Домой Общество Хотим, значит, можем

Хотим, значит, можем

0

«Мы не оцениваем сейчас работу друг друга, мы обсуждаем проблему»,- озвучил цель встречи начальник УВД по Рыбинску и району Геннадий Гаврюшин. В его рабочем кабинете за т-образным «круглым» столом собрались представители городского образования, здравоохранения, милиции, люди, работающие с трудными подростками, молодежью и заблудшими душами. Всем им было предложено высказать свои мысли о детском алкоголизме и наркомании.

ОБЩЕСТВО

Масштаб проблемы стал понятен уже из доклада самого Геннадия Гаврюшина. Рыбинские подростки пьют, и пьют много. Популярные «градусы» — пиво и коктейли. Употребляют горячительное даже 10-летние девочки и мальчики. В качестве причин, подталкивающих несовершеннолетних к бутылке, сами подростки называют такие: пример взрослых, влияние компании, алкоголь как способ облегчить общение, возможность снять стресс. Нередки случаи, когда первые глотки делаются в присутствии и с разрешения родителей. 44% опрошенных признались, что не просто пили пиво, а напивались им до беспамятства. Только за этот год почти у 450 школьников возникли проблемы с законом.

Продолжают поступать в Рыбинск и наркотики. Героин поставляют из Ярославля, Москвы, Санкт-Петербурга, синтетические вещества – из Северокавказского региона. Официальных притонов в городе нет, зато «винтовые» квартиры появляются регулярно. Дети-наркоманы на учете также не числятся, правда, это, скорее, тактический шаг гуманных медиков, нежели отсутствие проблемы. Главный врач рыбинского наркологического диспансера Николай Соколов пояснил: поставить подростку «под кайфом» соответствующий диагноз сродни клейму и поломанной жизни. С вердиктами медики осторожничают, хотя в своей практике наблюдали белую горячку и у 14-летних мальчиков. Если взрослых алкоголиков лечить практически бесполезно, то гибкая психика юнца поддается коррекции. Однако озвученные врачом данные заставили собравшихся нервно заерзать на стульях и понуро склонить головы:

— В последние годы мы опережаем Ярославль по заболеваемости взрослых алкоголизмом. Опережаем значительно. Но еще больше нас тревожит тот факт, что мы впервые опередили областной центр по первичной заболеваемости наркоманией, чего никогда не было. Второй год подряд выявляем потребителей среди несовершеннолетних, — констатировал факты Николай Соколов, подкрепляя слова мрачными, но упрямыми цифрами. Ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Елена Киселева совершенно точно подметила одну из основных задач, которая может стать эффективным инструментом в борьбе за здоровое поколение. По ее мнению, необходимо усилить работу с взрослыми, ибо поведение детей – это поведение родителей. Но вправлять мозги нужно не просто мамам и папам, а всем окружающим. У людей должна появиться четкая гражданская позиция – несовершеннолетним нельзя пить. Пока это прочно не засядет в головах, будут находиться сердобольные экземпляры, готовые купить пару литров пива подросткам. Или тетки-продавщицы, не желающие утруждать себя расспросами о возрасте покупателя. Или равнодушные взрослые, молчаливо проходящие мимо попойки на дворовой лавочке. Или забулдыга-сторож, за стакан разрешающий посидеть на детсадовской веранде. И еще десятки вариаций подобных «или». Страшно, но факт, подростки с пивом наперевес – НОРМА. Еще чуть-чуть наплевательства, и это станет НОРМАЛЬНО. Случай из жизни. В магазине на улице Карякинской продавец, не моргнув глазом в сторону наклейки про закон и 18 лет, отпускает очевидным школьницам сигареты и двухлитровую бутыль пенного напитка. На вопрос, почему она не требует у покупательниц паспорт, звучит совершенно убийственный ответ: «А мне-то какое дело, пусть их матери беспокоятся». А она, получается, не мать — она продавец. Странный выбор статуса, не правда ли? Нам хватило каких-то 10 послеперестроечных лет, чтобы очерстветь, заселиться в хату с краю и напялить шоры. Елена Киселева признает: родители зачастую несерьезно относятся к беседам, пребывая в наивной уверенности: их чадо под контролем, «а там хоть потоп».

Что конкретно понимается под усилением работы с взрослыми, впрочем, так и не прозвучало. Будет ли больше рейдов по неблагополучным семьям, чаще ли станут проводить телефонные акции, а может наконец изменят текст обращения, призывающего граждан сообщить о детях, «попавших в трудную жизненную ситуацию». В течение последних лет в нем меняется лишь число. Не хватает знаний о глубинных причинах, толкающих подростков к спиртному. Специалисты гадают – а почему он это сделал? А что его спровоцировало? А при каких условиях? И в это время «мы опережаем Ярославль»…

ШКОЛА

Сдается, небольшую исследовательскую работу о причинах употребления алкоголя легко могли бы провести педагоги, ведь они контактируют со всеми подростками города. Почти в каждой школе есть психолог, который в состоянии понять проблему ребенка. Но, как показывает практика, к ним обращаются либо влюбленные старшеклассницы, либо амбициозные родители, недовольные успехами отпрысков в учебе. Трудные дети предпочитают гордо нести проблемы на своих плечах, не посвящая в них взрослых, которым они совершенно не доверяют. А раз Магомет не идет к горе, значит, гора и дальше будет проводить стандартные тесты из учебного плана. У педагогов вообще все по плану. Свой отчет о конкретных шагах, которые реализуются по линии департамента образования, ведущий специалист ведомства Елена Казакова тоже построила структурно, с цифрами и подпунктами. Во-первых, «в организации деятельности мы используем программно-целевой подход и распределяем ролевые позиции», во-вторых, «смещаем акценты на содействие сохранению и укреплению здоровья», в-третьих, «проводим тематические совещания для руководящих работников системы общего и дополнительного образования с представителями системы профилактики», в-четвертых, «апробируем практику совместных проверок по линии образования в управленческом аспекте». Пока Елена Казакова выражалась официальным языком, один из членов круглого стола попросту заснул. Взрослый человек, заинтересованный в силу профессии обсуждаемой темой, понимающий сложность ситуации, но и он не смог противиться скуке, что говорить о детях, на которых все это «апробируют, смещают, консолидируют»? Как пояснила ведущий специалист, анкетирование показало, что процент детей, которые не знают, чем заняться, минимальный. «То есть они проинформированы о том, как могут реализовать свои возможности в разных позициях», — дословно сказала Елена Казакова. Но беда в том, что не все проинформированные дети несутся в кружки и секции реализовывать себя в разных позициях. Может, их что-то не устраивает? Может, стоит наконец оторваться от планов, методических рекомендаций, концепций и аспектов и спросить детей, чем бы они хотели заниматься? Может, поговорить с ними на их языке и выяснить, что творится в подростковых головах, а не думать за них? Системный подход, конечно, важен, и координация усилий, и межведомственная работа, и ролевые позиции, и границы компетентности, и прочие взрослые правила, но нужно еще заставить ребенка играть по ним, желательно в добровольном порядке. Никто не ставит целью принизить огромный труд разработчиков всевозможных программ, тем более, они направлены на благое дело, но «впервые мы опередили Ярославль»…

СЕМЬЯ

Многие проблемы кроются в семье, по-этому молодым супругам необходимо уделить особое внимание. В этом убежден начальник отдела по делам молодежи Леонид Воронцов. Проблемы психологического порядка, возникающие перед неопытными мамами и папами, отражаются прежде всего на ребенке, поэтому им просто необходимо показать лучшие варианты личных отношений. Для этого в городе был создан клуб «Аистенок», постепенно распустивший крылья до целого семейного лагеря. Родители отдыхают там вместе с детьми, вместе играют, вместе гуляют, вместе участвуют в конкурсах и соревнованиях. Этот образец воспитательной гармонии уже приобрел статус областного. Инициатива действительно достойна похвал. Вот только ездят туда благополучные семьи, не испытывающие больших трудностей при общении с детьми. Сложно представить себе пьющего, нигде не работающего папу, старательно рисующего стенгазету вместе с сыном. Или трудоустройство молодежи в летний период. Возможность заработать в этом году получили 1800 рыбинских подростков. Правда, желающих было 2500. Можно предположить, чем занимались теплыми вечерами те дети, которым «не повезло», и они вынуждены были слоняться без дела. Или массовый спорт, который сейчас велено активно развивать. Казалось бы, корты, площадки, коробки – отличная возможность занять ребенка полезным делом на улице. Почему это невозможно, ответил другой гость круглого стола, секретарь антинаркотической комиссии Константин Ветров на собственном примере:

— Я на днях гулял с детишками, пришел в 6 часов вечера на детскую площадку, там ни один фонарь не горит. Не видно ничего. Хорошая площадка, но находиться там невозможно. Таким образом, молодая семья не может просто погулять вместе. То же самое и со спортивными зонами.

Как заверил Леонид Воронцов, вопрос с освещением сейчас решается, а Елена Казакова сообщила приятную новость, что с нового года в вечернее время будут работать школьные спортивные залы. Пропагандистско-информационная беседа медленно, но верно съезжала в сторону образцово-показательной. Свой подход к решению проблемы предложила православная церковь. Отец Игорь, служитель Вознесенско-Георгиевского храма, поделился мнением, что все наши беды от отсутствия правильных ориентиров. В школах уделяют недостаточное внимание духовно — нравственному воспитанию. СМИ пропагандируют антихристианскую идеологию, в основе которой лежит потребление.

— Знаете, один наш священник как-то пошутил, что нас приглашают или в детский сад, или в тюрьму. Промежуточного состояния нет. А если взять еще шире, это крещение и отпевание. В последнее время люди часто умирают от передозировки или цирроза печени. А мы на своем уровне не можем решить, отпевать таких людей или нет. Ведь, по сути, они совершили самоубийство, — отец Игорь сказал то, с чем трудно поспорить.

Священник за введение в школах право-славной культуры, за правильные ориентиры и ограничительные мероприятия. В то же время заместитель главы Рыбинска по безопасности Александр Киселев напомнил собравшимся, что сейчас формируется городская комплексная программа на 2010 год, и если у кого-то есть конкретные предложения, их готовы рассмотреть и принять на вооружение. Ну, а пока ждем, когда кто-то придумает, как можно повлиять на статистику, «мы опережаем Ярославль».

ДОСТУПНОСТЬ

Немного странно, но никто не поднял вопрос доступности алкоголя. Купить спиртное просто! В то время как госслужащие морщат лоб в поисках решения, в разных районах города появляются торговые ларьки, в которых не принято смотреть по ту сторона окошка. Только на руки, протягивающие деньги. Нет адресного конкретного наказания. Предприниматели, уличенные в продаже алкоголя несовершеннолетним, отделываются незначительными штрафами и иногда увольняют провинившегося продавца. А может, использовать действенную некогда «доску позора»? Чтобы родители могли сходить и посмотреть в глаза тому, кто без зазрения совести снабжает их несовершеннолетних детей литрами пива? Если вы были свидетелями нарушения закона, не молчите, помните, что на месте этой девочки или мальчика могут быть ваши малолетние родственники. Менять сознание людей, прививать традиционные ценности и внедрять комплексные программы мы будем не один год. За это время могут спиться целые поколения. А вот менее эффектные, но более эффективные действия каждый из нас может начать уже сегодня. Не покупайте и не продавайте, не покрывайте и не попустительствуйте, не молчите, а главное – не закрывайте глаза на проблему!

Каждый специалист, поделившийся своими мыслями о детском алкоголизме, безусловно, прав. Каждый может посмотреть на ситуацию со своей колокольни, только нужно еще, чтобы звук набата звучал синхронно, а не распадался на отдельные хаотичные перезвоны. Чтобы в таком вопросе, как здоровое детство, не было истории с возом, который благодаря совместным усилиям, как известно, и ныне там. Не нужно собираться и разговаривать, нужно собираться и делать. И вроде разумным показалось предложение провести следующий круглый стол в расширенном формате, с привлечением общественности, если бы не срок планируемого мероприятия – «где-нибудь через год». Видимо, столько в определенных кругах действует формальная галочка.

Предыдущая статьяБюджет — 2010
Следующая статьяНаказание убийцам из «Эпицентра»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.