Домой Общество Их воспитало рыбинское небо…

Их воспитало рыбинское небо…

0

В начале тридцатых годов молодежь с огоньком и энтузиазмом предвоенных пятилеток откликнулась на призыв: «Комсомолец – на самолет!». Тогда же руководство Рыбинского авиамоторного завода №26 имени Павлова – нынешнего ОАО «НПО «Сатурн» — приобрело два учебных самолета У-2 и два с половиной десятка комплектов лучшего по тем временам летного обмундирования. Задорные комсомольцы, засучив рукава, в свободное от работы время расчистили пригородное поле площадью 180 гектаров по соседству с поселком Кстово и построили там аэродром «Рыбинск-Южный».

18 августа 1933 года прямо на взлетной полосе состоялось торжественное открытие Рыбинского аэроклуба. Так началась его история…

Тысячам летчиков, планеристов, парашютистов дал путевку в небо Рыбинский аэроклуб. Один из его первых воспитанников Василий Чекорин в тридцатые годы совершил отважный парашютный прыжок с самолета У-2 в тот пиковый момент, когда крылатая машина, выполняя сложнейшую фигуру высшего пилотажа – знаменитую «петлю Нестерова» — взмыла в верхнюю точку над подмосковным аэродромом «Тушино». В годы Великой Отечественной восемнадцать выпускников аэроклуба удостоены звания Героя Советского Союза, а трое бывших курсантов повторили подвиг Николая Гастелло.

{image1}

При поддержке моторостроителей в 1948 году Рыбинский аэроклуб активизировал свою работу. А его первым послевоенным руководителем стал боевой ас, Герой Советского Союза Анатолий Васильевич Смирнов. Человек удивительной скромности и кристальной честности, всю войну пролетавший на «горбатом» штурмовике Ил-2, он не любил хвалиться своими фронтовыми подвигами, рассказывал курсантам о боевых вылетах, как об «обычной военной работе». Самый глубокий, так и не заживший рубец на сердце Анатолия Васильевича оставила потеря его родного брата Николая, с которым они вместе закончили Рыбинский аэроклуб, Балашовское летное училище, служили в одной эскадрилье и «крыло к крылу» летали на боевые задания, по-братски прикрывая друг друга.

Однажды Анатолий заметил, как самолет Николая, который в тот вылет был его ведомым, вдруг резко пошел вниз и… исчез в густых зарослях леса. Выполнив задание, Анатолий сделал несколько широких кругов над местом падения самолета брата. Безрезультатно… Затем по разрешению командира полка несколько раз вылетал на поиски Николая. С помощью специального самолета-разведчика Пе-2, оснащенного фотоаппаратурой, удалось отснять панораму местности, обнаружить на земле обломки нескольких сбитых фашистами машин. Однако самолет Николая Смирнова и самого летчика, ни живого, ни мертвого, найти так и не удалось…

{image2}

В 1952 году аэроклуб возглавил Ревакат Иванович Баранов. На вопрос: «Почему имя у Вас такое странное?» — он шутливо, а может, и всерьез отвечал: «Да я в детстве таким плаксой был, то и дело ревел навзрыд, вот родители меня «ревой» и нарекли, так это имя и осталось на всю жизнь». Р.И.Баранов всю войну прослужил в дивизии полярного летчика Мазурука, осуществлявшей перегон авиационной техники, поступавшей из США через Аляску и далее через Баренцево море и всю Сибирь в действующую Советскую армию.

Ревакат Иванович недавно ушел из жизни, но успел посмотреть фильм Рогожкина «Перегон».

-Все переврали киношники! Не так все это было! – возмущался Баранов. – Был аэродром на Аляске, и с него мы через Берингов пролив перегоняли американские «Кобры». Местные жители, среди которых было немало русских переселенцев, с большим уважением к нам относились. Даже на колени пред нами припадали, некоторые полы наших регланов целовали. До сих пор помню белые буруны морских волн под крылом самолета, и не было ни малейшего шанса на спасение, если вдруг откажет двигатель. Не забыть длительные перелеты по бескрайней Сибири, где ориентирами служили лишь упавшие в тайгу «Кобры».

Особо запомнился Ревакату Ивановичу случай, когда бригаду из тридцати заключенных сбросили на парашютах с самолета Ли-2 прямо в непроходимую тайгу. За месяц голодные зеки прорубили просеку и построили полностью подготовленный для взлета и посадки запасной военный аэродром. «Вот что надо было правдиво показать в фильме!», — горячился Р.И.Баранов.

Еще один воспитанник Иван Гаврилович Кузин возглавил аэроклуб в 1960 году. Он рассказывал, как в октябре 1941 года всю дивизию курсантов, в которой он служил, отправили на оборону Москвы. Не раз вспоминал слова коменданта столицы, сказанные курсантам-летчикам, построенным на перроне одного из вокзалов в новеньких, не обмятых еще шинелях с «крылышками» на голубых петлицах: «Забудьте, сынки, что вы летчики… Вы теперь – танковый десант!».

{image3}

Сразу с перрона – на передовую. Наскоро обучили запрыгивать на броню танков и бросили в бой…

Иван Гаврилович очнулся в прифронтовом госпитале с пробитой головой, израненными руками и осколками во всем теле. Больше года вставал на ноги, а потом был комиссован «подчистую». Вернулся в родной Рыбинск на моторостроительный завод, поступил механиком в летный отряд предприятия, обслуживал самолет По-2 и летал на нем. С 1948 по 1958 годы И.Г.Кузин бороздил на этой машине северное небо, а в 1959 году вновь вернулся в Рыбинск и вскоре возглавил аэроклуб.

И сегодня, несмотря на экономические трудности, Рыбинский аэроклуб продол-жает успешно готовить летчиков и парашютистов. Двукратная абсолютная чемпионка мира парашютистка Татьяна Осипова стала примером для сотен и тысяч ребят и девчат. С 2000 года на нашем аэродроме проводится ставший уже традиционным открытый чемпионат России, посвященный ее памяти. Я.Т. Хазипов – неоднократный призер всероссийских соревнований по высшему пилотажу на самолете Як-52. В 2008 году он стал призером открытого чемпионата Испании, а в прошлом году занял одну из ступеней пьедестала почета на открытом чемпионате в ЮАР.

Но не только в небо дает путевку Рыбинский аэроклуб. Здесь под руководством авиатехника Сергея Геннадьевича Милющенкова построена мототрасса, отвечающая самым высоким требованиям. В прошлом году на ней прошли второй этап Кубка России по мотокроссу среди женщин, четвертый этап Кубка России в классе мотоциклов с коляской, второй этап чемпионата России по кроссу на квадроциклах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.