открылась удивительная выставка, на которой представлены уникальные работы, отреставрированные за последние пять лет.

Всего за последние годы было отреставрировано 240 вещей, но на выставке, в реальном и цифровом виде, представлено 30. Всем предметам, которые прошли реставрацию, требуются особые условия для жизни: их главными врагами являются влажность и яркий свет. В помещении должно быть темно и сухо. Выставки становятся для сокровищ настоящим испытанием: прежде реставратор оценивает, можно ли выставлять вещь, а после — как на неё повлияло пребывание в зрительном зале. Все очень серьёзно. На выставке, когда приходят гости, включают безопасное освещение, но затем экспонаты снова погружаются в необходимую темноту, есть в зале и приборы для контроля влажности — это психрометр и осушитель.

На новой выставке в нашем музее гости смогут увидеть гравюры, керамические изделия и предметы живописи. Вернее, картина здесь всего одна — это «Нахождение Моисея», кисти неизвестного художника западной Европы, датируемая 18 веком. Для живописных полотен и икон влажность особенно опасна, ведь такие работы «живут» на чувствительном дереве, их берегут и выставляют в минимальном количестве.

Раньше реставрацией занимались в основном художники, они делали это интуитивно, пытались восстановить изделие. Но сегодня реставрация — это целая наука. Грамотный реставратор должен быть и химиком, и физиком, и художником, и искусствоведом, каждое его действие обязано быть продуманным и точным, чтобы не навредить предмету, требующему «лечения».

Например, картина «Нахождение Моисея» попала к нам из Ярославского музея, хотя числилась в собрании Мусиных-Пушкиных. Годы путешествий не прошли для неё бесследно — изображение потерпело многочисленные утраты, лак потемнел, а грунт местами пропал. Реставратор проделал огромную работу — спас те живописные кусочки, которые можно было спасти, приклеив их обратно к холсту, холст натянул на новый подрамник, также здесь есть дорисованные мастером детали. Последнее нельзя совершать самовольно. Восполнить или нет утраты изображения, до какой степени «расчистить» работу — решают на реставрационном собрании. Ведь здесь важно не навредить «почерку» автора, не привнести что-то свое, а полностью дублировать то, что исчезло, при этом оставив в сохранности хрупкие материалы. Работа действительно ювелирная!

Правил в реставрации великое множество: материалы должны быть натуральными и легко обратимыми — например, используют клей на основе рыбьего клея и мёда, акварель. Мастер должен контролировать концентрацию используемого средства, пробу проводят на очень маленьком кусочке. И здесь же звучит правило: не навреди!

Заключительная тонировка графики или живописного произведения должна быть светлее, чем авторская, это отличительный признак, по которому можно узнать, что работа уже реставрировалась, а значит, требует особого внимания у того, к кому попала в руки.

Еще одним хрупким экспонатом на выставке является рисунок на тетрапанаксе «Мандарин со слугой». Тетрапанакс – очень нежный и хрупкий материал, это такое растение, которое китайцы с древних времен использовали для своих рисунков. От неправильного хранения на работе появились утраты, разрывы и расслоения, изображение пришлось сдублировать на несколько слоев специальной бумаги, чтобы укрепить. Для таких случаев мастера могут использовать специальный бескислотный скотч, который не оставляет следов, микалентную бумагу из хлопка или дорогую японскую, очень тонкую, почти прозрачную реставрационную бумагу. Все эти инструменты помогают бережно зафиксировать красочный слой, дублировать графику или текст, они незаметны.

Конечно, невозможно вернуть предметам искусства первоначальный вид, да этого и не требуется, ведь каждая вещь в музее – это свидетель истории, а не новый экземпляр. Так на выставке представлен военный головной убор – кивер времен наполеоновских сражений. Сукно изделия было поедено молью, на коже появились разрывы, на металлических частях – коррозия. Мастер все аккуратно почистил, но если приглядеться, то утраты все равно можно заметить, что не удивительно – ведь это 1813 год!

Кропотливый процесс работы реставратора может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет.  Свои «доктора искусства» есть у каждого музея, но иногда требуется помощь более опытных специалистов. Тогда экспонаты на лечение отправляют в Санкт-Петербург, в художественное училище имени Рериха, или в Москву, во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Грабаря.

Приходите посмотреть на результаты работы удивительных – аккуратных и вдумчивых, чутких и талантливых людей – реставраторов. Уверены, что вы узнаете много нового о том, как вещи в музеях обретают вторую жизнь. А ваши дети смогут поучаствовать в маленьких мастер-классах по реставрации, и может быть, решат стать частью этого непростого, но очень ценного труда.

Выставка «Искусство сохранять» уже ждет своих гостей в здании Мучного гостиного двора.

Новости Рыбинска:

ВКонтакте — https://vk.com/rweek

Одноклассники — https://ok.ru/rweek

Телеграм — https://t.me/rweek

Дзен — https://dzen.ru/rweek

Предыдущая статьяВ Рыбинске вручили оранжевые береты будущим спасателям