Домой История Освободим «освободителя»…

Освободим «освободителя»…

0

Судьба памятника Александру II в Рыбинске

…От неприсущих ему свойств – в огне не гореть и в воде не тонуть. В воде он не тонет, но совсем по другой причине – не пробовал. А вот в огне, то есть, в плавильной печи, — плавился. Но об этом позже.

Освободимся и мы сами от иллюзий по поводу скорого возможного восстановления памятника, хотя бы по модели, хранящейся доныне в Государственном Русском музее. И я готов признать, что сам питал ошибочные иллюзии на этот счет.

Согласно полученному на мой запрос ответу, подписанному заместителем директора и главным хранителем И.И.Карловым, руководство музея великодушно готово пойти навстречу: «…Копирование скульптурных произведений из музейной коллекции Русского музея происходит только в исключительных обстоятельствах. Такие ситуации уже имели место при воссоздании утраченных памятников. Представляется, что Ваш случай – в этом ряду. Для заключения договора на изготовление гипсовой копии модели потребуется официальное обращение от руководства города или от соответствующего Общественного фонда по восстановлению памятника…».

Воодушевленный ответом хранителя модели, я уже готов был передать письмо инициатору проекта восстановления памятника (по чьей просьбе я вот уже в течение полутора лет готовлю «досье» на утраченный памятник Опекушина), но что-то в самой модели настораживало. Не обладая от природы эстетическим зрением, я обратился к человеку, чей авторитет для меня непререкаем – выпускнику Палехского художественного училища, рыбинс- кому художнику и издателю Алексею Орлеанскому. Его вердикт был безжалостным – модель разительно отличается и художественно неравноценна памятнику, что само по себе исключает возможность простого дублирования.

Обратим внимание на помещенные здесь фото памятника и модели. Ракурс примерно одинаков. Но как выгодно отличается памятник от модели. Запечатленная в памятнике осанистая, царственная, фигура Александра, со слегка поднятой головой, взглядом, устремленным не столько в небо, сколько, образно говоря, поверх необъятных российских просторов, лесов и гор. Это взгляд монарха, облаченного и властью, и ответственностью за судьбы народов. Лицо его серьезно. Беспокойство и тревога запечатлены на этом лице. Левая рука не столько опирается, сколько прикрывает невысокий пьедестал.

Сотрудник Русского музея, автор-составитель альбома «Забытая Россия» Елена Карпова пишет о памятнике: «…Скульп-тор в данном случае стремился к выразительной простоте и ясности замысла: генеральский сюртук подчеркивал стройность высокой фигуры императора, она была строго портретной, узнаваемой и близкой впечатлениям современников. Почти не акцентировался традиционный свиток манифеста в левой руке Александра II, которой он слегка опирается на невысокий пьедестал с атрибутами царской власти, полуприкрытый как бы сброшенной с плеч порфирой».

Модель, поставленная рядом с памятником, сразу же обнаруживает художественные изъяны образа: запрокинутая в небо голова, изможденное лицо страдающего человека; непропор- ционально длинная шея, сдавленная стоячим воротником мундира, и непропорционально маленькая голова. Осанка фигуры, скорее, гимназиста, чем Императора.

Известный московский скульптор Елена Безбородова в ответном письме Алексею Орлеанскому: «Скульптура из Русского музея – это, несомненно, авторский эскиз памятника,

т. е. первоначальная идея, в дальнейшем дополненная и переработанная. Если очень хочется, то можно заказать копию (что, безусловно, поможет в последующей работе), но эта копия не будет являться рабочей моделью памятника. При создании памятника заданной величины в рабочей модели необходимо максимально точно соблюсти все пропорции и движения скульптуры. Модель создается скульптором в мягком материале (глина, пластилин), затем отливается в гипсе. Модель должна быть сделана в 1/5 оригинального размера. Затем по контрольным точкам будет сварен металлический каркас, и в черновом варианте изготовлена увеличенная скульп-тура. Эта работа мастеров, т. е. «увеличителей» в литейном цехе. Все объемы должны быть заложены в модели, ошибки недопустимы, т. к. при увеличении допущенные просчеты также увеличатся в 5 раз, так что потом изменить что-либо при высоте фигуры почти в 4 метра будет практически невозможно. Далее предстоит не менее сложный и ответственный этап – увеличенную скульптуру, чтобы предельно приблизиться к оригиналу, необходимо пролепить в свойственном автору стиле. Это должен делать скульптор, владеющий не только профессиональным мастерством, но и большим талантом. Далее с глиняной скульптуры снимается кусковая гипсовая форма, по ней изготавливается восковая модель, которая опять прорабатывается скульптором. Затем наступает этап литья из бронзы по кускам ярусами, потом сборка и монтаж кусков-частей, их сварка, обработка швов, проработка деталей, чеканка, шлифовка и патинирование бронзовой скульптуры. Все это происходит под неусыпным авторским надзором скульптора и его авторской проработке в металле. Только так можно получить достойный памятник. Игнорирование какого-либо этапа в его создании недопустимо, т. к. приведет к дилетантизму и самодеятельности, а в дальнейшем к полной дискредитации идеи воссоздания уникального памятника Опекушина».

Одним словом, вариант с восстановлением памятника Александру II по модели, хранящейся в Русском музее, по мнению специалистов, нами указанных, сомнителен, если иметь в виду художественную, изобразительную достоверность.

Продолжение следует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.