ПЕРЕКРЫТЬ ДОКРИЗИСНЫЕ ОБЪЕМЫ

Российская промышленность выходит из кризиса. Свидетельство тому – улучшение ситуации в АО «РАСКАТ». Предприятие запускает в серийное производство новые образцы продукции, возвращает сокращенных во время кризиса работников — об этом нашему корреспонденту рассказал
генеральный директор АО «РАСКАТ» Владимир МАКАРОВ.

{image0} — Владимир Леонидович, коллектив вашего предприятия работал даже в новогодние каникулы. Чем это вызвано?
— Производственные цеха приступили к работе с 4 января, ряд основных рабочих – с 3-го. Это вызвано тем, что практически весь объем производства I квартала уже расписан по потребителям, а учитывая, что в 2011 году в связи с принятием определенных решений правительством России (я имею в виду создание государственной компании «Автодор» и возрождение Дорожного фонда) в стране ожидается увеличение объемов дорожного строительства. Положительно на этот процесс повлияли также предстоящая зимняя Олимпиада в Сочи и чемпионат Мира по футболу.
— Вы уже перекрыли докризисные объемы производства?
— Если вернуться на несколько лет назад, то статистика будет следующая. В 2006 году мы продали 348 единиц техники, в 2007-м – 427 шт., 2008 – 481 шт., 2009 – 206 шт., 2010 – 283 шт. План производства 2011 года – 375 шт., на уровень 2008 года мы планируем выйти в 2013 году. Рост объемов этого года по сравнению с предыдущим составляет 33%.
— В стране широко известен уплотнитель полигонов ТБО «РЭМ-25» производства АО «РАСКАТ», который создали конструкторы предприятия. Продолжают ли они заниматься проектированием новой техники?
— Сейчас мы готовим к отправке сразу шесть уплотнителей РЭМ-25: четыре в Ханты-Мансийск, по одному в Череповец и в Санкт-Петербург.
В 2010 году мы закончили реализацию Программы по разработке новых моделей дорожных катков. Программа была принята в конце 2006 года, после вступления АО «РАСКАТ» в НАМС (Независимую ассоциацию машиностроителей). В рамках программы разработана, сертифицирована и запущена в серийное производство следующая техника:
— пять моделей асфальтовых катков массой от 1,5 т до 2,4 т – запущены в серию с 2007 года;
— две модели асфальтовых катков от 3 т до 3,5 т – серия с 2008 года;
— десять моделей асфальтовых катков массой от 7 т до 11 т – серийный выпуск начинается в 2011 году;
— шесть моделей грунтовых катков от 13 до 21 т – серийный выпуск в 2011 году.
Все катки имеют высокую степень унификации (до 90%) в рамках своего модельного ряда.
25 января на совещании правления НАМС была утверждена программа по дальнейшей разработке и освоению серийного производства на 2011-2014 годы. Мы должны создать 15 новых моделей дорожных катков, причем две из них необходимо представить на выставке «СТТ-2011», которая с 30 мая по 4 июня пройдет в Москве. Это статический асфальтовый каток массой 13 т и грунтовый каток массой 10 т.
Реализация программы позволит АО «РАСКАТ» занять свое место во всех сегментах рынка уплотняющей дорожной техники. По количеству моделей мы будем в одном ряду с такими известными мировыми производителями, как Caterpillar (США), Hamm и Bomag (Германия), Sakai (Япония) и Dynapak (Швеция). Конечно, нужно быть объективными и признать, что мы еще отстаем от ведущих мировых компаний по дизайну, электронной оснащенности, программному обеспечению, но мы не уступаем им по производительности, надежности, ремонтопригодности и качеству продукции.
На всех катках мы применяем лучшие мировые комплектующие – это двигатели Deutz (Германия) и Cubota (Япония), гидравлику и редукторы производства Италии и Германии.
На нашу продукцию мы даем гарантию два года, возможно, в 2012 году увеличим гарантийный срок до трех лет. Затраты на гарантийный ремонт, начиная с 2007 года, когда мы начали использовать импортные комплектующие, сократились в 9 раз.
— Завод дорожных машин сотрудничал с 70 странами Мира. Какую часть мирового и  отечественного рынка вы занимаете сейчас, и кто является вашими основными конкурентами?
— До 1992 года Завод дорожных машин, правопреемником которого является наше предприятие, поставлял продукцию в 78 стран мира, но основными поставками советского периода являлись так называемые «политические поставки» в страны СЭВ и лояльные  развивающиеся страны. За последние годы у нас были поставки в Иран, бывшие страны СССР – Прибалтику и Казахстан. Однако мы не ставим задачу совершить экспансию на мировой рынок, впору удержать свой, российский, на который хлынула техника иностранных производителей.
Наше присутствие на российском рынке постоянно меняется. В 2007 году мы занимали 19,6%, в 2008 – 18,5%, 2009 – 25%, 2010 – 26%. На 2011 год поставили задачу выйти на 30%.
Основные наши конкуренты – производители Германии, Японии и Швеции…
— А Китай?
— Мы находимся в одном ценовом сегменте с китайской техникой, но качество у нас лучше, несмотря на то, что производителям Поднебесной созданы блестящие условия – я имею в виду налоговые льготы, условия кредитования и др. Конкуренция с Китаем беспокоит не только нас, но в других странах пытаются защитить своих производителей. В некоторых штатах США, например, приняты квоты или запреты на ввоз китайской техники. У нас такого нет.
А по поводу германских конкурентов я расскажу такой случай. На выставке «СТТ-2010», посетив нашу экспозицию, представитель немецкой фирмы подошел к нам и сказал: «Вы меня окончательно расстроили».
— Техника хорошая, а дороги плохие…
— В Германии, Китае, других странах при строительстве дорог сначала выкапывают траншею глубиной не менее 4 м, засыпают ее скальными породами, затем насыпают песок, щебень и лишь затем укатывают асфальт. Эту технологию впервые применили в начале 30-х годов в Германии, после чего стали использовать во всем мире. В России другие технологии – грунт практически не снимают, из-за чего дорожное покрытие начинает «гулять» и разрушаться. Однако сейчас госкорпорации «Автодор» поставлена задача строить платные дороги — в соответствии с международными стандартами.
— В Рыбинске несколько предприятий, выпускающих дорожную технику. Вероятно, можно говорить о создании кластера?
— В Советском Союзе было 6-7 заводов по производству уплотняющей дорожной техники. Сейчас только в Рыбинске, кроме «РАСКАТа», наверное, десять фирм. Кто-то из них выпускает старые модели ОАО «РАСКАТ», кто-то разрабатывает свою технику, кто-то занимается ремонтом. Говорить о кластере как о нескольких однородных предприятиях, работающих в одном месте, наверное, можно. Но в развитых странах эти предприятия, несмотря на конкуренцию, взаимодействуют, совместно решают какие-то проблемы, помогают друг другу. Мы, вероятно, не доросли еще до таких высоких отношений. {image1}
— В Ярославской области и в Рыбинске используется ваша техника?
— Да, ярославские и рыбинские предприятия используют наши катки на ремонте дорог и тротуаров. На рыбинском полигоне работает уплотнитель РЭМ-25.
— В 2006 году АО «РАСКАТ» вошло в холдинг «Независимая ассоциация машиностроителей». Что это дало?
— Во-первых, средства на перевооружение. В 2007-2008 годах мы вложили в техперевооружение завода больше 120 млн. рублей. Из них более 40 млн. были направлены на разработку новой техники. В рамках реализации Программы энергобезопасности АО «РАСКАТ» полностью ликвидировало подземные кабельные линии, которые проходили по дну реки Коровки и в результате подвижки грунта выходили из строя. Сделали новую «воздушную» линию электропередачи, полностью заменили компрессоры, более 10 млн. рублей затратили на оборудование для котельной.
Благодаря стабильной работе в 2007-2008 годах мы приобрели итальянскую листогибочную машину, которая позволяет сгибать листы металла толщиной до 60 мм (на тяжелых грунтовых катках толщина вальца 40 мм) и японскую газорезательную машину, что позволило сократить трудоемкость на заготовительных операциях. Также были закуплены пять новых металлорежущих станков корейского производства, полностью заменено сварочное оборудование – это позволило значительно улучшить качество сварных соединений.
В кризисный период благодаря поддержке Ассоциации мы сохранили костяк коллектива предприятия, заняв квалифицированных работников на хозработах и выплачивая им по 500 рублей в день.
— Как и другие промышленные предприятия, вы болезненно переживали кризис…
— Мы были вынуждены сократить 600 человек, на предприятии оставалось 450 работников. На сегодняшний день на завод вернулись около 100 человек. Увеличивая объемы работ, мы ведем прием рабочих станочных специальностей, сварщиков и других профессий. В 2011-2012 годах нам потребуется 200-250 человек.
— Какую зарплату вы им предлагаете?
— Средняя зарплата у основных рабочих в IV квартале 2010 года составила 16405 рублей. Учитывая, что в начале 2010 года она была 11434, можно сделать вывод о том, что зарплата на нашем предприятии растет довольно динамично. В первом квартале этого года мы планируем покрыть убыток 2009-2010 годов, погасить долги по налогам за 2010 год, дальше будем думать о дальнейшем увеличении зарплаты. Это можно было бы сделать и раньше, но решение государственных органов об увеличении страховых взносов с 2011 года с 28,8% до 36,8% от фонда оплаты труда практически «заморозило» планируемые повышения.
— Каковы ваши планы по развитию АО «РАСКАТ»?
— Первоочередная наша задача – это разработка новой техники и наращивание объемов производства, дальнейшее техническое перевооружение предприятия. С 2013 года мы планируем выйти на докризисные объемы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 488



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


три × 6 =

Описание картинки