Домой История ПЕРЕКРЕСТОК ЭКВАТОРА

ПЕРЕКРЕСТОК ЭКВАТОРА

0

Рыбинск. Макушка лета. Середина дня.
Едем на встречу с, пожалуй, самыми популярными рыбинскими музыкантами сезона.
Один несколько дней назад закончил книгу. На испанском. Учитывая трудность перевода, название звучит примерно так: «Магия струнных инструментов в универсальной музыке».
Другой — возьми да и в 21-ом столетии вдохни жизнь в, казалось бы, антикварный «Бу-Буфет».
Но самое главное — это никакой не итог их творчества. Это — очередные шаги.

Итак, арт-клуб «Перекресток». За столиком двое. Фамилию одного из них многие гитаристы весьма часто называют, дабы подчеркнуть, скажем так, школу: «Я учился у Колесова». Это, знаете ли, своеобразный знак качества, пропуск в профессиональный мир, указание на изначальный талант.
Чуть позже Леонид (далее Л.К.) вкратце пояснил нам, что он вкладывает в понятие обучения игре на классической гитаре:
— Самодеятельный музыкант, он ведь как рассуждает: «Не получаю удовольствия — не занимаюсь», а профессионал занимается всегда. Каждый день. Это как на работу ходить. К этому следует ученика готовить. И к тому, чтобы учился выносить свое творчество на публику. Публика всегда все на место ставит, всех «великих». Преподаватель сам должен выступать, проявлять себя. В том числе и для того, чтобы потом ученику объяснить, как держаться. Цель музыки — сцена. Как у художника цель — выставка.
Наш корр.:
— Ну да, а потом такие опытные преподаватели берут и уезжают. В столицы, за границы! А в городе — элементарный голод на преподавателей музыкальных школ. Дело в оплате?
{image1} Л.К.:
— Да во всем мире эти люди в учебных заведениях много не получают. В США — максимум 2000 долларов. Далеко не самая высокая для этой страны зарплата. Так что везде такая проблема. Другим эти люди заняты. Творчеством. А это и написание произведений, и большая концертная деятельность. Разнообразные проекты — если не ставить стяжательство во главу угла — и приносят удовлетворение как моральное, так и материальное.
А что касается кадров, то отток толковых преподавателей был и будет всегда. Всегда ярких людей будут «толкать» в Москву, в Питер и далее.

Под новую порцию кофе конкретизируем, теперь уже для гражданина и другой страны, вопрос. Так почему же все-таки так радикально — в Эквадор?
Неожиданно ответ получаем от другого нашего собеседника — гостеприимного хозяина легендарного арт-клуба «Перекресток» — Александра Занина (далее А.З.):
— Вспомните 90-е! Каждый выживал как мог. Зарабатывали в основном на редких концертах за границей. Леонид вместе с Митей (Митя Кузнецов — талантливейший рыбинский музыкант, известный далеко за пределами России — прим. ред.) играли на ярмарках в Германии. Я вместе с «Седьмой водой» (известная во всем мире рыбинская фолк-группа под руководством Дмитрия Соколова — прим. ред.) гастролировал в Ирландии. На заработанное потом пусть скромно, но несколько месяцев жить можно было.
Л.К.:
— Иначе никак. Зарплата моя в музыкальной школе в те времена 10-20 долларов была. И задерживали ее частенько. Спасибо директору музыкальной школы № 1 — Елене Рожанской, что отпускала. Я, конечно, всегда себе замену оставлял. Но, увы, люди, бывало, подводили. Я переживал, что назревает конфликт. Тем не менее четкого решения об отъезде для себя вплоть до 2001 года так и не принял.
А на Эквадор выбор пал вовсе не случайно. Для исполнителя латиноамериканской музыки важно «копнуться в истоках», не основываясь исключительно на книжных знаниях.
Когда уезжал — думал на 2 месяца. И билет обратный был… Но потом решил — если делать, то без сомнений. Иначе лучше не делать.

А.З.:
— Я когда приехал из Ирландии, чаще всего только на один вопрос всем и каждому отвечал: почему там не остался? Правда, многие знали, что страна эта с ее музыкальными (и не только) традициями мне очень близка. Да и времена были суровые — танки ездили…
А я идеей клуба загорелся. Чтоб не кабак. И не концертный зал. В те времена у нас исключительно подобные направления культивировались.
В 1995 году начали подыскивать помещение. Потом проекты-реконструкции-ремонты начались. Средства мало у кого были. А вот материалами помочь желающих оказалось немало. Так и говорили: вон плитка лежит — бери. Когда-нибудь сможешь отдать — отдашь.
То есть, дело пошло. А я для себя решил: получится — останусь, не получится — уеду в Ирландию. Все продумал: кое-какие сбережения были, аппаратура, квартира. Если продать — средств для съема жилья лет на 5 хватит. А на еду заработаю. Благо друзей ирландских — председателей профсоюзов
(в этой стране очень сильно профсоюзное движение. Хорошие профессиональные клубы принадлежат, в основном, профсоюзам — прим. ред.) было много. Планировал устроиться мойщиком посуды. Но конечно же с тем, чтобы набираться попутно опыта. А дальше — глядишь и артистов из России на гастроли стали бы приглашать. Такую вот «мысль думал». Особенно когда СЭС, пожарные и прочие в клубе чуть ли не на ПМЖ прописались.
Тогда отделом культуры в Рыбинске заведовала Ирина Куликова.

Л.К.:
— Удивительная женщина. Авторитет непререкаемый имела. Идеи буквально на лету ловила.
{image2} А.З.:
— И, главное, помогала! Так и говорила, мол, вы все музыканты — алкоголики, что с вами делать! Но меня поставили руководить, значит, должна и буду помогать! Только не деньгами. За этим ко мне не ходите. А остальным помогу.
К ней-то я за спасением от всяких проверяющих служб и обратился. Отстали.
Это я, кстати, все к теме эмиграции подвожу. Если бы тогда клуб закрыли, я бы больше ничего делать не стал. Уехал бы.
Но, слава Богу, вот он клуб. В этом году 16 лет «Перекресток» отметит.

«Перекресток» действительно легендарное место. Знают об этом не только в Рыбинске, а очень и очень далеко за его пределами.
Однажды, находясь на пороге одного из самых значимых в жизни решений, Александр Занин, известный в городе музыкант, организатор и лидер группы «Бу-Буфет», признанной в начале 90-ых «российским открытием», вдруг возьми и окунись с головою в совершенно новый не только для него, но и вообще для страны того времени проект.
К слову, даже на сегодняшний день в России подобных площадок — раз, два — и обчелся.
Прибавим к этому личные деловые качества Саши и его коммуникабельность — и становится понятным, почему в «Перекрестке» с завидным постоянством выступают такие представители русского рока, о которых и огромные залы не мечтают. Не по карману. А в арт-клубе они — друзья. Диана Арбенина, к примеру, вместо запланированных 40 минут выступала более 3 часов. Так же было и с «Крематорием», и с Сергеем Галаниным, и с Вячеславом Бутусовым, и с «Чижом»…
Л.К.:
-У Саши все получается, потому что корысти у него в голове нет. Не материальное у него на первом месте. Он идет единственно верным путем — реализует свою идею полностью. Не экономит на ней.
Вместе с тем, долгое время оставался вопрос: как же он, одаренный музыкант, столько лет не берет в руки инструмент? И вот, наконец, ответ получен. Легендарный «Бу-Буфет» вновь зазвучал. Даются концерты. Выпускаются диски. Сохранен авторский стиль исполняемой музыки: в одном концерте можно услышать и джаз, и блюз, и фанк, и босса-новы. И сейчас с трудом верится, что все могло бы случится совершенно иначе. Наверняка не хуже. Но иначе. И видели бы мы его один раз в год в лучшем случае. Как сейчас Леонида Колесова. Который, кстати, в Эквадоре начинал примерно так, как в свое время планировал Александр. Правда не с мойщика посуды, а с развозчика хлеба по «шауармам».
Индейские музыканты, с которыми Леонид познакомился в самолете, помогли ему и со съемом жилья, и с первым местом работы.
Л.К.:
— Отец моих новых друзей занимался национальной музыкальной школой. Туда меня и пригласили преподавать. Но я отказался. Заведение это располагалось в глухой провинции. Мне же хотелось остаться в столице (город Кито, высота 2800 м над уровнем моря, число жителей — более двух миллионов — прим. ред.).
Мне помогли снять трехкомнатную квартиру за 50 долларов в месяц, подарили телевизор, кровать, белье. Спросили, умею ли водить машину, дали карту и маленького мальчика в помощники. Длилось это недолго.
Позже знакомый адвокат помог сделать документы. Я получил вид на жительство и право на работу. Через три года сдал языковой экзамен, зачеты на знание Конституции, географии, истории… Подал платное (800 долларов!!!) объявление в национальную газету о том, что прошу гражданство. Не удивляйтесь, таков закон: в течение месяца любой гражданин республики, разумеется, представив реальные доказательства, мог отвергнуть мою просьбу. Все эти действия обошлись мне примерно в 2000 долларов. Это с учетом того, что практически все я делал сам. Так я стал гражданином Эквадора. Живу в городе Кито, в 28-ми км от экватора.
Преподавал в частной музыкальной школе, сотрудничаю с национальной консерваторией и гитарным ансамблем «Де гитарес де Кито»…
В Эквадоре же закончил университет по специальности «Музыкальная педагогика и музыкальные исследования». Учиться было легко. Испанский для меня — как родной. Поэтому и книгу выпустил на этом языке. Тираж разошелся по библиотекам и музыкальным школам страны. В продажу попала лишь небольшая часть. Сейчас занимаюсь переводом. Специально купил для этого ноутбук с русскими буквами.

В арт-клубе уже начали собираться завсегдатаи. Несколько человек, вероятно, узнав Леонида Колесова по рекламным постерам, подошли с вопросом о репертуаре его выступления в «Перекрестке» 3 августа, а заодно и за автографом…
Мы попрощались, уступив место новому поколению ценителей музыки. А по пути в редакцию долго еще обсуждали — дети или уже внуки первооткрывателей «Перекрестка» безоговорочно предпочитают сегодня этот клуб всем остальным?
И еще.
Леонид, это не вы проживаете в 28 километрах от экватора. Это экватор будет там, где вы выступаете. {image0}

Предыдущая статья«КРЫЛАТАЯ ПЕХОТА» РЫБИНСКА
Следующая статья«РЫБИНСККАБЕЛЬ»: СЕРЬЕЗНОЕ МЕСТО РАБОТЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.