Покорители высот

Защищать родину от фашистов, вовлекать молодежь в общественную жизнь, совершенствовать авиацию страны, устанавливать рекорды, учить других — такие цели ставило себе молодое поколение новой страны в начале XX века. Они работали самоотверженно, мужественно и честно. У каждого из них была своя высота, и каждый ее по-своему достиг.

Пулеметчик

Извилистой линией от Моторостроителей до Плеханова протянулась улица Черкасова. Ее расположение именно в этом микрорайоне закономерно, ведь Владимир Иванович Черкасов — работник Рыбинского моторостроительного завода.

Жизнь сержанта Черкасова, командира пулеметного расчета 188-го Аргунского стрелкового полка 106-ой Забайкальской стрелковой дивизии, была недолгой, но полной мужества. Владимир родился и окончил школу в Уфе. Отец его был рабочим, и юноша пошел по его стопам: трудился токарем, затем бригадиром на моторостроительных заводах Рыбинска и Уфы. В армию он попал в 1938 году, когда ему исполнилось 20 лет, а на фронте Великой Отечественной войны оказался в начале 1943 года.

Служба Владимира Черкасова длилась недолго. В октябре он в составе своего полка участвовал в форсировании Днепра в окрестностях Гомельской области Белоруссии. В те дни Черкасову с товарищами удалось отбить три немецкие контратаки, уничтожить 50 фашистов. Однако уберечь себя не получилось. Он погиб в 25 лет, выполняя воинский долг, и был похоронен в том же районе в братской могиле. Посмертно Владимиру Черкасову присвоено звание Героя Советского Союза с формулировкой «за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом геройство и мужество».

— Имя Владимира Ивановича Черкасова высечено на стеле в память рыбинцев — Героев Советского Союза, что находится в Волжском парке, — рассказывает заместитель директора по экспозиционной деятельности Рыбинского музея-заповедника Оксана Гожалимова. — Стела создана в 1995 году и входит в состав мемориального комплекса «Огонь славы».

Первый комсомолец

Существует ошибочное мнение, будто улица Черепанова названа так в честь отца и сына Черепановых — создателей первого паровоза. Но рыбинская улица не имеет ничего общего с событиями 30-ых годов XIX века, ведь у нашего города есть своя причина помнить эту фамилию.

— Улица Черепанова названа в честь одного из первых комсомольцев Рыбинска Якова Черепанова. Не случайно она встречается с улицей, названной по фамилии другого активиста рабочей молодежи СССР, Павла Расторгуева, — поясняет Оксана Гожалимова.

Яков Черепанов родился в 1896 году в Череповецком уезде. В марте 1918 года работал в Главных железнодорожных мастерских Рыбинска, где и выступил в качестве организатора Союза рабочей молодежи. Вскоре этот союз присоединился к такой же группе молодых ребят с вагоностроительного завода «Феникс». Так в Рыбинске образовалась первая в Ярославской губернии организация рабочей молодежи.

Активность Черепанова в общественной жизни подтверждается участием в III Всероссийском съезде комсомола, службе секретарем Рыбинского губернского комитета Революционного коммунистического союза молодежи. Трудовая биография Якова Павловича тоже развивалась достойным образом. Многие годы он занимал руководящие посты в Министерстве машиностроения и приборостроения СССР. Во время Великой Отечественной войны был начальником отдела кадров 3-го главного Управления наркомата минометного вооружения, за что награжден орденом «Знак Почета».

Гость-рекордсмен

Следующая рыбинская улица не оставляет сомнений, в чью честь она названа. Имя советского летчика-испытателя Валерия Чкалова известно каждому.

Будущий покоритель неба родился в 1904 году в селе Василево Нижегородской губернии. Отец его был известным котельным мастером. Валерий стал десятым ребенком в семье. С детских лет Чкалов грезил полетами и последовательно шел к своей цели. Помешать ему мог только собственный противоречивый характер, из-за которого в биографии Валерия Павловича годы продуктивной службы чередуются с профессиональным простоем, а благодарности от руководства страны с нарушениями дисциплины и тюремными сроками.

Всего лишь за два года работы в московском НИИ Военно-воздушных сил Чкалов совершил 800 испытательных полетов, изучил технику пилотирования 30 типов самолетов. Затем на Московском авиационном заводе № 39 имени Менжинского освоил пилотирование еще 70 типов самолетов, разработал новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку», участвовал в создании новых летательных аппаратов.
Безусловно, самым известным событием в биографии Валерия Чкалова стал беспосадочный перелет из СССР в Америку через Северный полюс. Рекордный полет 1937 года на самолете АНТ-25 командир экипажа Чкалов проводил вместе с летчиками Георгием Байдуковым и Александром Беляковым. Интересно, что двигатель для этого самолета был создан на Рыбинском моторостроительном заводе, и сам Чкалов неоднократно бывал в нашем городе.
Яркая жизнь Валерия Павловича оборвалась на 35-ом году во время испытательного полета на И-180. По словам очевидцев, Чкалов до последнего старался увести падающий самолет от жилых домов. При жизни знаменитый летчик-испытатель получил звание Героя Советского Союза, награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

Елена БОЙКОВА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 0



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.