Домой Форсайт О былях и небылях

О былях и небылях

0

Ненужные вещи века

Вы когда-нибудь видели, как разворачивается железнодорожный локомотив? Или вы считаете, что у этого агрегата есть «задняя передача», которую он включает, добравшись до пункта конечного назначения? Большинство из нас, время от времени становясь пассажирами, вряд ли задумываются о том, каким образом поезд меняет направление.

Оказывается, есть несколько вариантов манипуляций, которые, в конечном счете, приводят к «заднему ходу» состава. Это сложные инженерные сооружения, основанные либо на уложенных определенным образом рельсах (например, разворотные петля и треугольник), либо представляющие собой подвижную ферму с участком рельсового пути. Последнее сооружение называется поворотным кругом и сегодня используется редко. По крайней мере, в Рыбинске образец поворотного круга ржавеет от невостребованности неподалеку от железнодорожного вокзала.

А когда-то, в период господства на железной дороге паровозов, именно этот круг обеспечивал движение поездов в разных направлениях, разворачивал локомотивы и переставлял их с одного пути на другой.

Поворотный круг

Его подвижная часть — ферма, похожая на часть железнодорожного моста, — опиралась на вертикальную ось, а по краям — на тележки наподобие вагонных, которые катились по кольцевому рельсовому пути, смонтированному в круглом углублении под фермой.

Рельсовый путь фермы находился на одном уровне с подъездными путями станции, и при определенных положениях фермы являлся как бы продолжением этих путей.

Последовательность действий была такая: локомотив въезжал на разворотный круг, круг поворачивался на нужное расстояние, рельсы круга и путей точно совмещались, и локомотив мог беспрепятственно выехать с фермы на выбранный подъездной путь.

Несмотря на сложность конструкции, поворотный круг был одним из наиболее распространенных устройств в России для разворота паровозов. Обусловлено это было, в первую очередь, компактностью сооружения по сравнению с разворотными треугольником или петлей.

С появлением тепловозов нужда в поворотных кругах отпала. В современных локомотивах применяются кузова так называемого вагонного типа с двумя кабинами управления, которые позволяют двигаться в обратном направлении без разворота. Для перемещения по путям существуют железнодорожные «стрелки», а для рыбинского разворотного круга остался один путь — на пункт сбора металлолома.

Фонтанирующая идея

Обезьяна, берущая в руки палку. Доисторический человек, добывающий огонь. Древний земледелец, средневековый воин, вальяжный купец. Молодой инженер с книгой в руке, космонавт, вернувшийся со звезды. Вся эта «дарвинская» линейка развития человека — в окружении искусственного водопада, высоких фонтанных струй, обрамленная светлыми мраморными плитами.

«В каком городе стоит этот удивительный фонтан?» — спросите вы. Мы могли бы ответить: «В городе Рыбинске, на площади им. П.Ф. Дерунова, в девичестве — Юбилейной». Могли бы, если в свое время, когда проект строительства и площади, и фонтана еще только обсуждали в партийных ячейках, райкомах и горкомах, этот вариант развития событий был бы принят, утвержден и реализован. Говорят, в чьих-то отчаянных фантазиях именно таким виделся главный рыбинский фонтан. И олицетворять он был должен ЭВОЛЮЦИЮ. От обезьяны — к ученому, от освоения огня — к исследованию космоса.

Никаких документальных сведений о проекте «Эволюция» не сохранилось. Остались только нечеткие воспоминания современников. Да и вряд ли проект был изложен на бумаге и подтвержден техническими расчетами. Просто кому-то очень хотелось сделать в Рыбинске красивый и познавательный фонтан, наглядно демонстрирующий, как труд меняет человека. И говорят, что эта идея была предложена рыбинским партийным боссам и даже ими обсуждалась. Но в начале шестидесятых прошлого века оригинальность была не в моде. Минимализм, пропагандируемый Хрущевым, надолго обосновался в советской архитектуре, искусстве, во всем, что было связано с образом жизни комсомольцев и коммунистов.

Фонтанирующая идея, если, конечно, она была высказана, сподвижников не нашла. Может, сказалось желание не выделяться из общей массы. А может, сочли несолидным ставить столь необычное сооружение рядом с Доской почета лучших рыбинцев — Героев Социалистического Труда.

В 1967 году строительство площади Юбилейной начали советские моторостроители, а фонтан возвели не менее советские приборостроители. В том виде, в каком он стоит до сих пор.

За сорок лет фонтан не раз реконструировали, меняли механические части, облицовку бассейна. В трудные девяностые годы фонтан не работал — тотальная экономия не позволяла тратить электроэнергию на развлечения. А некоторое время он переливался всеми цветами радуги — электрическая подсветка делала струи разноцветными.

Теперь бессмысленно гадать, как сложилась бы судьба фонтана, прими тогдашние отцы города проект «Эволюция». Как долго могли простоять фигуры дарвинской цепочки развития, и какие из них — обезьяна или инженер — дожили бы до наших дней? История рыбинского фонтана не знает сослагательного наклонения. Он такой, какой есть: любимое место отдыха молодежи и праздных горожан. Летом здесь отдыхают от жары и шума, зимой — любуются елкой и снежными фигурами. А эволюция идет своим чередом.

Рыбинская «чайка»

Рыбинск мог потерять самое красивое сооружение Верхней Волги, символ города и его визитную карточку — Спасо-Преображенский собор. Мог, но, к счастью, не потерял. А дело было так. Первоначальный проект строительства моста через Волгу, реализация которого началась в 1940 году, предусматривал уничтожение собора. Чем помешала «краса Волги» тогдашним строителям — теперь не имеет значения, строительство было отложено. А в конце пятидесятых был принят новый проект, и Рыбинск потерял только лестницу, по которой в 1777 году на берег ступила царственная нога Екатерины II. И приобрел шестипролетный шестисотметровый автомобильный мост, прозванный в народе «рыбинской чайкой».

Мост вечером

Точная длина моста через Волгу — 640 метров, а вместе с мостом через Черемуху и путепроводом через железную дорогу — 1885 метров. В проектной документации он назван одним из крупнейших мостов на Волге. Высота моста от уровня воды до настила — 22 метра, а до высшей точки — 30 метров. Малые арки длиной 80 метров, две большие — по 128.

Два больших пролета — второй и третий от правого берега — судоходные. Второй предназначен для судов, идущих вниз по Волге, третий — для судов, поднимающихся вверх.

Интересно, что это первый мост в стране, сделанный не из сборного железобетона, а из монолитного. Самого же бетона при строительстве было потрачено 20 тысяч кубических метров.

Первоначальный проект моста в Рыбинске предусматривал не чугунные парапеты, а тоже бетонные. В те годы металл в строительстве использовали редко. Однако партийное руководство города настояло на изготовлении чугунных ограждений, которые были отлиты в литейках Рыбинска.

Архитектор моста — Сергей Уланов, брат великой балерины Галины Улановой — спроектировал для Рыбинска арочный мост с пролетными строениями, основными несущими конструкциями которых служат своды. При сооружении мостов наиболее трудоемким и дорогостоящим (до 50 процентов общей стоимости) является устройство опор. И вот в одной из них — пятой по счету — проблемы возникли в процессе строительства.

Эта опора, по воспоминаниям очевидцев, еще во время сдачи моста в эксплуатацию в 1963 году вызывала сомнения. Даже невооруженным взглядом можно было заметить, что плавно поднимавшееся к середине моста полотно у пятой опоры казалось опущенным вниз. Тогда это объясняли тем, что именно здесь сделаны отверстия для стока дождевой воды, а значит, впадина предусмотрена проектом. Дескать, мост слишком длинен, и долго бегущая по нему вода получила бы слишком большую скорость и постепенно разрушала бетон. Однако спустя 35 лет «дождевой сток» у пятой опоры вынудил перекрыть движение на мосту на два месяца и провести капитальный ремонт опоры. Технические ли просчеты стали причиной проблем, или непростые гидрогеологические условия — сегодня не берутся сказать даже специалисты. Любой мост — это сложное гидротехническое сооружение, а рыбинский, арочный, несимметричный из-за фарватера Волги, является особенно трудным для воплощения.

Как у любого необычного объекта, у рыбинского моста есть свои тайны и трагедии. За полтора года до окончания работ здесь произошла крупная авария, подробности которой открылись лишь в начале 90-х. 26 Января 1962 года группа монтажников находилась в верхней части арки. Одна такая металлическая конструкция даже без бетонного покрытия весила 105 тонн. Внезапно арка начала крениться и рухнула в реку, а вместе с ней в холодной зимней воде оказалось 14 человек. Спастись удалось только 12-ти строителям, двое погибли. Причиной происшествия была названа небрежность при укреплении вспомогательных конструкций.

…25 августа у рыбинского моста день рождения. В этот день в 1963 году здесь торжественно была разрезана красная лента, и с правого на левый берег Волги проехала первая машина. И сегодня мы уже не представляем себе город без огромных бетонных арок, так похожих на крылья чайки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.