Домой История ОБЫДЕННОЕ ДЕЛО – РАССТРЕЛ

ОБЫДЕННОЕ ДЕЛО – РАССТРЕЛ

0

Безусловно, это сенсация – список жертв Красного террора, найденный и опубликованный 12 октября 2010 года в газете «Рыбинская неделя» председателем Рыбинского ВООПИиК Е.С. Розовым. Двадцать лет рыбинские историки-краеведы искали этот таинственный перечень. Было известно, что рыбинский совдеп принимал решение о публикации в местной печати списка расстрелянных, но…

{image0} Список был опубликован в газете «Известия Рыбинского Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов» 11 октября 1918 года. В списке двадцать девять мужчин, расстрелянных в Рыбинске с 30 августа по 5 сентября 1918 года. Девять человек из числа рыбинского купечества. 
Казаков М.А. – это Михаил Алексеевич Казаков, представитель старинного рыбинского купеческого рода. Фамилия Казаковых встречается в документах Рыбной слободы уже в XVII веке. Казаковых избирали на важные общественные должности: городского старосты, ратманов и бургомистров, гласных (депутатов) Рыбинской городской думы.
В начале XX века М.А. Казаков был почетным попечителем первого высшего четырехклассного училища в Рыбинске, членом учетного комитета Рыбинского отделения Государственного банка, членом попечительного совета Николаевской богадельни в Рыбинске, членом правления Рыбинского дома трудолюбия. М.А. Казаков постоянно жертвовал денежные средства в богадельни для престарелых граждан, приюты для детей-сирот, православные храмы.
Благотворительная деятельность М.А. Казакова выходила за пределы Рыбинска. Много лет он был старостой Одигитриевской церкви в городе Ростове Ярославской губернии. За эту деятельность М.А. Казаков 6 мая 1903 года в честь дня рождения императора Николая II был награжден золотой медалью с надписью «За усердие» для ношения на шее на ленте ордена Святого Станислава. {image1} 
Через пять лет, вновь к дню рождения императора, М.А. Казаков был награжден за заслуги по духовному ведомству золотой медалью с надписью «За усердие», но на ленте еще более значимого ордена – Святого Владимира.
В 1917 году М.А. Казаков владел домом № 30 на Большой Казанской улице. Тогда здание было двухэтажным. В 1928 году при переоборудовании подвала дома под водолечебницу был найден тайник с драгоценностями, оцененными в миллион рублей. В 1930-е годы на здании надстроили третий и четвертый этажи. Сейчас здесь размещается больница водников. 
Клементьев Н.И. – Николай Иванович Клементьев, рыбинский I гильдии купец. Он родился в 1850 году в Твери в купеческой семье. Учился в частном пансионе и гимназии, но курса не окончил.
В 1870 году Н.И. Клементьев уже в Рыбинске и избран гласным Рыбинской городской думы. Поражает многообразная общественная и благотворительная деятельность Н.И. Клементьева: член комитета Рыбинской речной полиции, член Рыбинского биржевого комитета, член учетного комитета Рыбинского отделения Государственного банка, член попечительных советов Рыбинской Мариинской женской гимназии и Николаевской богадельни.
{image2} За общественные и благотворительные заслуги Н.И. Клементьев был награжден серебряной медалью в память коронования императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, золотой медалью по министерству финансов, золотой медалью по министерству народного просвещения. 
В 1916 году, когда Рыбинск испытывал большие трудности из-за недостатка продовольствия, Н.И. Клементьев, используя возможности своего Торгового дома в Бугуруслане, успешно поставлял в наш город хлеб из Оренбуржья.
Потрясающий своим цинизмом документ удалось найти в Рыбинском архиве. Это секретное письмо финотдела Рыбинского совдепа в отделение государственного народного банка. В письме содержится распоряжение о снятии со счета уже убитого (!) Н.И. Клементьева 134250 рублей в счет уплаты чрезвычайного революционного штрафа.
Ивенский Л.И. – Лазарь Игнатьевич Ивенский, владелец первой в Рыбинске аптеки, открытой в 1816 году, не был в числе богатейших людей Рыбинска. Тем не менее он считал своим долгом бесплатно поставлять медикаменты в детский приют при Покровско-Воскресенском обществе в Рыбинске.
Подписали расстрельный список председатель Рыбинской ЧК Голышков и секретарь ЧК, один из старейших рыбинских большевиков Жданов. Павел Иванович Голышков прибыл в Рыбинск с частями 12-й армии Северного фронта. Член РСДРП с 1907 года. Соратник видного большевика С.М. Нахимсона, которому было поручено формирование в Рыбинске частей Красной армии.
Красный террор большевики объявили после убийства М.С. Урицкого и покушения на жизнь В.И. Ленина, состоявшихся 30 августа 1918 года. Вот как описывает расстрелы в Рыбинске кандидат исторических наук А.Ю. Данилов:
«…набирали «расстрельную команду» из 4-5 человек красноармейцев отряда ЧК. Избранная группа вместе с комиссарами шла по указанному адресу, производила обыск и конфискацию ценного имущества, после чего выводила хозяина (или несколько членов семьи) из дома под предлогом направления их в ЧК для допроса. После этого арестованных вели в лес или сарай и там расстреливали. Часть их имущества делилась между членами «расстрельной команды», часть впоследствии сдавалась в ЧК. По пути от места расстрела до ЧК исполнители смертного приговора заходили домой к одному из чекистов или в трактир, где обедали и напивались до состояния сильного алкогольного опьянения».
Расстрельный список вызвал и много вопросов. Почему, например, в нем нет купцов Дурдиных? Е.С. Розов указывает, что их расстреляли 20 августа. Но эта дата, имеющаяся и в метрической книге рыбинской Георгиевской церкви, записана по Юлианскому календарю или так называемому старому стилю. Если к этой дате прибавим 13 дней, перейдя на Григорианский календарь, введенный в стране в феврале 1918 года (но не в Русской православной церкви), то получим 2 сентября. Следовательно, Дурдины должны быть в списке П.И. Голышкова. {image3} 
Кроме ЧК, входившей в состав исполкома Рыбинского совдепа, красный террор в Рыбинском крае самостоятельно проводил Рыбинский военкомат во главе с
К. Ферапонтовым, одновременно являвшимся начальником Рыбинского гарнизона. Поэтому в списке Голышкова нет жертв террора, расстрелянных людьми Ферапонтова.
В подобном списке Ферапонтова, если бы таковой нашелся, могли бы оказаться и купцы, супруги Попеновы, расстрелянные вместе с одиннадцатью детьми и зарытые во дворе собственного дома.
Между ЧК и Военкоматом одновременно с их созданием в апреле 1918 года сразу возникла неприязнь. Каждая из организаций претендовала на роль главной военной силы в городе. И как следствие этой неприязни — один эпизод августа 1918 года, когда часовой Военкомата застрелил заместителя председателя ЧК Н.П. Кустова. Впоследствии на надгробии Н.П. Кустова некто нацарапал надпись «Тут похоронен кровавый деспот».
Допущенные в Рыбинске перегибы обсуждались 11 сентября 1918 года на заседании рыбинских властей, ЧК, Военкомата, губернских властей. Вел заседание прибывший из Москвы председатель контрольной комиссии Наркомата внутренних дел Брагинский. Но докопаться до истины не удалось…
В июле 1919 года Московский Ревтрибунал в течение восьми дней слушал дело о преступной деятельности исполкома Рыбинского совдепа. Среди осужденных был и заместитель председателя исполкома, он же председатель Рыбинской ЧК П.И. Голышков. Его приговорили к расстрелу.

Предыдущая статьяПриняты областные целевые программы по развитию ЖКХ и энергетики
Следующая статьяНЕЗАБЫВАЕМАЯ ВСТРЕЧА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.