ГЕНЕРИРОВАВШИЙ ЭНЕРГИЮ, КАК СОЛНЦЕ

27 марта исполняется 99 лет со дня рождения Павла Дерунова — Почетного жителя Рыбинска, человека, долгие годы возглавлявшего моторостроительный завод. Накануне этой даты в редакцию «РН» обратился Валерий Тихомиров, работавший у Павла Федоровича референтом по вопросам печати, а также корреспондентом и редактором рыбинских заводских газет, и предложил для публикации статью-воспоминание о Дерунове.

2

Лучшие самолеты своего времени: пассажирский ИЛ-62м, Ту-154м, транспортный ИЛ–76 – все с рыбинскими двигателями

Когда я вспоминаю Павла Федоровича Дерунова, то невольно в первую очередь сравниваю его трудовую энергию с животворящей энергией солнца. Иначе не представить его воздействие на все сферы жизни.
В Дерунове сконцентрировались лучшие черты нашего национального характера. Твердость и непоколебимость — от маршала Жукова, технический талант и широкие организаторские способности — от гениального конструктора ракет Сергея Королева, к тому же подкупающая интеллигентность — от легендарного актера Николая Черкасова, который в известном фильме произносит сакраментальную реплику, по сути деятельности близкую Дерунову: «Все остается людям…» Затрудняюсь, однако, определить, от кого у Дерунова такая личностная кипуче-солнечная энергетика? Вероятно, от всего русского народа, от былинных богатырей.
Помнится, в популярной центральной газете «Труд» рыбинский журналист Маргарита Серова в очерке о Павле Федоровиче в заглавие вынесла такие слова: «Весь город Дерунов взбудоражил…» Это так было, воистину так! По-былинному поднял, воспламенил он тогда энергию масс.

Как я попал в команду Дерунова

Встретился я как–то с Островским на территории завода. Главный инженер дизельного производства, хороший специалист Михаил Львович Островский преградил мне путь и, милейше улыбнувшись, спросил: «Что вы там написали в областной газете? Генеральный директор рекомендовал прочитать…» Я пожал плечами и назвал, за какое число вышел в свет номер этой газеты.
А через несколько недель в директорской столовой Павел Федорович красноречивым жестом указал мне на стул и пригласил отобедать за его столом. Я опешил и подумал, что получу кучу тумаков. Но разговор пошел в деловом русле. Меня, тогда корреспондента заводской газеты, он спросил о размере зарплаты, а потом — о гонораре за публикации в областных и центральных изданиях. Я честно, без обиняков на все вопросы ответил. И вдруг неожиданно он предложил перейти работать в аппарат директора. В то время я еще заочно учился на редакционно-издательском факультете и самокритично подумал: «Не потяну! Да просто сил не хватит». Но был удивлен, как напористо убеждали меня. И кончилось все тем, что на моем заявлении о добровольном переходе не начальник отдела кадров, а сам Павел Федорович своей размашистой визой начертал: «Перевести из редакции на завод с сохранением стажа и всех преимуществ и льгот».


Управленец с большой буквы

3

Перед самым выступлением генеральный директор вносит своей рукой дополнения и коррективы в доклад о развитии объединения

Павел Федорович, засучив рукава, энергично взялся за создание первого в стране авиационного научно-производственного объединения. Весь свой талант, без сомнения, Дерунов в те годы отдал образованному объединению, его становлению, развитию, а потом и славе. В кабинете генерального директора на стене висела географическая карта земного шара. На ней штрихами были очерчены маршруты регулярных рейсов самолетов «Аэрофлота» с рыбинскими двигателями. Полеты осуществлялись в 80 стран. Всего гражданская авиация оснащалась рыбинскими двигателями на 50%, а транспортная – на 60%.
На протяжении многих лет Павел Федорович выверено, с глубоко научным подходом оптимизировал структуру предприятия. Постепенно в его составе органично возникали крупные звенья и, дополняя друг друга, синхронно взаимодействуя, влияли на конечный результат хозяйствования – рост ежегодных объемов производства от 7 до 10%. Это – авиационный, инструментальный, дизельный заводы. Наряду с традиционными техническими службами металлургов, конструкторов, технологов возникли новые – экспериментальный цех, цех штамповки взрывом, гибкие автоматизированные производства. Наконец, одним из первых в стране Дерунов создал условия для социологических и психологических исследований в цехах и отделах.

Прежде всего – кадры!

4

4) Легендарный моторист–испытатель Герман Васильевич Широков, которого хорошо знал и уважал П.Ф. Дерунов, выступает на Ташкентском авиационном заводе

Мне рассказывал ветеран предприятия, бывший опытный начальник цеха Валерий Иванович Плужников: «Задумал уйти работать на соседний завод. Павел Федорович стал меня уговаривать остаться. Но я уж настроился!» Тогда генеральный директор пригласил жену начальника цеха. Почти два часа беседовал с ней, просил повлиять на супруга. Жена потом месяц не разговаривала со строптивым мужем: замечательный директор, одно удовольствие работать под началом такого руководителя!
Этот эпизод, пожалуй, исключительный. Но Павел Федорович считал наиважнейшей работу с кадрами, к ним относился очень бережно, внимательно. Всех начальников цехов, специалистов, мастеров, многих рабочих хорошо знал, растил и воспитывал их.
На предприятии эффективно действовала система подготовки и переподготовки кадров. Ключевую роль играл отдел технического обучения. Он координировал многоплановую работу и прямо при заводе организовал учебные курсы с привлечением практиков и ученых авиационного института.
Но, говоря народным языком, танец начинался от печки. Особое внимание уделялось мастерскому составу. Их, мастеров, так и называли по-военному – командиры производства. Лучшим присваивали звания «Мастер первого класса» и «Заслуженный мастер» и давали соответствующие надбавки к зарплате.
Но самое главное – на завод привлекались лучшие молодые таланты со всей страны. В ведущие вузы выезжали заводские кадровики. Под руководством Виктора Касаткина сняли документальный фильм «Мой завод – моя жизнь», и эта выразительная лента привлекла сотни выпускников престижных авиационных московского, казанского, куйбышевского, брянского политехнического вузов. Молодые специалисты приобретали опыт и росли с заводом.
Пройдя производственную школу Дерунова, появились яркие личности – начальники цехов Г.А. Муллин, А.И. Андреев, Е.Г. Щепетильников, В.И. Плужников, Л.Н. Филиппов, Н.И. Лестеньков, Б.А. Серов и многие другие. Из деруновской кадровой кузницы вышли рыбинские и ярославские директора Б. Федосов, А. Добрынин, руководители министерства авиационной промышленности СССР Валентин Толоконников и Гарольд Бабошин.


И «Бураны» травушку косили…

Некоузский, крайне глинисто–болотистый район, был многие годы подшефным у рыбинских моторостроителей. Последние мощно помогали селянам готовиться к посевной, сеять, строить фермы, убирать урожай, заготавливать корма для животноводства.
Тот год выдался таким дождливым, что по лугам Некоуза впору было, как в Венеции, лишь на экзотических судах справляться. А как заготавливать корма для буренок? Просто руки опускались.
Мысль возникла неожиданно: Павел Федорович дал указание главному конструктору снегоходов Валентину Андрееву провести технические решения по укреплению траков и гусениц снегоходов «Буран» и эти модернизированные машины использовать на травокосилках в заболоченных местах. Так «Бураны» помогли пережить селянам непогоду, заготовить корма. А об этом опыте сообщила центральная газета «Сельская жизнь».

История уникального автографа

5

Уникальный автограф министра авиационной промышленности А.И. Шахурина семье Деруновых

В Москве по случаю я прикупил только что вышедшее в свет легендарное издание генерала–полковника, инженера, в 1941-1946 годах министра авиационной промышленности Александра Шахурина «Крылья победы». В хорошо иллюстрированной книге рассказывалось, как наша страна сумела в неимоверно тяжелое военное лихолетье поднять авиационную отрасль и создать лучшие боевые самолеты в мире.
И, надо же случиться, при очередной деловой аудиенции Павел Федорович своим зорким взглядом увидел эту книгу в моей папке. Минут десять–пятнадцать он задумчиво перелистывал ее страницы, внимательно рассматривая фотографии, медленно говорил: «Время уходит… Люлька, Туполев, Илюшин…», а потом попросил у меня эту книжку почитать. Я сокрушенно подумал: «Уплыла с концами книга из моей домашней библиотеки». Но через две недели мне телефонирует секретарь Павла Федоровича и вручает книгу с приколотой бумажкой: «Вернуть Тихомирову» и подпись: «Дерунов».
А еще через год или более я узнал, что Шахурина и Дерунова и его семью связывали тесные и теплые отношения. Когда Шахурин печатал фрагменты своих мемуаров в журнале «Вопросы истории», он с личным автографом подарил его семье Деруновых.

Урок демократии

В приемной генерального неожиданный шум и гвалт. Несколько человек в засаленных фуфайках рвутся в кабинет. Холеные, вальяжно сидящие здесь начальники, некоторые из них кричат: «Куда вы, шоферюги?!» Я только что вошел в кабинет Дерунова, вижу, как он стремительно вышел и сразу же пригласил людей к себе. Они растерянно встали у длинного стола, покрытого зеленой тканью. Директор пригласил их сесть, попросил успокоиться.
Оказывается, водителям транспортного цеха нормировщики сбили расценки. И правду водители нигде не могут найти. Павел Федорович взял лист чистой бумаги и тут же начал вести расчеты, внимательно выслушивая доводы рабочих, а потом вызвал начальника отдела труда и зарплаты завода Николая Ивановича Швалева и передал ему свои расчеты: «За обман народа будет наказание. Все деньги вернуть сполна».

«Шахматы – они вождям полезны…»

Редакция центральной газеты «Красная звезда» попросила подготовить статью о военно- патриотическом воспитании молодежи в коллективе рыбинских моторостроителей. Заводской фотограф Виктор Разумов исполнил отличные снимки, я написал почти на целую газетную полосу текст. Было решено, что материал отправим не почтой, а я съежу в командировку в Москву, чтобы на месте все твердо согласовать.
Перед отъездом Павел Федорович попросил зайти к нему в кабинет. Характерно подкашлянув, он обратился с необычной, деликатной просьбой. Оказалось, часть своего свободного времени он увлеченно играл в шахматы. И как активный читатель «Красной звезды», участвовал в редакционном конкурсе, решал шахматные задачи. И вот досадная неувязка — по итогам конкурса ему редакция прислала удостоверение, подтверждающее второй разряд, а Павел Федорович выполнил норматив первого разряда. Вручая мне этот ошибочный документ, Дерунов попросил разобраться и заменить его.
Согласовав в редакции статью, я обратился с просьбой генерального директора. Конкурс на страницах газеты вел знаменитый гроссмейстер Рошаль. Быстро подняв все присланные в редакцию материалы, он признал ошибку, извинился и попросил вручить от его имени новое удостоверение Дерунову, что я по приезду в Рыбинск с удовольствием и сделал.

6

Павел Федорович любил прогуливаться по родному городу, который, в сущности, он и построил

Нетленна народная память

30 июня 2001 года на 86-м году жизни перестало биться сердце Павла Федоровича Дерунова. Тогда в одной из газет я написал статью и сделал упор на то, что он оставил после себя землякам – огромные жилищные массивы, стадион «Сатурн», бассейн, Дворец спорта «Полет», Дом книги, санатории «Черная речка» и Воровского, больницы – стационары. А сколько не успел!
В те скорбные для рыбинцев дни одна простая труженица со слезами на глазах точно и афористично, я бы заметил, по-народному мудро высказалась: «Дерунов для Рыбинска, как Петр Первый для России». В этом – нетленная народная память…
Когда я думаю о Дерунове, то вновь и вновь представляю его высокого, подтянутого, красивого, энергично идущего по длинному коридору заводоуправления в свой скромный рабочий кабинет. И вот, окинув окружающих в приемной проницательным взглядом, он приветливо скажет: «Здравствуйте!»

 
Фото из личного архива Валерия Тихомирова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 1 656



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


4 + = тринадцать

Описание картинки