Домой Общество Хромой надзор

Хромой надзор

0

Пожар в Перми продолжает собирать свой страшный урожай. В понедельник утром количество смертей достигло цифры 146. Во вторник, когда выйдет в свет наша газета, возможно, их будет больше.

Число жертв «бытового» пожара сопоставимо с самолетной катастрофой. Но там, в воздухе, на высоте 10 тысяч километров мы точно знаем: шансов нет. А здесь, на земле, в уюте ночного развлекательно клуба были не просто шансы. Была уверенность: все хорошо. Иначе зачем существуют пожарные, прокуратура, прочие многочисленные проверяльщики, получающие государственную зарплату и живущие за счет нас, налогоплательщиков. В том числе и тех 146-ти погибших 5 декабря и умерших позднее в больницах.

Интернет усеян фотографиями обгоревших трупов. Телевидение – трогательными сюжетами о прекрасных людях – подругах, отцах, сыновьях и матерях, погибших в пожаре. Правительство Перми подает в отставку. Пожарные отстраняются от работы вместе с возбужденными уголовными делами. Всех волнует первый вечный вопрос: кто виноват? Но если на него ответ получить вполне реально, то второй столь же вечный вопрос – что делать? – звучит пока риторически.

— Попробуйте в любой другой стране найти аналог русской поговорке: «Пока рак на горе не свистнет, мужик не перекрестится», — говорит заместитель прокурора Рыбинска Ирина Николаева. – Да, у нас страна кампанейская, для того чтобы понять глубину проблемы, нам нужен толчок. В свое время таким толчком послужила трагедия в Коми, где в пожаре погибли десятки стариков. Теперь мы постоянно контролируем работу домов престарелых, выдаем предписания, следим за сроками их исполнения. Сейчас будем контролировать увеселительные заведения, работу с пиротехникой…

В конце ноября в прокуратуру пришло задание проверить оборот пиротехнических изделий в Рыбинске. Ирина Николаева особо подчеркнула: именно в ноябре, когда Пермь еще не стала синонимом слова «трагедия». Оборот в Рыбинске проверили – с ним все более-менее в порядке. По крайней мере, речь о закрытии предприятий, торгующих пиротехникой и организующих «огненные» шоу, не идет. Нарушители отделались предупреждениями, предостережениями и административными штрафами. С так называемыми увеселительными заведениями в Рыбинске все гораздо хуже. Созданная в срочном порядке комиссия: прокуратура, пожарные, УВД, Роспотребнадзор – выявила массу нарушений: горючие материалы в отделке, отсутствие запасных выходов и т.д. И сегодня уже закрыт ДК «Волжский», поданы иски в суд о закрытии клубов «Перекресток», «Пальмира», решается вопрос о подаче судебного иска к владельцам клубов «Лабиринт», «Будапешт». Возможно, будут предприняты меры в отношении здания под громким названием «Эпицентр». Здесь в отделке третьего этажа пожарные вдруг обнаружили горючие материалы.

Еще хуже (хотя, куда уж хуже?), по словам Ирины Николаевой, обстоят дела в районе. Сельские «места массового пребывания граждан» не поддаются никакой критике. Вот так. Много лет поддавались, а теперь поддаваться перестали. Впрочем, те же «перекрестки», «лабиринты» и «пальмиры» тоже развлекают рыбинцев не первый день. И даже не первый год. И проверяли их специалисты госпожнадзора, вне всяких сомнений, неоднократно. А тот же «Эпицентр», очевидно, с участием пожарных вводили в эксплуатацию. И тогда никого не смутило, что в отделке помещений присутствуют горючие материалы, дым от горения которых неизвестно каким образом будет распространяться внутри всего здания.

Пожарные пожарным рознь. Одни, рискуя жизнью, спасают людей из огня. Этих людей называют огнеборцами, их награждают медалями «За отвагу на пожаре» и благодарят родственники спасенных. Другие – инспекторы – после пермской трагедии бессильны в упавшем авторитете. Выданные ими предписания – пустая бумажка, на которую собственники помещений попросту не обращают внимания. Зато ресурс, данный государством пож-надзору, может хорошо использоваться «по требованию». Скажем, надо было главе Сдвижкову закрыть предприятие – пожарные тут как тут. А то, например, что в центре города в помещении топят соляркой печь, пожарных три года не волновало.

В общем, о рыбинском пожнадзоре можно говорить много. Он мало отличается от пермского. Те же проблемы и те же результаты. Просто нам повезло, что пожар не вспыхнул в рыбинских увеселительных заведениях.

Итак, существует несколько ответов на вопрос: кто виноват? Виноваты пожарные инспекторы, поскольку не контролировали деятельность предприятия. Прокуратура, поскольку не контролировала работу пожнадзора. Виноват бизнес, так как не осознавал ответственность. Сложнее с вопросом: что делать? Что делать молодежи, которая не пойдет в ночные клубы на Новый год? Что делать сельскому населению, для которых «не поддающиеся критике» клубы – единственный «очаг культуры и общения»? Что делать, в конце концов, прокуратуре, когда «рак свистнул» так громко? Как вывести из спячки пожарный надзор, который привык работать в режиме «ехало-брело»? И главное – как изменить систему кампанейщины и превратить ее в целенаправленную работу по безопасности жизни в стране, области, городе?

Страшно жить в доме-лабиринте, до верхних этажей которого у пожарных не достает ни одна лестница.

Страшно куда-то ехать, поскольку только трагедия с «Невским экспрессом» объяснила железной дороге, что нельзя сокращать до минимума путевых обходчиков.

Страшно куда-то идти, лететь, просто жить. Ведь в любой момент что-то может обрушиться, взорваться, упасть, загореться.

Предыдущая статьяИтальянцы в Рыбинске
Следующая статьяКапремонт – 2010 как не упустить последний шанс

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.