Домой Политика ПЕРЕКРЫТЬ ДОКРИЗИСНЫЕ ОБЪЕМЫ

ПЕРЕКРЫТЬ ДОКРИЗИСНЫЕ ОБЪЕМЫ

0

Российская промышленность выходит из кризиса. Свидетельство тому – улучшение ситуации в АО «РАСКАТ». Предприятие запускает в серийное производство новые образцы продукции, возвращает сокращенных во время кризиса работников — об этом нашему корреспонденту рассказал
генеральный директор АО «РАСКАТ» Владимир МАКАРОВ.

{image0} — Владимир Леонидович, коллектив вашего предприятия работал даже в новогодние каникулы. Чем это вызвано?
— Производственные цеха приступили к работе с 4 января, ряд основных рабочих – с 3-го. Это вызвано тем, что практически весь объем производства I квартала уже расписан по потребителям, а учитывая, что в 2011 году в связи с принятием определенных решений правительством России (я имею в виду создание государственной компании «Автодор» и возрождение Дорожного фонда) в стране ожидается увеличение объемов дорожного строительства. Положительно на этот процесс повлияли также предстоящая зимняя Олимпиада в Сочи и чемпионат Мира по футболу.
— Вы уже перекрыли докризисные объемы производства?
— Если вернуться на несколько лет назад, то статистика будет следующая. В 2006 году мы продали 348 единиц техники, в 2007-м – 427 шт., 2008 – 481 шт., 2009 – 206 шт., 2010 – 283 шт. План производства 2011 года – 375 шт., на уровень 2008 года мы планируем выйти в 2013 году. Рост объемов этого года по сравнению с предыдущим составляет 33%.
— В стране широко известен уплотнитель полигонов ТБО «РЭМ-25» производства АО «РАСКАТ», который создали конструкторы предприятия. Продолжают ли они заниматься проектированием новой техники?
— Сейчас мы готовим к отправке сразу шесть уплотнителей РЭМ-25: четыре в Ханты-Мансийск, по одному в Череповец и в Санкт-Петербург.
В 2010 году мы закончили реализацию Программы по разработке новых моделей дорожных катков. Программа была принята в конце 2006 года, после вступления АО «РАСКАТ» в НАМС (Независимую ассоциацию машиностроителей). В рамках программы разработана, сертифицирована и запущена в серийное производство следующая техника:
— пять моделей асфальтовых катков массой от 1,5 т до 2,4 т – запущены в серию с 2007 года;
— две модели асфальтовых катков от 3 т до 3,5 т – серия с 2008 года;
— десять моделей асфальтовых катков массой от 7 т до 11 т – серийный выпуск начинается в 2011 году;
— шесть моделей грунтовых катков от 13 до 21 т – серийный выпуск в 2011 году.
Все катки имеют высокую степень унификации (до 90%) в рамках своего модельного ряда.
25 января на совещании правления НАМС была утверждена программа по дальнейшей разработке и освоению серийного производства на 2011-2014 годы. Мы должны создать 15 новых моделей дорожных катков, причем две из них необходимо представить на выставке «СТТ-2011», которая с 30 мая по 4 июня пройдет в Москве. Это статический асфальтовый каток массой 13 т и грунтовый каток массой 10 т.
Реализация программы позволит АО «РАСКАТ» занять свое место во всех сегментах рынка уплотняющей дорожной техники. По количеству моделей мы будем в одном ряду с такими известными мировыми производителями, как Caterpillar (США), Hamm и Bomag (Германия), Sakai (Япония) и Dynapak (Швеция). Конечно, нужно быть объективными и признать, что мы еще отстаем от ведущих мировых компаний по дизайну, электронной оснащенности, программному обеспечению, но мы не уступаем им по производительности, надежности, ремонтопригодности и качеству продукции.
На всех катках мы применяем лучшие мировые комплектующие – это двигатели Deutz (Германия) и Cubota (Япония), гидравлику и редукторы производства Италии и Германии.
На нашу продукцию мы даем гарантию два года, возможно, в 2012 году увеличим гарантийный срок до трех лет. Затраты на гарантийный ремонт, начиная с 2007 года, когда мы начали использовать импортные комплектующие, сократились в 9 раз.
— Завод дорожных машин сотрудничал с 70 странами Мира. Какую часть мирового и  отечественного рынка вы занимаете сейчас, и кто является вашими основными конкурентами?
— До 1992 года Завод дорожных машин, правопреемником которого является наше предприятие, поставлял продукцию в 78 стран мира, но основными поставками советского периода являлись так называемые «политические поставки» в страны СЭВ и лояльные  развивающиеся страны. За последние годы у нас были поставки в Иран, бывшие страны СССР – Прибалтику и Казахстан. Однако мы не ставим задачу совершить экспансию на мировой рынок, впору удержать свой, российский, на который хлынула техника иностранных производителей.
Наше присутствие на российском рынке постоянно меняется. В 2007 году мы занимали 19,6%, в 2008 – 18,5%, 2009 – 25%, 2010 – 26%. На 2011 год поставили задачу выйти на 30%.
Основные наши конкуренты – производители Германии, Японии и Швеции…
— А Китай?
— Мы находимся в одном ценовом сегменте с китайской техникой, но качество у нас лучше, несмотря на то, что производителям Поднебесной созданы блестящие условия – я имею в виду налоговые льготы, условия кредитования и др. Конкуренция с Китаем беспокоит не только нас, но в других странах пытаются защитить своих производителей. В некоторых штатах США, например, приняты квоты или запреты на ввоз китайской техники. У нас такого нет.
А по поводу германских конкурентов я расскажу такой случай. На выставке «СТТ-2010», посетив нашу экспозицию, представитель немецкой фирмы подошел к нам и сказал: «Вы меня окончательно расстроили».
— Техника хорошая, а дороги плохие…
— В Германии, Китае, других странах при строительстве дорог сначала выкапывают траншею глубиной не менее 4 м, засыпают ее скальными породами, затем насыпают песок, щебень и лишь затем укатывают асфальт. Эту технологию впервые применили в начале 30-х годов в Германии, после чего стали использовать во всем мире. В России другие технологии – грунт практически не снимают, из-за чего дорожное покрытие начинает «гулять» и разрушаться. Однако сейчас госкорпорации «Автодор» поставлена задача строить платные дороги — в соответствии с международными стандартами.
— В Рыбинске несколько предприятий, выпускающих дорожную технику. Вероятно, можно говорить о создании кластера?
— В Советском Союзе было 6-7 заводов по производству уплотняющей дорожной техники. Сейчас только в Рыбинске, кроме «РАСКАТа», наверное, десять фирм. Кто-то из них выпускает старые модели ОАО «РАСКАТ», кто-то разрабатывает свою технику, кто-то занимается ремонтом. Говорить о кластере как о нескольких однородных предприятиях, работающих в одном месте, наверное, можно. Но в развитых странах эти предприятия, несмотря на конкуренцию, взаимодействуют, совместно решают какие-то проблемы, помогают друг другу. Мы, вероятно, не доросли еще до таких высоких отношений. {image1}
— В Ярославской области и в Рыбинске используется ваша техника?
— Да, ярославские и рыбинские предприятия используют наши катки на ремонте дорог и тротуаров. На рыбинском полигоне работает уплотнитель РЭМ-25.
— В 2006 году АО «РАСКАТ» вошло в холдинг «Независимая ассоциация машиностроителей». Что это дало?
— Во-первых, средства на перевооружение. В 2007-2008 годах мы вложили в техперевооружение завода больше 120 млн. рублей. Из них более 40 млн. были направлены на разработку новой техники. В рамках реализации Программы энергобезопасности АО «РАСКАТ» полностью ликвидировало подземные кабельные линии, которые проходили по дну реки Коровки и в результате подвижки грунта выходили из строя. Сделали новую «воздушную» линию электропередачи, полностью заменили компрессоры, более 10 млн. рублей затратили на оборудование для котельной.
Благодаря стабильной работе в 2007-2008 годах мы приобрели итальянскую листогибочную машину, которая позволяет сгибать листы металла толщиной до 60 мм (на тяжелых грунтовых катках толщина вальца 40 мм) и японскую газорезательную машину, что позволило сократить трудоемкость на заготовительных операциях. Также были закуплены пять новых металлорежущих станков корейского производства, полностью заменено сварочное оборудование – это позволило значительно улучшить качество сварных соединений.
В кризисный период благодаря поддержке Ассоциации мы сохранили костяк коллектива предприятия, заняв квалифицированных работников на хозработах и выплачивая им по 500 рублей в день.
— Как и другие промышленные предприятия, вы болезненно переживали кризис…
— Мы были вынуждены сократить 600 человек, на предприятии оставалось 450 работников. На сегодняшний день на завод вернулись около 100 человек. Увеличивая объемы работ, мы ведем прием рабочих станочных специальностей, сварщиков и других профессий. В 2011-2012 годах нам потребуется 200-250 человек.
— Какую зарплату вы им предлагаете?
— Средняя зарплата у основных рабочих в IV квартале 2010 года составила 16405 рублей. Учитывая, что в начале 2010 года она была 11434, можно сделать вывод о том, что зарплата на нашем предприятии растет довольно динамично. В первом квартале этого года мы планируем покрыть убыток 2009-2010 годов, погасить долги по налогам за 2010 год, дальше будем думать о дальнейшем увеличении зарплаты. Это можно было бы сделать и раньше, но решение государственных органов об увеличении страховых взносов с 2011 года с 28,8% до 36,8% от фонда оплаты труда практически «заморозило» планируемые повышения.
— Каковы ваши планы по развитию АО «РАСКАТ»?
— Первоочередная наша задача – это разработка новой техники и наращивание объемов производства, дальнейшее техническое перевооружение предприятия. С 2013 года мы планируем выйти на докризисные объемы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.