11 мая 1997 года около десяти часов утра к рыбинскому причалу подошел многопалубный пассажирский теплоход, и город был открыт для речного круизного туризма. За последующие 18 лет поток путешественников, посещающих Рыбинск, только возрастал. В 2014 году по реке и на автобусах их приезжало к нам более 150 тысяч. По количеству принимаемых теплоходов в нынешнем 2015 году Рыбинск впервые в истории обошел соседний Мышкин!
Ночью с закрытыми шторками
В 2017 году Россия отметит 50-летний юбилей туристического маршрута «Золотое кольцо». Все эти годы маршрут, связавший древние города центра России, был чрезвычайно популярен как у отечественных, так и у иностранных туристов. Входили в него города Владимир, Суздаль, Иваново, Кострома, Ярославль, Ростов Великий, Переславль, Загорск – теперь Сергиев Посад и Москва. С восьмидесятых годов прошлого века не ослабевали попытки включить в их число и Рыбинск. Но на этом пути было немало препятствий. Прежде всего мешал «секретный» режим многих рыбинских оборонных предприятий, делавших город закрытым для иностранцев. Как результат – те же круизные теплоходы не только не останавливались в нашем городе, а проходили рыбинскую акваторию в ночное время.
– Мы очень хотели попасть в «Золотое кольцо», – вспоминает бывший руководитель МУП «Рыбинский центр туризма» Ирина Гараева. – Я лично отправляла много писем в комитет по туризму Ярославской области. Там говорили, что нет такого списка, где четко ограничены города «Золотого кольца». Сказали, подождите, когда этот вопрос будет решаться. И этот вопрос решается до сих пор. Когда я озвучила эту тему в народном правительстве Ярославской области, мне ответили, что даже у Ярославля нет никаких документов, которые подтверждают, что Ярославль входит в «Золотое кольцо».
Отсутствие документов, тем не менее, не мешает Ярославлю добиваться права стать столицей «Золотого кольца». Более того, в связи с грядущим юбилеем данного туристического маршрута областной центр всерьез рассчитывает получить соответствующее государственное праздничное финансирование. А что же Рыбинск?
Попытка не пытка
Целых десять лет на закате советских времен Рыбинск был закрыт для иностранных туристов. До этого срока отдельные теплоходы в город заходили. Однако круизного туризма как такового в Рыбинске не было. Активные действия по привлечению туристов с круизных теплоходов в наш город начались в 1992 году.
Рассказывает Ирина Гараева:
– Обязанности мэра тогда исполнял Андрей Константинович Антропов. Мы с ним ездили в Москву в Речной флот Министерства транспорта Российской Федерации. Ходили на прием, пытались убедить чиновников, что Рыбинск – очень интересный город. В итоге своего добились. Нас направили на совещание круизных теплоходств, где присутствовали представители принимающих городов. Одновременно пришлось проделать много подготовительной работы. Подготовить все методические разработки, программу приема. Чтобы принимающая теплоход с туристами фирма сертифицировалась, директор должен был обладать определенным образованием и стажем работы. То же касалось и сотрудников. Нам дали помещение, был набран штат экскурсоводов, они прошли обучение и получили сертификаты. Чтобы прием был театрализованным, мы работали с ансамблями, учились у других, смотрели, как организуют прием туристов в других городах.
По словам Ирины Гараевой, усилия менеджеров от туризма увенчались успехом только в 1997 году – совершить пробный заход в Рыбинск удалось убедить «Столичную судоходную компанию». Первым круизным туристам город понравился. Они отмечали его самобытность, купеческую историю, обилие памятников архитектуры. Благодаря Спасо-Преображенскому собору город воспринимался как уголок Санкт-Петербурга. Большим плюсом было и то, что экскурсии по центру были пешими, а значит, недорогими. Поначалу подход теплоходов к Рыбинску речники связывали исключительно со шлюзованием, приурочивая к раннему утру или позднему вечеру. Нередко они подходили к пристани «Рыбинск» в 6-7 часов утра. Вслед за первым теплоходом последовали другие.
Плюсы нашего городка
Сегодня к услугам гостей Рыбинска около двух десятков высококлассных экскурсоводов. Самые маститые из них – это Элеонора Погодина и Нина Царькова. От таких туристу не отойти – так увлекательно они раскрывают историю Рыбинска. Экскурсоводы сами разрабатывают методические материалы, постоянно читают что-то новое, смотрят, какую изюминку можно добавить. В последние годы много экскурсоводов добавилось из музея.
Подарком для всех, кто работает в туристическом бизнесе, стал перевод в центр города причала. Отсюда видны многие достопримечательности города, с этого места удобно разводить группы путешественников по маршрутам. Ансамбль при встрече туристов теперь танцует возле памятника Ошанину.
Большим плюсом нашего города является то, что все памятники расположены в центре. Благодаря этому есть возможность поднять людей на первую линию колокольни СпасоПреображенского собора, чтобы гости смогли взглянуть на город с высоты птичьего полета.
Очень привлекает туристов тема Мологи. К сожалению, музей Мологи невелик, поэтому, чтобы познакомить туристов с историей затопленного города, приходится везти людей в Заволжье к Иверской церкви. Когдато эта церковь была построена переселенцами-мологжанами, которые компактно селились в этой части города.
– Гости города с большим интересом знакомятся с темой купечества, – продолжает свой рассказ Ирина Гараева. – В рамках интерактивной программы люди наряжаются в купеческие костюмы. Обязательно присутствует артист в костюме медведя.
У Рыбинска немало изюминок, о которых можно рассказать туристам – памятник Ленину, например, вызывает неподдельный интерес, когда люди узнают, что стоит Ильич на месте Александра II. Немало интересного можно рассказать о старой и новой хлебной бирже. Да и сам Рыбинский музей-заповедник один из лучших на Волге. В нынешнем году в несколько раз вырос людской поток и в другой музей – музей Братьев Нобелей.
Одно из новых направлений – отреставрированный железнодорожный вокзал. Его можно осматривать и внутри, и снаружи, изучая его историю, вспоминая фильмы, которые там снимались. Еще одна тема – музей советской эпохи. Но для доставки к этим объектам туристов надо везти на автобусе.
И его минусы…
На фоне многих плюсов не обходится Рыбинск и без минусов. Точнее минусов всего два. Первый – нередко чересчур активно ведут себя рыбинские бомжи. Подходят прямо к туристическим группам, навязывают свое присутствие отдыхающим. Доходит до того, что их даже за бурлаков принимают.
Второй проблемой для организаторов туристического бизнеса, как это ни удивительно, является частая смена городских градоначальников. При каждом новом мэре надо заново объяснять, доказывать, добиваться того, чтобы и на улицах было чисто, и мусорные баки на основных туристических маршрутах не стояли.
Иван ТЕПЛОВ