Домой Здоровье Рыбинцам на заметку: Гаджет – друг или враг?

Рыбинцам на заметку: Гаджет – друг или враг?

1

Мы живем в эру высоких технологий, они сопутствуют нам во всем. Уже нельзя представить полноценную жизнь без домашнего компьютера, смартфона или планшета, подключенного к интернету. Конечно, это не может не отражаться и на современных детях. Сейчас любой малыш может сам себе найти в планшете мультик или игру, таким образом самостоятельно занимая себя и не отвлекая взрослых. Но так ли уж это хорошо? Что скрывается за, казалось бы, таким обычным и безопасным использованием гаджетов детьми, выяснили корреспонденты «Рыбинской недели».

Точка зрения медицины
Рыбинский невролог Марина Леонидовна Грибкова, хоть и является врачом для взрослых людей, но любезно прокомментировала влияние гаджетов на организм человека. Постоянное использование таких устройств вызывает у ребенка переутомление, повышенную нервную возбудимость, вследствие этого человек не может расслабиться. Например, у подростков это приводит также и к нарушению поведения, гиперактивности и другим негативным последствиям, таким как нарушение сна или невротические расстройства. Однако официально заболеваний, вызываемых гаджетами, не выявлено.
— Существует множество теорий о влиянии телефонов на мозговую деятельность, на развитие опухолей головного мозга, но доказательств этому с точки зрения медицины нет. Также использование гаджетов может усугубить развитие уже имеющихся болезней у человека. К примеру, не рекомендуется проводить много времени с этими устройствами людям, страдающим эпилепсией, реабилитирующимся после травм мозга, людям с органической патологией центральной нервной системы, такой как детский церебральный паралич. Но и в этом случае прямое действие на ухудшение здоровья остается лишь возможностью, а не стопроцентной гарантией, — рассказала Марина Грибкова.
Говорит психолог
Педагог-психолог Ирина Николаевна Игнатьева сообщила нам, что, по сути, маленьким детям для полноценного развития не нужны компьютеры, планшеты и телефоны. Им требуется постоянный контакт с миром. Это живое общение, игры с разнообразными игрушками и бытовыми вещами, исследование квартиры и игры на природе, где есть возможность увидеть и потрогать всевозможные предметы, услышать новые звуки, взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Все это получает у малыша эмоциональный отклик, поскольку каждое действие ребенок пропускает через свое сознание, обдумывает, запоминает. Влияние каждого фактора усиливается, если обсуждается со взрослым.
— Замена книжек, сказок, общения с родителями играми с гаджетами приводит к тому, что психическое здоровье детей нарушается. Это проявляется в том, что они начинают позже сверстников говорить, их речь скудна, а словарный запас невелик, часто раздражаются, проявляют агрессию, не могут сконцентрироваться на одном деле, чрезмерно активны.
Родители нередко воспринимают высокую активность ребенка как хороший уровень развития, но, как правило, такой дошкольник не способен охватить информацию целиком, связать между собой отдельные факты, его знания несистемны, обрывочны. Дети, увлекающиеся гаджетами, часто путают виртуальный и реальный мир. Постепенно они могут все больше погружаться именно в виртуальный мир, т. к. там все гораздо проще и понятнее – перезагрузил, удалил, если что-то не нравится, — объясняет психолог.
Чтобы сформировалась зависимость от гаджетов, нужно совсем немного времени, а отказаться от привычного удовольствия ребенок уже сможет с трудом.
Нужно как можно раньше привить ребенку интерес к «живым» занятиям: рисование, лепка, конструирование, занятия спортивными видами деятельности, просто прогулки и игры с другими детьми. Важно, чтобы у ребенка, будь то дошкольник, младший школьник или подросток, были реальные интересы и успехи в каких-либо видах деятельности.
Для того чтобы гаджеты были полезны, способствовали развитию, взрослым необходимо учить детей правильно использовать их ресурсы. Формирование культуры использования современных технических средств во многом зависит от родителей. Фотографируйте красивые рисунки, поделки своего сына или дочери, красиво и правильно выполненные домашние задания (когда ученик превзошел себя) и др. Создайте из всего этого электронную «копилку» достижений вашего ребенка, постоянно пополняйте ее, показывайте родным и друзьям. Это признание и  память в настоящем и будущем реальному труду и победам растущего человека.
Учителя поддерживают
Учитель начальных классов школы № 12 Леонтьева Татьяна Владимировна также высказала свою точку зрения по вопросу обилия телефонов у детей младшего возраста. Сейчас в классе Татьяны Владимировны 70% учащихся являются обладателями смартфонов. Однако она отмечает, что родители, которые заинтересованы в успеваемости своего ребенка, дают им эти гаджеты по выходным и в каникулярное время, а для связи в школу дают телефон, с которого можно только звонить и писать смс.
Кроме этого, учительница заметила, что дети, у которых вовсе нет смартфонов, гораздо более спокойные и собранные, потому как те, у кого есть модный телефон, каждую свободную минуту стараются проводить с ним. Вместо того чтобы что-то записать или обратить на что-то свое внимание, они лучше поиграют в какую-нибудь игру.
Порой родители детей, которые играют в игры с большой эмоциональной насыщенностью, вынуждены обращаться к психологам, потому что такой ребенок уже не может держать себя в руках и ведет себя иногда чересчур агрессивно со сверстниками.
Конечно, не все так однозначно, и существует множество игр и приложений, которые, как заметила Татьяна Владимировна, даже помогают ребенку развить внимательность и память. Если родитель следит за тем, чем увлекается его ребенок, то меньше риск того, что он будет поглощать раздражающий контент и пользоваться современными гаджетами себе во благо, а не во вред. Но такие случаи сейчас встретишь нечасто. Однозначно сказать, что гаджеты для детей вредны, нельзя, необходимо чуткое наблюдение взрослых, ведь на то они и взрослые, чтобы оберегать и защищать своего ребенка от того, что может ему навредить.
Глас народа
В социальной сети мы провели опрос на тему: «Считаете ли вы, что смартфоны и планшеты плохо влияют на детей?» Голоса распределились следующим образом:
— нет, это все выдумки – 2%;
— ничего страшного, если контролировать время, проводимое ребенком с гаджетами, – 39,5%;
— конечно, лучше, чтобы ребенок вообще не был привязан к этим устройствам – 56,5%.
Однако не будем забывать, что для того, чтобы изолировать ребенка от электронных устройств, необходимо занимать его самостоятельно. Чтобы понять, готовы ли на это жители нашего города, был проведен второй опрос, тема которого: «Много ли времени вы уделяете своему ребенку?» Ответы уже не были столь однозначны.
— Очень много — стараюсь как можно больше с ним заниматься лично – 24%.
— Иногда делегирую свои обязанности воспитателям и учителям, но понимаю, что родитель важнее – 50%.
— Мне вообще некогда заниматься с ребенком, я много работаю и сильно устаю, вечером лучше посмотрю телевизор, а на игры сил нет – 26%.
По результатам второго опроса становится ясно, что хоть рыбинцы и осознают угрозу гаджетов для детей, но занимать их свободное время общением с родителем готовы не все или, по крайней мере, не всегда. Получается, что разговоры об изоляции детей от электроники всего лишь слова, и при удобном случае, к сожалению, большинство родителей предпочитают дать ребенку в руки планшет, а не почитать ему книжку лично.

Кира Алферова

Предыдущая статьяРыбинцам на заметку: полиция о новом виде мошенничества
Следующая статьяДети рыбинской акробатики

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. То, что дети моментально прирастают к гаджетам, это факт! Так что оставлять с ними ребенка один на один-это точно не верно! Солнце, воздух и вода, ну, или ватрушка, лед и лыжная езда-это значительно лучше!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.