С началом XX века Рыбинск сменил свою ориентацию с торговли на промышленность. Мощными катализаторами подобной индустриально-технической метаморфозы стали заложенные здесь предприятия Журавлевых, Нобелей, эвакуированные — «Русский Рено», «Феникс», «Рессора», «Л.И.Левинтов с сыновьями» и другие. В городе сформировалась среда технической интеллигенции. Научно-техниче-ские знания стали доступны и востребованы прослойкой трудящейся молодежи. На этой благодатной почве должны были взойти ростки изобретательства…
Цель нашего повествования не в том, чтобы сделать обстоятельный анализ этого движения на предприятиях в городе, а рассказать об одном окказиональном случае из теперь уже далекого прошлого Рыбинска.
Осведомленный житель города должен был слышать о самоучке-изобретателе Константине Федоровиче Поплавском, работнике моторостроительного завода, расстрелянном в 1937 году. В 1927 году ему был выдан патент на изобретение «летательного аппарата». В 50-годы газеты много писали о рыбинце, придумавшем машину… для кладки кирпичных стен. Но вот то, что с Рыбинском связаны два изобретения танковой техники, знают немногие. Пока я расскажу об одном таком изобретении.
Этот факт хорошо известен историкам бронетехники. Он попал в танковые энциклопедии, справочники и сборники исторических очерков. Правда, версии этого события разнятся.
Одна версия выглядит так…
В 1915 году на рыбинском заводе компании «Русский Рено» был разработан проект танка весом 20 тонн, который должен был управляться экипажем в 4 человека. Также он должен был иметь вооружение:
107-миллиметровую пушку и крупнокалиберный пулемет. Танк имел броню в 10-12 мм, двигатель мощностью 200 л.с., мог развивать скорость по шоссе – 7 км/ч. Этот проект был представлен в Главное военно-техническое управление 10 августа 1916 г.
Еще одна версия гласила: это был бронированный трактор большой мощности, весом 12 т., развивавший скорость до 12 км/ч, имевший вооружение: 75-миллиметровую пушку, пулемет.
Третья версия прямо называет автора изобретения – французского полковника Этьена. Якобы, это он 20 декабря 1915 года на встрече с Луи Рено, владельцем компании «Русский Рено», предложил тому запустить в производство на заводе «Русский Рено» в Рыбинске изобретенный им танк, учтя при этом опыт, наработанный во Франции. Вообще говоря, общество «Русский Рено» называлось тогда иначе, а именно – «частный завод самоходов», но при этом оно не построило ни одного автомобиля, а было занято выпуском снарядов. Рыбинский же завод вообще вскоре занялся выпуском авиадвигателей, хотя вполне мог бы делать боевые «самодвижущиеся» машины. Луи Рено остался глух к предложению изобретателя. Этьен обратился было к его конкуренту – инженеру Брийе, но и тут его ждало разочарование.
И все-таки, согласно четвертой версии, в подтверждение которой имеются рисунки, рыбинский завод «Русский Рено» обратился со своей идеей строительства танка в Главное военно-техническое управление. Но не снабдил свое предложение хотя бы эскизом. И эта идея утонула в ворохе бумаг, захлестнувшем учреждение. Чертежи изобретения до сих пор не найдены, хотя рисунки, эскизы дошли до наших дней; их приводят всевозможные справочники.
Один циник назвал эту историю первоапрельской шуткой на том основании, видите ли, что она впервые была обнародована в первоапрельском номере газеты Академии бронетанковых войск.
Но идея создания гусеничной боевой машины рыбинской прописки существовала на самом деле.
Так в анналы бронетанковой техники и вошло понятие «Рыбинский танк» или «Танк рыбинского завода». Если кто-то желает убедиться в этом, может обратиться к книгам таких авторов, как В.Д. Мостовенко, С.Л. Федосеев.
О втором изобретении читайте в одном из следующих номеров.