Домой История ПО РИСУНКУ ИМПЕРАТРИЦЫ

ПО РИСУНКУ ИМПЕРАТРИЦЫ

0

Рыбинский музей-заповедник продол-жает проводить серию выставок одного предмета «Музейные редкости». Очередным экспонатом стал небольшой барельеф. На темном фоне доски абсидного камня ясно читаются шесть профилей. Традиция таких изображений уходит корнями еще в искусство античности, хотя была востребована и в ХХ веке – вспомним профили Маркса-Энгельса-Ленина, а иногда еще и Сталина на советских плакатах. Но этот барельеф – из другой эпохи.

{image0} Жена императора Павла I Мария Федоровна (1759-1828), урожденная немецкая принцесса София-Доротея Вюртембергская, осталась в истории как прекрасная супруга и мать. Действительно, характерец Павла Петровича выдержать было непросто, а наличие десяти детей говорит само за себя. Можно вспомнить и ее вклад в российское женское образование, и построенную на деньги из фонда императрицы Мариинскую водную систему – от Рыбинска по Шексне, озерам и в Питер. 
А еще она была неплохим художником. Не то чтобы великим мастером, но её работы всё же выходили за рамки обычного «дамского рукоделия». Среди них были изящные живописные миниатюры и тонкие камеи, вырезанные из многослойного камня. Она занималась резьбой по кости, лепила из воска, писала маслом. Особенно удачными считаются несколько выполненных ею памятных медалей с изображением августейшего супруга Павла I, а затем и сына Александра I: и со сходством всё в порядке, и величие образа хорошо получилось.
И, разумеется, не могла она пройти мимо собственных, горячо любимых детушек. Когда Мария Федоровна нарисовала профили шести своих ребятишек, её венценосная свекровь Екатерина Великая была в полном восторге. Произведение, вызвавшее Высочайшее восхищение, было воспроизведено в другом, более монументальном материале — мраморе. Известно, по крайней мере, два мраморных рельефа, один из которых наш, а второй хранится в петербургском Русском музее. Автором петербургского экземпляра является скульптор Жак-Доминик Рашетт (1744-1809). Он же, по мнению сотрудника Рыбинского музея-заповедника Натальи Коноваловой, скорее всего, сделал и наш экземпляр.
Как же оказался портрет царских детей в Рыбинском музее? Как и многое другое, он попал сюда из усадьбы графов Мусиных-Пушкиных Борисоглеб, впоследствии затопленной волнами Рыбинского моря. Алексей Иванович Мусин-Пушкин был не только видным учёным (про открытое им «Слово о полку Игореве» помнят, наверное, все читатели), но и «особой, приближенной к Императору». Кроме того, он интересовался не только древней литературой и историей, но и искусством вообще и вполне мог приобрести рельеф не только из уважения и благодарности к венценосным особам, но и как художественное произведение.
Любопытно, что крайний слева профиль был еще очень в давние времена поврежден и отреставрирован – утраты мастерски восполнены чем-то вроде гипса. Может быть, мастер «запорол» уже почти готовый рельеф? Для Высочайших заказчиков он сделал всё заново, а первый вариант, отреставрировав, продал или подарил президенту Академии художеств Мусину-Пушкину.
Так или иначе, перед нами череда царских детей: будущий император Александр I, великий князь Константин, великие княжны Александра, Елена, Мария, Екатерина… Будущий император Николай I к этому времени еще не появился на свет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.