Энергичная и улыбчивая — это, пожалуй, первые слова, которыми хочется охарактеризовать актрису. Много лет назад Светлана Колотилова приехала в Рыбинск из далекой Сибири, где получила первое образование в Красноярском училище искусств. Ее воспитанием занимались в основном дедушка и бабушка, в семье которых царил настоящий патриархальный уклад. Дед был родом из казаков, поблажек даже безмерно любимой внучке не делал. «Взялся за дело – делай до конца», — главное правило, которому научил дед. Уже работая в Рыбинске, Колотилова окончила Ярославский театральный институт. В наш город, равно как и в рыбинский театр, ее привел супруг – коренной ярославец, вслед за которым Светлана Агафоновна и отправилась в наши края.
— Я очень хорошо помню свой первый день в Рыбинске, — рассказывает Светлана Колотилова. — Мы ехали от автовокзала на такси и, поднимаясь по мосту в гору, увидели «выплывающий» из-за него собор. Тогда я сказала: «Здесь я хочу жить». Сейчас окна моей квартиры выходят на собор. До сих пор я стою по вечерам у окна и смотрю на эту красоту.
Театр, по признанию Колотиловой, поразил ее профессионально сильной труппой. Молодую актрису тут же взяли на гастроли и в срочном порядке ввели на две роли. Первая премьера вместе с рыбинскими артистами произошла у Светланы Колотиловой на выезде.
— Роль была махонькая, совсем незначительная, — вспоминает актриса. – Сыграли спектакль, поклон, гаснет свет, занавес закрывается. И в этой темноте кто-то вкладывает мне в руки букет цветов. Для меня этот букет до сих пор – загадка. Но ощущение от первого спектакля осталось приятное.
Приняли ее в театр буквально по фотографии. Когда Евгений Минский, в то время режиссер Рыбинского драмтеатра, увидел снимок Колотиловой, решил – именно этой актрисы в его труппе и не хватает. Первая серьезная роль Светланы Агафоновны — в спектакле «Надежда» на тему Гражданской войны, где она сыграла главную героиню. Следующей стала Нина Заречная из чеховской «Чайки». Спектакли тогда ставились с большим прицелом на участие во всесоюзных фестивалях.
Считалось, если в театральной труппе на каждого персонажа пьесы Грибоедова «Горе от ума» есть исполнитель, то это коллектив образцовый, труппа укомплектована. Поэтому принято было говорить об амплуа актеров: вот этот – деревенский простачок, а этот подходит для роли Ромео. В начале карьеры Светлана Колотилова, по ее собственному определению, переиграла всех сказочных Аленушек и Василисушек, а в спектаклях для взрослых — всех молодых влюбленных девушек. Сейчас такого четкого понятия амплуа не осталось, поэтому актеры часто выступают в самых полярных ролях. Светлана Агафоновна видит в этом определенные плюсы:
— Если твое амплуа – хорошенькая влюбленная героиня, ты одинакова из роли в роль – ручки в стороны, глазки распахнуты, голосок тоненький. Нет развития. А когда сегодня играешь нежную возлюбленную, завтра – клушу с длинным носом и скверным характером – идет развитие, актер становится более гибким профессионально. За прошедший год я сыграла одну героическую роль, затем совершенно противоположную – «волчицу» Мурзавецкую в «Волках и овцах», сейчас играю пожилую ведьму – это острохарактерная роль.
Как рассказывает Светлана Колотилова, от пары ролей в последние годы пришлось отказаться. Нет мужчин-партнеров, соответствующих возрасту. А идти на компромиссы актриса не готова. Поэтому теперь на сцене она зачастую окружена детьми и внуками. «Перехожу на роль бабушек», — смеется актриса.
Впрочем, роль бабушки Светлане Колотиловой знакома не понаслышке. Рассказывая о своих интересах, она в первую очередь с гордостью отмечает: «Мой внук, которого я просто обожаю».
— У меня есть дача, на которой растет огромное количество цветов. Каждый раз пытаюсь сократить клумбы, но они почему-то только увеличиваются, — говорит о своих увлечениях Светлана Агафоновна. – Кроме того, я абсолютно запойный чтец. Если в моем доме появляется новая книга, я бросаю все и начинаю читать. В последнее время перечитываю «Царь-рыбу» Астафьева, вспоминая родину, где провела детство.
В скором времени зрители увидят Светлану Колотилову в спектакле «Йоркские ведьмы», режиссер – Владимир Коломак.
Елена Бойкова
Фото Татьяны Петрушовой