Рыбинский господин оформитель

Рыбинский художник Алексей Орлеанский награжден дипломом в номинации «Господин оформитель» за участие в 12-х Гоголевских чтениях. Международная научная конференция проходила в марте-апреле в мемориальном музее писателя Доме Гоголя в Москве.

{image0} О значимости и представительстве Гоголевских чтений можно судить хотя бы по тому факту, что одним из участников научной конференции стал известный исследователь творчества Н.В. Гоголя Юрий Манн. Вниманию коллег-ученых он представил свою работу «Смех против страха». Среди других деятелей современной российской культуры, чьи имена у всех на слуху, — Александр Журбин, композитор, заслуженный деятель искусств России, который в рамках 12-х Гоголевских чтений провел свой авторский вечер «Николай Гоголь — источник моего вдохновения».
Рыбинец Алексей Орлеанский представил высокому собранию исследователей-литературоведов два набора авторских игральных карт. Первый из них — «Чичиков и К°». Работа посвящена 170-летию выхода в свет поэмы Гоголя «Мёртвые души». Карточными фигурами в колоде стали герои поэмы, рисованные замечательным художником XIX века П.М. Боклевским. Стараниями рыбинского мастера некогда популярные, а ныне забытые рисунки Боклевского обрели таким образом новую жизнь в ином качестве.
Вторая работа Алексея Орлеанского — сувенирный набор игральных карт «Вий и другие низшие духи восточнославянской мифологии». Идея создания этой колоды у художника возникла еще в период службы в армии. Во время учёбы в Палехском художественном училище по книгам и энциклопедиям он изучал типы героев славянских мифов и сказок, делал эскизы. Показав работу своему преподавателю, получил совет рисовать с натуры. Знакомые начинающего художника, однокурсники и родственники, поддержав его оригинальный замысел, согласились позировать. Так были созданы выразительные образы лешего и домового, русалки и кикиморы, бабы-яги, водяного, кощея бессмертного…
Игральные карты – относительно сложный вид графического искусства, требующий особой математической точности. В этом жанре оставили след такие выдающиеся русские художники, как академик живописи А.И. Шарлемань, М.О. Микешин, И.Я. Билибин, Н.Н. Каразин, Н.С. Самокиш; в советские времена — палехские художники П.Д. Баженов и Е.И. Пашков. В 1970-е годы несколько самобытных карточных колод подготовил ленинградский график, ученик Билибина — В.М. Свешников.
Заняться этим видом декоративно-прикладного искусства Алексея подтолкнул и вдохновил известный коллекционер игральных карт А.С. Перельман, на базе коллекции которого впоследствии был создан музей игральных карт в Петергофе.  {image1}
В прошлом в Петербурге действовала Императорская карточная фабрика, основанная в 1818 году Александром I. В советский период фабрика была переименована в Комбинат цветной печати. В 2000-е годы предприятие прекратило существование и промышленного производства игральных карт в России не стало. Последней колодой, изготовленной комбинатом, были карты Алексея Орлеанского «В стилистических традициях Палеха», выпущенные в 2001 году по заказу ОАО «Рыбинские моторы».
В настоящее время в магазинах можно увидеть лишь колоды китайского и австрийского производства. Российские игральные карты с традиционными русскими сюжетами оказались на грани исчезновения. Несколько лет Алексей Орлеанский фактически в одиночку прилагает усилия не дать умереть этому уникальному промыслу. Благодаря его трудам может быть придёт время, и Рыбинск, перехватив эстафету у Петербурга, когда-нибудь станет известным центром производства игральных карт.
Кроме игральных, художник создал две колоды образовательных карт «Династия Романовых» и «Рыбинск купеческий». Первая включает 40 портретов российских правителей с краткими их биографиями на обороте. Вторая — портреты рыбинских купцов с описанием их заслуг перед городом, видами старинного Рыбинска и изображениями значимых архитектурных объектов. Это издание подготовлено по материалам архива отца художника — Ю.М. Сутягина, краеведа и коллекционера, выпустившего в начале 1990-х годов каталог почтовых карточек с видами старого Рыбинска, отмеченного специалистами как «первый серьёзный, пусть на плохой, почти газетной бумаге, но истинно филокартический каталог».
Кроме карт, Алексей Орлеанский подготовил ряд интересных изданий, в том числе на краеведческие темы. Среди них два набора открыток, посвящённых памятнику Александру II в Рыбинске, набор «Часовня во имя Святителя Николая Чудотворца в Рыбинске». В основе изданий отреставрированные им дореволюционные фотографии. В настоящее время автор готовит к выпуску комплект открыток «Рыбинск на почтовых открытках начала ХХ века».

• Первое достоверное письменное упоминание об игральных картах в России относится к 1649 году. В «Уложении» царя Алексея Михайловича игра в карты попала в главу «О разбойных и татиных делах». Картежников приравняли к ворам,  попавшихся на игре в первый раз предписывалось сечь кнутом, отрезать левое ухо и сажать в острог на два года. Рецидивистов заковывали в кандалы и отправляли на каторгу, самое крайнее средство – «казнить смертью». Но столь суровые меры касались только простого («черного») люда. Бояр за игру в карты не наказывали.
• Петр Великий картами не увлекался. Но среди его сподвижников было немало картежников, например, Александр Меншиков. Уже тогда в карты играли не только «забавы ради». Игра шла и на крупные денежные суммы. В карты проигрывали поместья и целые деревни с крепостными. В итоге Петр I издал указ, строго-настрого запрещавший игру в карты на деньги.
• Императрица Анна Иоанновна в 1733 году издала еще более строгий указ – игроки должны были заплатить штраф в размере тройной суммы денег, на которые шла игра. За повторную игру на деньги дворяне на месяц отправлялись в тюрьму, а «подлый люд» надлежало «нещадно бить батогами».
• Императрица Елизавета Петровна незадолго до своей смерти издала в 1761 году указ, деливший карточные игры на разрешенные и запрещенные. Запрещенные игры – это игры на деньги. Правда, в указе была честная оговорка – на дворцы Ее Императорского Величества данный запрет не распространяется.
• Екатерина Великая была к картам неравнодушна – играла и с фаворитами, и с придворными, и с европейскими монархами. В годы ее царствования издаются многочисленные руководства по карточным играм. Впрочем, запреты на игру на деньги, изданные ее предшественниками, императрица не отменяла. Что не мешало ее приближенным проигрывать огромные по тем временам суммы.
• «Не сработал» и строгий указ, запрещающий игру на деньги, изданный Александром I в 1801 году. В 1802 году в Москве князь Александр Голицын проиграл графу Льву Разумовскому … свою супругу княгиню Марию Григорьевну (урожденную Вяземскую). По согласию всех трех сторон брак был расторгнут, и княгиня вышла замуж за победителя. И счастливо прожила с ним долгих шестнадцать лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 713



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


+ 8 = двенадать

Описание картинки