Тенденции торговли: рыбинская аномалия

Мы — потребители. Мы потребляем еду, одежду, услуги. Мы ходим в магазины и рестораны, на рынки и в автосервисы. Порой мы каждый день чувствуем результаты своего потребления. По кошельку — сколько еще там осталось для рационального удовлетворения нужд и иррациональных увеселений? По банковской карте, которая зачастую пополняется гораздо неохотнее, чем «худеет». И даже наши домашние шкафы и холодильники кричат об активности потребительских врожденных инстинктов и приобретенных навыков.

Потребительский рынок трудно обозначить жесткими границами. Сколь бы научно специалисты его ни ограничивали, мы все время пытаемся расширить это понятие. И надо сказать, что получается это у нас талантливо. Вот, например, к старому определению потребительского рынка как рынка покупателей, покупающих или приобретающих иным способом товары и услуги для личного потребления, добавилась интегральность: совокупность отношений, возникающих между продавцами и покупателями работ, услуг, товаров, с одной стороны, и их потребителями — с другой.

Но какими бы ни были определения, все сводится к одному: именно потребительский рынок определяет эффективность и развитие рыночной экономики. И с этим в России не все в порядке.

 

Нетипичный Рыбинск

Потребительская активность в 2013 году не оправдала ожидания. Об этом говорят исследования, проведенные российскими социологическими центрами. На стагнацию и снижение спроса жалуются рестораторы, продавцы одежды и даже онлайн-ритейлеры. Тенденция затронула не только товары повседневного спроса, но и рынки недвижимости, автомобилей, туристический бизнес.
На протяжении всего 2013 года, начиная с конца зимы, падал спрос на бытовую технику и электронику. Снижаются продажи большинства видов алкоголя. Отмечают падение потока посетителей и в ресторанах.
По оценке исследовательского центра «Ромир», речь идет о новом среднесрочном тренде: снижении расходов россиян на продукты питания и росте — на непродовольственные товары.
— В Рыбинске все происходит несколько иначе, — говорит начальник отдела потребительского рынка и услуг администрации города Элина Абрамович. — Потребительский рынок стабильно растет, и в структуре товарооборота розничной торговли крупных и средних организаций с 2011 года наблюдается тенденция смещения интересов потребителей с промышленных товаров на продукты питания, доля в нем продовольственных товаров выше на несколько позиций непродовольственных товаров.

3 (1)
Элина Абрамович, начальник отдела потребительского рынка и услуг администрации Рыбинска

 

Цифры — штука бесспорная. А они в Рыбинске таковы. Среднемесячный розничный товарооборот местных предприятий торговли в 2012 году составлял 1 431 млн рублей, а в 2013 году — 1 758 млн рублей. При этом более 50 процентов в обороте составляет доля продовольственных товаров.
С 2008 года этот среднемесячный показатель товарооборота вырос более чем в два раза. И даже с учетом инфляции очевидно, что покупать мы стали гораздо больше.
Причин этой тенденции может быть несколько. Откинув версию бурного роста доходов населения как позицию, вызывающую споры и раздражение, сосредоточимся на очевидном.
Первое, и, наверное, самое главное — это увеличение торговых площадей.
— В 2013 году в Рыбинске открылись гипермаркет «Карусель» на ул. Бабушкина, три супермаркета «Атак», четыре новых «Магнита», четыре магазина торговой сети «Дружба», два «Молодежных», один магазин сети «Пятерочка», — рассказывает Элина Абрамович. — Увеличение доли торговых площадей сетевых магазинов в торговых продовольственных площадях в 2012 году составило 64,6 процента, в 2013 — 72,7 процента.
В прошлом году к действующим торговым площадям Рыбинска добавилось 11,5 тысячи квадратных метров, на которых расположились сетевые магазины. Всего же сегодня площадь торговых залов стационарных субъектов торговли составляет 145,6 тысячи квадратных метров, из них 21 тысяча — это прошлогоднее пополнение.
Положительная сторона развития сетей проявляется в том, что есть явная закономерность между ростом товарооборота и долей сетевой торговли: чем больше доля розничных сетей, тем выше темпы роста розничной торговли, что в конечном итоге способствует развитию экономки в целом.
В 2013 году в Рыбинске начали работу более 150 субъектов предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка, в том числе 24 предприятия продовольственной торговли, 94 — непродовольственной, 17 предприятий общественного питания и 18 — бытового обслуживания. 36 предприятий и предпринимателей решили деятельность свернуть. В основном это небольшие магазины, не выдержавшие конкуренцию с ритейлом. Но в большинстве случаев на площадях закрытого предприятия сразу открывается новое.
Существует еще одни показатель, который демонстрирует состояние потребительского рынка. Это обеспеченность торговыми площадями на тысячу жителей. Сегодня он составляет 746 кв. м, и по сравнению с предыдущим годом он вырос на 16 процентов.
Можно утверждать, что это много. Именно так думают те, кто говорит о приоритетах: лучше открывать заводы, а не магазины! И мы спорить не будем. Наверное, действительно, лучше заводы. А еще лучше — и заводы, и магазины. Но если с первыми так трудно, то пусть хотя бы открываются предприятия торговли. Тем более что в Ярославле, например, обеспеченность торговыми площадями составляет 1 452 кв. м на 1000 жителей, что почти в 2 раза превышает показатель нашего города. И даже средний по области выше рыбинского — 981 кв. м на 1000 жителей.
Так в чем причина роста рыбинской торговли? Скорее всего, в «низком старте» — пять лет назад наш город находился на восьмом месте в области по показателю обеспеченности торговыми площадями. Сегодня нас опережают только Ярославль, что неудивительно, и Ярославский район. Последний можно объяснить открытием нескольких гипермаркетов вблизи областного центра, но на районной территории.
Однако не только количество площадей имеет значение. По наблюдениям специалистов, два одинаковых по размеру помещений и количеству сотрудников магазина могут иметь разницу в чистой прибыли в десять раз. Для одних площади — это просто квадратные метры, для других — хорошо продуманная концепция торговли. Элина Абрамович говорит, что если у предприятия нет политики использования торговых площадей, уровень заполняемости будет снижаться, а арендаторы постепенно перераспределятся между качественными торговыми центрами.

consumer_shopping

Плюсы торговых метров

Тем не менее, высокий показатель обеспеченности населения торговыми площадями считается признаком развития территории. Помимо того, что вместе с открытием новых магазинов в Рыбинске появился выбор — куда пойти за покупками и где приобрести дешевле — существует еще один безусловный плюс.
— В 2013 году в потребительском секторе города создано 400 новых рабочих мест, — говорит Элина Абрамович. — Всего же здесь занято около 12,5 тысячи человек.
Торговля — один из немногих секторов экономики, в котором количество работников стабильно увеличивается. Здесь трудно внедрить высокие технологии, которые повышают производительность труда за счет сокращения рабочих мест. Более того, торговля тянет за собой логистику, и развиваются транспортные и складские предприятия. Она обеспечивает работой производителей торгового оборудования, строителей — всех, кто так или иначе способствует расширению потребительского рынка.
Развитая торговля попросту улучшает комфортность территории. Почему, например, в Рыбинске растет товарооборот продуктовой группы товаров? Может быть, потому, что у нас отпала необходимость ездить за едой в Ярославль? Те же гипермаркеты, которые работают в областном центре, постепенно открываются и в Рыбинске.
Ну, и трудно отрицать взаимозависимость количества торговых площадей и цены на товары.
— Торговые сети из-за своей высокой ценовой гибкости благоприятно влияют на инфляцию, понижая ее. Пока это явно не прослеживается, но, например, открытие «Карусели» предельно снизило цену на сахар во многих магазинах, расположенных вблизи гипермаркета, — говорит Элина Абрамович. — И это лишь один случай, когда конкуренция заставляет пересматривать ценовую политику.
Почему мы часто говорим, что в Ярославле стоимость некоторых товаров ниже, чем в Рыбинске? Потому что торговых площадей больше и конкуренция среди предприятий торговли выше. То же самое можно отнести и к качеству обслуживания: сегодня мы выбираем, каким пользоваться магазином — грязным и душным или чистым и светлым. Сильные игроки, появляясь на рынке, диктуют свои условия, внедряют свои стандарты. У них больше сил и возможностей оперировать ценами, работать над качеством.
Появление крупных форматов торговли изменило привычки покупателей. Сократилось количество походов в магазины. Если раньше мы чаще забегали в палатки по пути с работы домой, то сегодня многие предпочитают раз-два в неделю закупать продукты в большом магазине.
Не значит ли это, что постепенно торговые предприятия «шаговой доступности» исчезнут с территории Рыбинска?
— Не думаю, что это случится, — говорит Элина Абрамович. — Конечно, кто-то закроет свой бизнес. Но большинство небольших магазинов начали приспосабливаться, в их ассортименте — либо товары повседневного спроса: хлеб, молоко, крупы, либо, наоборот, товары узкой специализации, к примеру, шторы, ковры, цветы . К слову сказать, пожилые люди гипермаркетам предпочитают магазины у дома.
Ну, и расхожее мнение о том, что иногородний ритейл игнорирует местных производителей. Начальник отдела рассказывает, что если раньше администрация города пыталась навязать сетевым магазинам рыбинских производителей хлеба, молочной и мясной продукции, то сегодня политика сетевых продовольственных компаний меняется, так как преимущества местных товаров очевидны. Вот они, под рукой, никаких транспортных расходов не требуют, а качество их редко отличается от произведенных в других регионах. А самое главное, их охотнее покупает местное население.

Excited Shopping Woman

Игры сетей

«Рыбинск с «Макдоналдсом» — это другой Рыбинск». Помните эту фразу главы города Юрия Ласточкина, над которой многие от души посмеялись? А зря. Потому что именно появление «Макдоналдса» стало для потребительского сектора Рыбинска переломным моментом.
— Существует понятие «якорных арендаторов», — рассказывает Элина Абрамович. — Как правило, это крупные арендаторы, привлекающие основной поток посетителей в торговый центр, — лидеры, которые ведут за собой другие бренды, известные во всем мире. Наличие, например, в Рыбинске магазинов ведущей продовольственной розничной компании «X5 Retail Group» делает его привлекательным для других известных предприятий торговли.
Компания «X5 Retail Group» открыла в Рыбинске 8 магазинов «Пятерочка» и гипермаркет «Карусель». Французская торговая сеть «Ашан» — три супермаркета «Атак». В городе работают 20 «Магнитов», 6 «Дикси».
В новом корпусе торгового комплекса «Сенная площадь» на улице Кирова в конце прошлого года открылся фирменный магазин «Адидас». Вслед за «Каруселью» в торгово-развлекательном центре «Vikonda» на улице Бабушкина откроются известные брендовые магазины «МВидео» и «Спорт Мастер».
Все это не останавливает развитие местных торговых сетей. В Рыбинске работают 14 магазинов «Дружба», 11 «Мировых», 11 «Молодежных».
Город становится более привлекательным для инвесторов, которые прежде чем вложить деньги в производство, тщательно изучают социально-экономическое положение территории. И наличие здесь удобных магазинов известных брендов имеет далеко не последнее значение.
Но, несмотря на развитие, Элина Абрамович считает, что потенциал потребительского рынка Рыбинска далеко не исчерпан. Если областной центр выдерживает нагрузку в 1 452 кв. м торговых площадей на 1000 жителей, то наши 746 «квадратов» вполне могут расти. На ближайшие два года в городе запланировано ввести в эксплуатацию 29 новых объектов потребительского рынка торговой площадью около 24 тысяч квадратных метров. И, похоже, это не предел.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 1 901



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


один + 4 =

Описание картинки