Домой Общество Как закалять сталь?

Как закалять сталь?

0

Огромный крупный детина с молотом в руках у горна – так, очевидно благодаря русским сказкам детства, в моем представлении  сформировался образ типичного кузнеца. А под силу ли мне, хрупкой девушке, такое ремесло? С большим интересом приняла предложение побывать в кузнице, чтобы попробовать себя в этой непростой профессии.

— Лучше переоденься — помещение кузни неотапливаемое, замерзнешь, да и искры летят, — заботливо предупреждает мастер кузнечного участка Александр Савельев. И тут же предлагает переоблачиться в свою рабочую куртку и перчатки. Вид у меня совершенно не гламурный, но глаза прямо светятся от азарта новых ощущений.

О моем визите рабочие были уведомлены, но практически никто не замечает моего присутствия. Кузнецы скрываются под защитными масками и очками от камеры фотоаппарата. Здороваюсь, но никто этого не слышит. Радиоприемник в углу ежесекундно заглушают шум станков, лязг металла и дребезжащий звук болгарки.

Александр показывает второй цех. Здесь располагаются главные орудия кузнечного труда — многофункциональные станки, молот, тонны висящего на стенах железа, различные приспособления. Посредине стоит пышущий жаром горн.

Всегда начинают с простого — мы решили изготовить кочергу. Вначале все операции с металлом показывает сам хозяин. Железный прут помещается в горн, затем раскаленный докрасна металл помещается в молот — машину ударного действия. Моя работа пока заключается в его запуске. Жму на зеленую кнопку, и оглушающий шум молота еще сильнее цепляет мое внимание.

Снова калим заготовку, теперь расплющенный металл вставляется в приспособление спиральной формы — улитку и поворачивается. Железо гнется, как пластилин, и вот уже у будущей кочерги появляется завиток. Недочеты Александр устраняет молотком, делая удобную ручку-держатель.

Следующим этапом изготавливается пятка кочерги. После охлаждения ручки другой конец заготовки вновь раскаляется в горне и отправляется в молот. Нажимая на педаль, Александр регулирует мощь удара. Нажатие должно быть плавное, как у сцепления автомобиля — от сильного удара железо можно превратить в лепешку. Молот стучит часто. Вспоминается поговорка «Куй железо, пока горячо». Деформируемую часть изделия нужно успеть обработать с разных сторон, пока металл не остыл.

Вот, собственно, и весь процесс изготовления такого бесхитростного предмета, как кочерга. Со стороны мне показалось легко. Неужели не справлюсь — думаю я, и получая новую заготовку в руки, отправляюсь к горну.

Как поясняет Александр, нет ни одного станка или машины, у которой можно спокойно ждать результата. Рабочий постоянно должен контролировать процесс.

Вот и в горне нужно регулировать компрессором подачу воздуха для поддержания оптимальной температуры. Следить за количеством угля в печи, подкидывая его и шевеля. Максимальная температура в горне достигает 1300 градусов. Важна золотая середина — при низком разогреве с металлом не поработаешь, а перегреешь — железо может расплавиться.

Александр помогает мне определить нужную температуру. Без промедления бегу включать молот.

— Важно держать металл под нужным углом, — подмечает наставник. — Поставишь высоко — железо может отрикошетить на тебя. Прижмешь заготовку низко — останешься без руки.

Александр ехидно смеется, а у меня начинают дрожать руки. Нажимаю педаль, и боёк бьёт по раскаленной заготовке. По командам «учителя» переворачиваю заготовку несколько раз. Конец кочерги получился неровный и больше не поддается деформации. Железо остыло. Добиться нужного результата удалось с третьего раза. Зато завиток в улитке почти сразу получился.

Процесс ручной ковки очень зрелищный. Удивительно, как холодный твердый металл вдруг начинает гнуться в твоих руках. Можно часами наблюдать, как вспыхивает и искрится огонь в печи, краснеет железо в горячих языках пламени, как, поблескивая переливающимися огоньками, металл меняет форму от удара молотка.

А какие красивые эксклюзивные вещи делает кузнец. Проходя по помещениям кузницы, замечаю мангалы на колесах и резными ножками-ветвями, целые мангальные зоны, будущие детали кованых качелей и даже флюгер. Что-то он мне напоминает. Конечно, я видела такие в старом центре города. Многие вещи попадают сюда на реставрацию.

Кузнечная фирма Александра существует уже порядка 15 лет. Многие заказы красуются в разных местах города. Это ограждение пруда и ученый кот на цепи в Карякинском парке, надымники на Красной площади, флюгеры на пивзаводе, сувенирные палатки на набережной, а также кронштейн для мемориала «Колокол памяти» на здании железнодорожного вокзала Ярославль Главный.

Как и положено мужчинам, для души кузнецы любят изготавливать макеты оружия. Стрелять оно, разумеется, не может, но выглядит как настоящее. Такие изделия часто заказывают музеи, военно-патриотические организации. Так, в прошлом году мастера сделали макет пулемета для Музея Карельского фронта в Беломорске.

Замечаю на столе бутон розы и предлагаю сделать цветок. Оказывается, чтобы создать такую милую вещицу под руководством мастера, потребуется целый день. Столько времени у меня нет, но все же часть цветка — листья — Александр предложил сделать.

Для их изготовления берутся готовые детали, похожие на капли. Их получают на станке плазменной резки. В компьютере программируется форма, размер будущего изделия. Здесь можно изготовить огромное количество нужных деталей.

Листья делаю также на молоте. Раскаленные в горне детали достаются щипцами. Затем с прежней прытью нужно успеть поместить их в специальную форму и ударом молота придать объем и нужную форму. Штучные детали для изделия проще сделать вручную, а когда их требуются сотни, то на помощь приходят многофункциональный станок и всевозможные приспособления, ускоряющие и облегчающие работу.

— Кузнец — это прежде всего художник и фантазер, — замечает в разговоре Александр Савельев. — Это не просто мускулистый дядька, который стучит по железяке. Это творческая профессия.

Среди заказов встречаются вещи тонкой работы. Это настенные часы из металла под дерево, птичья клетка с кормушкой, кованые букеты. Наверное, многие видели в фойе ДК «Авиатор» железное дерево с подсветкой. Если присмотреться — на ветвях еще можно увидеть гнездо с птицей. Все это результат трехмесячного труда в стенах этой кузницы. Подобные вещи здесь создает кузнец с брутальной внешностью Александр Беляев.

— Очень люблю делать в подарок для жены кованые розы, — делится кузнец. — Только жена не высоко ценит такие подарки и предпочитает живые цветы.

За четыре года Александр Беляев научился делать такие сложные изделия, которые бывают не под силу мастерам и с большим стажем работы. Все из-за большого желания и неоспоримого таланта. А пришел он сюда сварщиком.

Среди нынешних кузнецов представители совершенно разных в прошлом профессий. Столяры-краснодеревщики, электрики, радиотехники, механики и даже повара. Никогда не узнаешь где твое призвание, пока не попробуешь.

Задумываюсь, не переквалифицироваться ли мне в кузнеца. Кованые изделия высоко ценятся, а значит, и зарплата должна быть достойная. Однако главным критерием, замечают мои собеседники, является желание и, конечно, умение пользоваться обычным инструментом. А ведь я не то что дрель или болгарку, и молоток-то в руках не держала. Поэтому ковкой пусть занимаются настоящие мужчины.

Наталия Колесова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.