Домой Общество Трудовые будни психолога УФСИН

Трудовые будни психолога УФСИН

1

2 сентября психологическая служба уголовно-исполнительной системы отмечает первый серьезный юбилей – 25 лет со дня образования. За этот срок службой пройден огромный путь: от нескольких психологов в исправительных учреждениях до централизованно управляемой системы, которая осуществляет целенаправленную работу по психологическому обеспечению деятельности учреждений и органов пенитенциарного ведомства.

Психологическая служба УФСИН России по Ярославской области существует с июля 1997 года и на сегодняшний день охватывает все подведомственные подразделения. В учреждениях УИС области функционирует 9 психологических лабораторий, 35 специалистов осуществляют психологическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых, осужденных и сотрудников.

Ольга Попова ― очаровательная молодая девушка. Она привлекает внимание окружающих своей обворожительной улыбкой и добрыми глазами. Профессия у Оли не простая – сегодня она проходит службу в должности старшего психолога психологической лаборатории рыбинской исправительной колонии №12.

Оля родилась и всю жизнь прожила в Рыбинске. После окончания школы решила однозначно поступать в Рыбинский педагогический колледж Ярославского педагогического университета им. К.Д. Ушинского, вот только долго не могла определиться с выбором специальности.

— Я всю жизнь с самого раннего детства танцевала, — рассказывает Оля, — репетиции, концерты, фестивали, конкурсы – все это неотъемлемая часть моей прошлой и настоящей жизни. Перед поступлением стоял выбор между специальностями: «ритмика и хореография» и «психология». В один момент я поняла, что танцы все равно будут в моей жизни всегда, а вот стать специалистом в области психологии без фундаментальных знаний, которые дают в учебном заведении, я точно не смогу.

Оля успешно сдала вступительные экзамены, отучилась в колледже, получила красный диплом, затем продолжила обучение уже в университете, и параллельно получила еще одно высшее образование. Так, энергичная молодая девушка с 2 красными дипломами готова была покорять мир.

— Оля, как получилось, что ты пришла работать в колонию?

— Про службу в уголовно-исполнительной системе я знала с самого детства. Я родилась в семье сотрудников, которые много лет отдали службе в УИС. Папа, мама, сестра и брат – все работали в исправительной колонии, но о трудоустройстве в колонию я даже не думала. Хотела попробовать себя в роли психолога, но на тот момент в городе практически не было вакансий по этой специальности. И, как ни странно, мне предложили попробовать себя на вольнонаемной должности психолога в колонии.

— Не страшно было идти на работу, где отбывало наказание более 1500 осужденных?

— Атмосфера колонии мне знакома с детства, я же часто бегала к родным на работу. Знала сотрудников, знала, кто такие осужденные, знала, что такое строевая подготовка и подъем личного состава по «тревоге», поэтому мне было не страшно, а очень интересно. До сих пор помню свой первый рабочий день и слова начальника психологической лаборатории: «ты получишь здесь бесценный опыт…опыт психолога», и так и вышло, каждый день  происходит что-то новое и интересное.

— Оправдались твои ожидания?

— Я чувствую, что я на своем месте. Но, конечно, не все давалось сразу и легко. Через полгода после трудоустройства, я осталась одна в психологической лаборатории, и вся работа легла на мои плечи. На психолога в колонии большая нагрузка, вести полноценную работу довольно сложно, и работа эта, не только диагностическая, но и психотерапевтическая. Конечно, переживала, что не справлюсь, все-таки отсутствие опыта работы и такие непростые подопечные, но, видимо, мой упертый характер и поддержка родных помогли мне справиться с поставленными задачами. И уже через полгода я аттестовалась и стала сотрудником УИС.

— Как тебе, будучи эффектной молодой женщиной, удаётся удерживать рабочий настрой в группе с осужденными мужчинами?

— Я сразу говорю, что я ― Ольга Викторовна, и никак иначе. Если меня называют по-другому, то всегда поправляю. Это устанавливает отношение как к педагогу, к психологу, а не как к девушке, с которой можно пофлиртовать. Хотя в чём-то внешность и помогает, ― например, изначально привлечь внимание, заинтересовать.

— В чем суть твоей работы?

— В программе работы психолога есть обязательные пункты. Во-первых, это диагностика: когда осуждённый поступает в учреждение, мы должны выявить его личностные качества, чтобы успешно выстроить коррекционную работу. В дальнейшем диагностика повторяется раз в год для того, чтобы оценить изменения, которые с ним происходят, степень его адаптации и психологическую готовность к освобождению.

В результате диагностики из всего количества осужденных выделяются те, кому требуется особое внимание. Это люди, склонные к побегу, членовредительству, суициду. Они ставятся на профилактический учёт, и психолог обязан работать с ними с определённой периодичностью. При этом другие осуждённые всегда могут обратиться к нему в случае необходимости.

— Что самое интересное для тебя в твоей деятельности?

— Безусловно, это психокоррекционная работа с осужденными. Она проводится в группах по пять-шесть человек. Это очень эффективная форма, потому что в микросоциуме человек раскрывается. Ведь осуждённые зачастую очень закрыты. Открыться — значит, показать свою незащищённость, слабость. На тренингах я стараюсь использовать разные нарравления психокоррекционной работы. Арт- терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, дыхательные техники, использование метафорических ассоциативных карт и другие. Сейчас мы хотим ввести в практику новое направление психокоррекции —  «песочную терапию».

— Какова же главная задача психолога?

— Подготовить человека к освобождению. Самое страшное – осужденные привыкают к условиям жизни в местах лишения свободы. У них есть спальное место, одежда, еда, возможность получить образование и профессию, даже на работу можно трудоустроиться без проблем. Очень многие не в силах адаптироваться после освобождения, идут на очередное преступление и вновь оказываются за колючей проволокой. Наша задача – научить правонарушителей, как жить на свободе. В нашем учреждении функционирует «Школа подготовки осужденных к освобождению», в рамках которой мы с социальным работником проводим специальные занятия, тренинги, приглашаем специалистов из Центра занятости населения г. Рыбинска. Сначала осужденные с осторожностью посещали подобные мероприятия, теперь с желанием и благодарностью, даже сами темы предлагают.

— Можешь, ли ты оценить результат своей деятельности?

— Для меня самый главный результат – это если осужденный больше не возвращается в колонию. Очень приятно, когда на улице встречаешь человека, у которого глаза горят, на лице улыбка и желание жить, и он говорит тебе «спасибо». Сразу понимаешь, что работаешь не зря, и сразу столько новых идей и планов в голове.

— Несмотря на положительные эмоции от работы, твою работу нельзя назвать простой. Как справляешься с негативом?

— Если честно, нет совершенно времени обращать внимание на негативные стороны работы. У меня есть любящая семья и мои танцы. Сейчас я выступаю в составе шоу-балета «SANRISE». Мы постоянно участвуем в  различных городских мероприятиях, выступаем на фестивалях и конкурсах, ну, и, конечно, в колонии ни один праздник не проходит без наших зажигательных танцев.

АННА ЧАСТУХИНА

Фото автора

Предыдущая статьяРыбинцам на заметку: как купить арбуз и не отравиться
Следующая статьяДепутат Илья Осипов встретится с рыбинцами

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. А психолог-то в колонии дама хоть куда — и симпатичная, и умная, да ещё и театрально одаренная. Ей бы не на зоне, а на сцене. Неужели не боится вот так запросто с знаками?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.