Домой История НАБЕГ КАЗАРИНОВА

НАБЕГ КАЗАРИНОВА

0

В 1927 году счетовод спичечной фабрики «Маяк» А.П. Казаринов купил за 50 копеек билет лотереи только что созданного Осоавиахима и выиграл кругосветное путешествие. На рассвете 16 июля самолет немецкой компании «Дерулюфт» унес А.П. Казаринова с московского аэродрома в сторону Кенигсберга…

{image0} Из различных стран мира А.П. Казаринов писал в Рыбинск письма, которые публиковались в газете «Рабочий и пахарь». В первом сообщении читатели узнали, что:
«За два дня до отлета Осоавиахим снял с меня брюки, которые я протер за расчетным столом, снял косоворотку и заменил все это европейским костюмом…
Несколько лет просидел я за расчетным столом на фабрике «Маяк» в городе Рыбинске и не думал, не гадал, что окажусь там, откуда пишу эти строки. В 11 часов утра мы уже опускались на Кенигсбергском аэродроме. Спустя два часа ко мне был приставлен переводчик. Я попросил показать достопримечательности старого немецкого города.
— Интересует ли Вас дом, в котором жил известный философ Кант? – спросил меня немец, будучи уверен в том, что о Канте служащий спичечной фабрики, вероятно, и не слышал. Кант меня интересовал мало, я бы с большей охотой познакомился с жизнью фабрик и заводов…».
Желание А.П. Казаринова исполнилось уже в Берлине:
{image1} «Поехали осматривать город. Город красивый, много зелени и до того чистый, что обидно делается за наш Рыбинск и наш горкомхоз. Попросил отвезти меня в рабочий район. Чем ближе подъезжаешь к нему, тем чаще огромные постройки заменяются малыми, зелень уходит, скученность делается больше, и, наконец, попадаешь, если не в Рыбинск, то в слободу за Рыбинском. Маленькие захудалые постройки, магазинчики с очередями. Столовая для безработных с очередью побольше нашей. 
Поехали на спичечную фабрику. Во-первых, поразили меня размеры фабрики. Вот если бы мой «Маяк» был таким! Внутри помещения образцовый порядок и чистота. Оборудование, машины, упаковочная привели меня в восторг. Если бы директор «Маяка» товарищ Березницкий мог посмотреть… Все здесь механизировано. Там, где у нас двенадцать человек работают, здесь только два-три.
Мой переводчик разъяснил группе рабочих, что я сам с такой же фабрики в СССР. Тогда один старик в синем фартуке приблизился ко мне, показывая рукой позади меня и спросил: «Гут?». Я не понял, но качнул головой, а переводчик объяснил мне, что старик спрашивает, хорошо ли у нас в СССР. Тогда я еще несколько раз кивнул головой и даже для большей убедительности сказал: «Хорошо». Больше мне фабрик и заводов не показывали. Немцы вежливо отказывали».
Париж А.П. Казаринов осматривал с двумя гражданками США:
«Со мной осматривали город две американки. Одна – жена миллионера-банкира, а другая – крупного инженера. Ничего себе компанийка…Когда они узнали, что я из России, у американок поджилки затряслись. А когда мы проезжали мимо здания Французской коммунистической партии, американки, со страху, должно быть, закрыли глаза. На балконе развевался большой плакат с требованием освободить Сакко и Ванцетти. Чем-то родным повеяло. «Как у нас!» — вырвалось у меня к возмущению американок».
В США А.П. Казаринов побывал в Нью-Йорке, Чикаго и Сан-Франциско. В окрестностях последнего А.А. Казаринову показали золотые прииски:
«Я на россыпях. Остановился у группы рабочих. Когда я подошел совсем близко, все внимание перешло ко мне. Меня и переводчика обступили тесным кольцом и заставили рассказывать о СССР. Когда я сообщил им, как живут наши рабочие на Алданских приисках, переводчик мой испугался и попросил меня на этом закончить, так как энтузиазм, охвативший рабочих, был настолько велик, что оставался один шаг (по мнению переводчика) к социальному перевороту».
В гавани Нью-Йорка А.П. Казаринова из-за недоразумений с визой задержали и отправили в барак для нелегальных эмигрантов, но в течение двух часов разобрались, и рыбинец продолжил свое путешествие:
«Первое, что меня поразило – это небоскребы. В первые дни эта необычайная высота домов подавляет. Вы ходите по улицам, закинув голову назад, и невольно стараетесь сосчитать точное число этажей. Потом это надоедает, и через два-три дня Вы уже совершенно уверены, что дома должны быть именно такой высоты».
Заключительной страной в путешествии А.П. Казаринова стала Япония:
«Пароход подплыл к Иокогаме. На пристани много полицейских. А один в штатском, должно быть, шпик (о нем я много слышал на пароходе), спросил по-русски: «Вы тот, который за полтинник выиграл путешествие у большевиков? Небось, рады, что, наконец, вырвались!».
Пока А.П. Казаринов путешествовал по миру, спичечная фабрика «Маяк» не работала из-за отсутствия сырья. Во время вынужденного простоя на «Маяке» занимались ремонтом машин и оборудования.
В 1927 году в Советском Союзе произошло событие, значение которого для развития отечественной спичечной промышленности трудно переоценить. ВСНХ (Высший совет народного хозяйства) решил наладить в СССР производство спичечных машин, которые до того времени закупались за границей.
Предприятием, выбранным ВСНХ для производства спичечных машин, стал рыбинский «Металлист» (в будущем завод полиграфических машин). Рыбинцы блестяще справились с ответственным заданием. 17 октября 1927 года стал Днем рождения отечественного спичечного машиностроения. Были собраны первые две машины. Испытания показали отличное качество обеих машин, они ничуть не уступали импортным.
Первые отечественные спичечные машины установили на «Маяке». Вскоре решили вопрос с поступлением сырья и фабрика возобновила работу.
3 октября 1927 года, пропутешествовав семьдесят один день, А.П. Казаринов возвратился в Рыбинск. Но свидетелем успеха коллег А.П. Казаринов не стал. Уже на следующий день он выехал в Москву, где ему предложили отправиться с лекциями по городам СССР и написать книгу о своем путешествии.
Кем же был он, этот посланец Страны Советов? Александр Павлович Казаринов родился в 1900 году. В 1916 году начал работать конторщиком в рыбинской конторе купца М.Н. Журавлева. Учился в Ленинградском политехническом институте, но курса не закончил. С 1925 года работал счетоводом на фабрике «Маяк». Беспартийный. Жил в Рыбинске на улице Фрунзе.
Фамилия «Казаринов» происходит от хазар, до X века совершавших набеги на южные окраины Руси. А.П. Казаринов совершил идеологический набег на капитализм на закате НЭПа.

Предыдущая статьяКАК МЫ БЫЛИ ИСТОРИЧЕСКИМ ГОРОДОМ
Следующая статья«ГОЛУБКА СОФЕРЛЬ», ОБОЖАЕМАЯ И НЕВЕРНАЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.