Домой Общество «Черный» пиар

«Черный» пиар

0

Через год в Рыбинске вновь состоятся выборы. Нам, избирателям, в этот предвыборный период вновь придется испытать на себе массированную атаку агитаторов. Разобраться, что к чему и кто за кого в период современных предвыборных кампаний бывает очень непросто. Методы «черного пиара» преступают нравственные критерии общественной жизни. Тем не менее действительность нашего демократического общественного устройства такова, что в ней имеют место нечестные методы и формы конкурентной борьбы. Эти технологии используются, причем в широких масштабах и в самом омерзительном виде. Мы продолжаем публиковать отрывки из книги В.П. Шейнова «Пиар «белый» и «черный»: Технология скрытого управления людьми» и расскажем вам о примерах того, как он применяется в нашем городе и как не стать жертвой нечестных предвыборных технологий.

(Продолжение. Начало в № 6(31))

1.2. МАНИПУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЯМИ

Люди так простодушны и так поглощены ближними нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.
Н. Макиавелли

Чтобы быть избранным, стать депутатом, мэром, губернатором, кандидат должен решить три задачи:

1) стать известным, узнаваемым — то есть стать публичным политиком;

2) сформировать свой положительный имидж (образ) в глазах избирателей;

3) сделать этот образ более привлекательным, чем у конкурентов.

Как создают «избранников народа».
Эффект Жириновского

Многие удивлялись, как Жириновский, человек, открыто попирающий нормы поведения, несущий порой несусветную чепуху, стал политиком общероссийского масштаба. Оказывается, он сумел прежде всего, и к тому же с блеском, решить первую из обозначенных выше задач. Не так важны средства, как важен результат — стать узнаваемым.

Но был ли Жириновский первооткрывателем избранного им пути? Вовсе нет: просто он оказался хорошим учеником.

На заре демократии в России, в порядке помощи в ее становлении, стали устраивать семинары для политиков. Проводили их специалисты из ведущих зарубежных пиар-фирм. Пиарщики передавали накопленный десятилетиями опыт обработки избирателей, помогающей одерживать победу на выборах. Самым прилежным учеником на этих семинарах как раз и был Владимир Вольфович. (…)

Французский журналист и политический деятель Анри де Жувенель (1876—1935), который в начале своей карьеры был редактором газеты «Матен», рассказывал, что в молодости его поразили первые шаги в парламенте депутата от Кальвадоса, некоего Анри Шерона. У этого Шерона были большой живот, борода, он носил старомодный сюртук; влезая на стол, он громко распевал «Марсельезу» и произносил высокопарные речи. Клемансо назначил его помощником военного министра. Шерон сразу же начал объезжать казармы и пробовать солдатскую пищу. Журналисты потешались над ним. Жувенель подумал, что было бы занятным написать о нем статью, и решил повидать Шерона. Тот встретил его с вызывающим видом. «Знаю, молодой человек! — воскликнул он. — Вы пожаловали, чтобы удостовериться в том, что я смешон… Ну как? Удостоверились? Да, я смешон. Но смешон-то я намеренно, ибо — запомните, молодой человек, — в этой завистливой стране казаться смешным — единственный безопасный способ прославиться».

Так что начинающим политикам есть у кого поучиться, в том числе и у своих давних предшественников.

Что говорят имиджмейкеры

Они советуют как можно чаще мелькать на телеэкране. Пусть уж лучше говорят о кандидате плохо, нежели совсем ничего.

Если особых привлекательных черт, включая интеллект, позволяющих кандидату выделиться из общей массы, нет, то, как говорит один известный пиарщик, «он рекомендует ему хотя бы поковырять перед камерой пальцем в носу — это-то зрители точно запомнят!».

Манипуляторы-«мордоделы»

Формированием благоприятного имиджа профессионально занимаются имиджмейкеры — специалисты по созданию требуемого образа. Рекламируя свои возможности, они утверждают, что «сделают лицо», помогут слепить соответствующий образ любому заказчику. Наш остроумный народ тут же окрестил их «мордоделами».

Вот типичная разработка одной из имиджмейкерских фирм:

«Создадим образ молодого, с мозгами, человека, родившегося в рабочей семье, но самостоятельно добившегося успеха в жизни. По требованию народа он принимает решение идти в Госдуму. На экране нужно появляться только в однотонных рубашках и галстуках с мелким геометрическим рисунком. Предпочтительнее одежда темных тонов. Не горбиться и не зажиматься. Энергично двигаться, слегка откинув назад голову. При поездках по округу желательно использовать только отечественные автомобили типа «Волги». Во время прямых эфиров желательно садиться левым полупрофилем, немного выше камеры. Доброжелательно улыбаться, откинув назад голову: важно создать у избирателя ощущение, что вы контролируете ситуацию.

В эфире не оправдываться, даже если виноват, — действовать только наступательно, сваливая вину на чиновника, помощника или подчиненного. Демонстрировать гнев, оптимизм и уверенность в том, что все трудности удастся преодолеть. Не прятать руки под стол.

Необходимо иметь следующий видеоряд: с женой и дочкой на рынке. В церкви с верующей бабушкой. С курсантами военного училища. На стройке нового цеха в робе и каске. Среди молодежи, что-то ей объясняющий, слушающий. Открывающий дверь в областную администрацию — обернувшийся, в темном плаще».

Плата за «делание морды» весьма высока — от 250 тысяч долларов и выше в зависимости от объективных данных кандидата. Наиболее «проходными» для попадания в Госдуму (по данным имиджмейкеров) являются кандидаты, имеющие славянский тип лица, возраст в диапазоне от 45 до 55 лет, успешные в жизни, желательны депутатское прошлое и юридическое образование плюс незапятнанная репутация.

Однако берутся и за других, в том числе и уголовных авторитетов. Плата, естественно, многократно возрастает.

КОММЕНТАРИЙНЕДЕЛИ

Хорошими делами прославиться нельзя!

И тут, к сожалению, за примерами далеко ходить не надо. Избранный несколько месяцев назад на дополнительных выборах депутат Муниципального Совета Рыбинска Леонид Иванов во всю использует описанные выше приемы. Вообще, это в его правилах — выступать на заседаниях Совета по всякому поводу и без повода. При этом не важно даже то, уверен ли он в своей правоте (потому что в его правоте, как правило, мало кто уверен), разбирается ли в обсуждаемом вопросе. Словом, так и норовит сесть в лужу. Поведение его объясняется, как вы понимаете, легко. Он пытается в сжатые сроки сколотить себе какой-никакой политический капиталец. На минувшей неделе Иванов старался привлечь внимание к своей персоне сляпанным на скорую руку скандалом на пустом месте. Сейчас в Совете обсуждается вопрос о формировании рыбинской Общественной палаты, в состав которой войдут уважаемые и авторитетные жители города. Ряд депутатов Совета предложили список кандидатов. Леонид Иванов составил свой. Не гнушаясь критикой уважаемых людей, оскорблениями в их адрес и в адрес своих коллег-депутатов, он вещал в эфире телеканала о том, что его список лучше (кстати, то, что он хуже, никто даже и не собирался доказывать), сам себя интервьюировал в местных СМИ, отчаянно пытаясь обратить внимание на себя. Общественного резонанса тоже не слышно.

Почему кандидаты это говорят

Кандидат должен говорить то, что желают услышать избиратели. Исследования, проведенные в США, показывают, что изменить сложившееся мнение избирателя практически невозможно. Следовательно, надо к нему подстраиваться. (Как сказал бывший президент Украины Леонид Кучма, «место сидения определяет точку зрения».)

Мишенью манипулятивного воздействия на электорат здесь является удовлетворение потребности людей в принадлежности к общности. Избиратель, слыша свои мысли и пожелания в изложении кандидата, испытывает удовлетворение. Одновременно он причисляет себя и кандидата к одной общности, кандидат становится для него «своим человеком», которого и нужно поддержать.

И тут уж демагогии самое место. Напомним содержание одной из басен Эзопа.

Рыбак ловил рыбу, ударами палки по воде пугая рыбу и загоняя ее в сеть. Некто стал бранить его — зачем воду мутишь? Ответил рыбак: «Но ведь если не мутил бы реку, пришлось бы с голоду умереть».

Эзоп делает вывод: «Так и демагогам в государствах тогда живется лучше всего, когда им удается завести в отечестве смуту».

Почему народ любит паяцев

Этот вопрос имеет отношение к тем политикам, которые, подобно Жириновскому, добились популярности, шокируя и эпатируя публику. Андре Моруа объяснял психологическую подоплеку этого: когда человек демонстрирует свои многочисленные достоинства, это возвышает его над окружающими и соответственно принижает их. Многим не нравится чувствовать свою ущербность по сравнению с таким суперменом. Наоборот, видя в другом многие недостатки, потешаясь над ними, человек радуется: он лучше этого другого. Последний вызывает не только положительные эмоции, он демонстрацией своих недостатков делает скрытый комплимент наблюдателю.

Таким образом, политическую клоунаду избиратели любят за то же, за что и клоунаду цирковую. Цирк был всегда, есть и будет.

Мишенью манипулятивного воздействия политических паяцев является потребность избирателя в положительных эмоциях, а приманкой — возможность в сравнении увидеть себя в лучшем свете.

Как видим, политическое фиглярство решает сразу две задачи политика из трех вышеназванных. А при яркой игре может решить и третью.

(Продолжение следует…)

Предыдущая статьяНачался ремонт домов по программе Фонда
Следующая статьяВсе на Рыбинскую рыбалку!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.