ПЕРЕКРЕСТОК ЭКВАТОРА

Рыбинск. Макушка лета. Середина дня.
Едем на встречу с, пожалуй, самыми популярными рыбинскими музыкантами сезона.
Один несколько дней назад закончил книгу. На испанском. Учитывая трудность перевода, название звучит примерно так: «Магия струнных инструментов в универсальной музыке».
Другой — возьми да и в 21-ом столетии вдохни жизнь в, казалось бы, антикварный «Бу-Буфет».
Но самое главное — это никакой не итог их творчества. Это — очередные шаги.

Итак, арт-клуб «Перекресток». За столиком двое. Фамилию одного из них многие гитаристы весьма часто называют, дабы подчеркнуть, скажем так, школу: «Я учился у Колесова». Это, знаете ли, своеобразный знак качества, пропуск в профессиональный мир, указание на изначальный талант.
Чуть позже Леонид (далее Л.К.) вкратце пояснил нам, что он вкладывает в понятие обучения игре на классической гитаре:
— Самодеятельный музыкант, он ведь как рассуждает: «Не получаю удовольствия — не занимаюсь», а профессионал занимается всегда. Каждый день. Это как на работу ходить. К этому следует ученика готовить. И к тому, чтобы учился выносить свое творчество на публику. Публика всегда все на место ставит, всех «великих». Преподаватель сам должен выступать, проявлять себя. В том числе и для того, чтобы потом ученику объяснить, как держаться. Цель музыки — сцена. Как у художника цель — выставка.
Наш корр.:
— Ну да, а потом такие опытные преподаватели берут и уезжают. В столицы, за границы! А в городе — элементарный голод на преподавателей музыкальных школ. Дело в оплате?
{image1} Л.К.:
— Да во всем мире эти люди в учебных заведениях много не получают. В США — максимум 2000 долларов. Далеко не самая высокая для этой страны зарплата. Так что везде такая проблема. Другим эти люди заняты. Творчеством. А это и написание произведений, и большая концертная деятельность. Разнообразные проекты — если не ставить стяжательство во главу угла — и приносят удовлетворение как моральное, так и материальное.
А что касается кадров, то отток толковых преподавателей был и будет всегда. Всегда ярких людей будут «толкать» в Москву, в Питер и далее.

Под новую порцию кофе конкретизируем, теперь уже для гражданина и другой страны, вопрос. Так почему же все-таки так радикально — в Эквадор?
Неожиданно ответ получаем от другого нашего собеседника — гостеприимного хозяина легендарного арт-клуба «Перекресток» — Александра Занина (далее А.З.):
— Вспомните 90-е! Каждый выживал как мог. Зарабатывали в основном на редких концертах за границей. Леонид вместе с Митей (Митя Кузнецов — талантливейший рыбинский музыкант, известный далеко за пределами России — прим. ред.) играли на ярмарках в Германии. Я вместе с «Седьмой водой» (известная во всем мире рыбинская фолк-группа под руководством Дмитрия Соколова — прим. ред.) гастролировал в Ирландии. На заработанное потом пусть скромно, но несколько месяцев жить можно было.
Л.К.:
— Иначе никак. Зарплата моя в музыкальной школе в те времена 10-20 долларов была. И задерживали ее частенько. Спасибо директору музыкальной школы № 1 — Елене Рожанской, что отпускала. Я, конечно, всегда себе замену оставлял. Но, увы, люди, бывало, подводили. Я переживал, что назревает конфликт. Тем не менее четкого решения об отъезде для себя вплоть до 2001 года так и не принял.
А на Эквадор выбор пал вовсе не случайно. Для исполнителя латиноамериканской музыки важно «копнуться в истоках», не основываясь исключительно на книжных знаниях.
Когда уезжал — думал на 2 месяца. И билет обратный был… Но потом решил — если делать, то без сомнений. Иначе лучше не делать.

А.З.:
— Я когда приехал из Ирландии, чаще всего только на один вопрос всем и каждому отвечал: почему там не остался? Правда, многие знали, что страна эта с ее музыкальными (и не только) традициями мне очень близка. Да и времена были суровые — танки ездили…
А я идеей клуба загорелся. Чтоб не кабак. И не концертный зал. В те времена у нас исключительно подобные направления культивировались.
В 1995 году начали подыскивать помещение. Потом проекты-реконструкции-ремонты начались. Средства мало у кого были. А вот материалами помочь желающих оказалось немало. Так и говорили: вон плитка лежит — бери. Когда-нибудь сможешь отдать — отдашь.
То есть, дело пошло. А я для себя решил: получится — останусь, не получится — уеду в Ирландию. Все продумал: кое-какие сбережения были, аппаратура, квартира. Если продать — средств для съема жилья лет на 5 хватит. А на еду заработаю. Благо друзей ирландских — председателей профсоюзов
(в этой стране очень сильно профсоюзное движение. Хорошие профессиональные клубы принадлежат, в основном, профсоюзам — прим. ред.) было много. Планировал устроиться мойщиком посуды. Но конечно же с тем, чтобы набираться попутно опыта. А дальше — глядишь и артистов из России на гастроли стали бы приглашать. Такую вот «мысль думал». Особенно когда СЭС, пожарные и прочие в клубе чуть ли не на ПМЖ прописались.
Тогда отделом культуры в Рыбинске заведовала Ирина Куликова.

Л.К.:
— Удивительная женщина. Авторитет непререкаемый имела. Идеи буквально на лету ловила.
{image2} А.З.:
— И, главное, помогала! Так и говорила, мол, вы все музыканты — алкоголики, что с вами делать! Но меня поставили руководить, значит, должна и буду помогать! Только не деньгами. За этим ко мне не ходите. А остальным помогу.
К ней-то я за спасением от всяких проверяющих служб и обратился. Отстали.
Это я, кстати, все к теме эмиграции подвожу. Если бы тогда клуб закрыли, я бы больше ничего делать не стал. Уехал бы.
Но, слава Богу, вот он клуб. В этом году 16 лет «Перекресток» отметит.

«Перекресток» действительно легендарное место. Знают об этом не только в Рыбинске, а очень и очень далеко за его пределами.
Однажды, находясь на пороге одного из самых значимых в жизни решений, Александр Занин, известный в городе музыкант, организатор и лидер группы «Бу-Буфет», признанной в начале 90-ых «российским открытием», вдруг возьми и окунись с головою в совершенно новый не только для него, но и вообще для страны того времени проект.
К слову, даже на сегодняшний день в России подобных площадок — раз, два — и обчелся.
Прибавим к этому личные деловые качества Саши и его коммуникабельность — и становится понятным, почему в «Перекрестке» с завидным постоянством выступают такие представители русского рока, о которых и огромные залы не мечтают. Не по карману. А в арт-клубе они — друзья. Диана Арбенина, к примеру, вместо запланированных 40 минут выступала более 3 часов. Так же было и с «Крематорием», и с Сергеем Галаниным, и с Вячеславом Бутусовым, и с «Чижом»…
Л.К.:
-У Саши все получается, потому что корысти у него в голове нет. Не материальное у него на первом месте. Он идет единственно верным путем — реализует свою идею полностью. Не экономит на ней.
Вместе с тем, долгое время оставался вопрос: как же он, одаренный музыкант, столько лет не берет в руки инструмент? И вот, наконец, ответ получен. Легендарный «Бу-Буфет» вновь зазвучал. Даются концерты. Выпускаются диски. Сохранен авторский стиль исполняемой музыки: в одном концерте можно услышать и джаз, и блюз, и фанк, и босса-новы. И сейчас с трудом верится, что все могло бы случится совершенно иначе. Наверняка не хуже. Но иначе. И видели бы мы его один раз в год в лучшем случае. Как сейчас Леонида Колесова. Который, кстати, в Эквадоре начинал примерно так, как в свое время планировал Александр. Правда не с мойщика посуды, а с развозчика хлеба по «шауармам».
Индейские музыканты, с которыми Леонид познакомился в самолете, помогли ему и со съемом жилья, и с первым местом работы.
Л.К.:
— Отец моих новых друзей занимался национальной музыкальной школой. Туда меня и пригласили преподавать. Но я отказался. Заведение это располагалось в глухой провинции. Мне же хотелось остаться в столице (город Кито, высота 2800 м над уровнем моря, число жителей — более двух миллионов — прим. ред.).
Мне помогли снять трехкомнатную квартиру за 50 долларов в месяц, подарили телевизор, кровать, белье. Спросили, умею ли водить машину, дали карту и маленького мальчика в помощники. Длилось это недолго.
Позже знакомый адвокат помог сделать документы. Я получил вид на жительство и право на работу. Через три года сдал языковой экзамен, зачеты на знание Конституции, географии, истории… Подал платное (800 долларов!!!) объявление в национальную газету о том, что прошу гражданство. Не удивляйтесь, таков закон: в течение месяца любой гражданин республики, разумеется, представив реальные доказательства, мог отвергнуть мою просьбу. Все эти действия обошлись мне примерно в 2000 долларов. Это с учетом того, что практически все я делал сам. Так я стал гражданином Эквадора. Живу в городе Кито, в 28-ми км от экватора.
Преподавал в частной музыкальной школе, сотрудничаю с национальной консерваторией и гитарным ансамблем «Де гитарес де Кито»…
В Эквадоре же закончил университет по специальности «Музыкальная педагогика и музыкальные исследования». Учиться было легко. Испанский для меня — как родной. Поэтому и книгу выпустил на этом языке. Тираж разошелся по библиотекам и музыкальным школам страны. В продажу попала лишь небольшая часть. Сейчас занимаюсь переводом. Специально купил для этого ноутбук с русскими буквами.

В арт-клубе уже начали собираться завсегдатаи. Несколько человек, вероятно, узнав Леонида Колесова по рекламным постерам, подошли с вопросом о репертуаре его выступления в «Перекрестке» 3 августа, а заодно и за автографом…
Мы попрощались, уступив место новому поколению ценителей музыки. А по пути в редакцию долго еще обсуждали — дети или уже внуки первооткрывателей «Перекрестка» безоговорочно предпочитают сегодня этот клуб всем остальным?
И еще.
Леонид, это не вы проживаете в 28 километрах от экватора. Это экватор будет там, где вы выступаете. {image0}

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 624



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


8 − шесть =

Описание картинки