Судьба памятника Александру II в Рыбинске
…От неприсущих ему свойств – в огне не гореть и в воде не тонуть. В воде он не тонет, но совсем по другой причине – не пробовал. А вот в огне, то есть, в плавильной печи, — плавился. Но об этом позже.
Освободимся и мы сами от иллюзий по поводу скорого возможного восстановления памятника, хотя бы по модели, хранящейся доныне в Государственном Русском музее. И я готов признать, что сам питал ошибочные иллюзии на этот счет.
Согласно полученному на мой запрос ответу, подписанному заместителем директора и главным хранителем И.И.Карловым, руководство музея великодушно готово пойти навстречу: «…Копирование скульптурных произведений из музейной коллекции Русского музея происходит только в исключительных обстоятельствах. Такие ситуации уже имели место при воссоздании утраченных памятников. Представляется, что Ваш случай – в этом ряду. Для заключения договора на изготовление гипсовой копии модели потребуется официальное обращение от руководства города или от соответствующего Общественного фонда по восстановлению памятника…».
Воодушевленный ответом хранителя модели, я уже готов был передать письмо инициатору проекта восстановления памятника (по чьей просьбе я вот уже в течение полутора лет готовлю «досье» на утраченный памятник Опекушина), но что-то в самой модели настораживало. Не обладая от природы эстетическим зрением, я обратился к человеку, чей авторитет для меня непререкаем – выпускнику Палехского художественного училища, рыбинс- кому художнику и издателю Алексею Орлеанскому. Его вердикт был безжалостным – модель разительно отличается и художественно неравноценна памятнику, что само по себе исключает возможность простого дублирования.
Обратим внимание на помещенные здесь фото памятника и модели. Ракурс примерно одинаков. Но как выгодно отличается памятник от модели. Запечатленная в памятнике осанистая, царственная, фигура Александра, со слегка поднятой головой, взглядом, устремленным не столько в небо, сколько, образно говоря, поверх необъятных российских просторов, лесов и гор. Это взгляд монарха, облаченного и властью, и ответственностью за судьбы народов. Лицо его серьезно. Беспокойство и тревога запечатлены на этом лице. Левая рука не столько опирается, сколько прикрывает невысокий пьедестал.
Сотрудник Русского музея, автор-составитель альбома «Забытая Россия» Елена Карпова пишет о памятнике: «…Скульп-тор в данном случае стремился к выразительной простоте и ясности замысла: генеральский сюртук подчеркивал стройность высокой фигуры императора, она была строго портретной, узнаваемой и близкой впечатлениям современников. Почти не акцентировался традиционный свиток манифеста в левой руке Александра II, которой он слегка опирается на невысокий пьедестал с атрибутами царской власти, полуприкрытый как бы сброшенной с плеч порфирой».
Модель, поставленная рядом с памятником, сразу же обнаруживает художественные изъяны образа: запрокинутая в небо голова, изможденное лицо страдающего человека; непропор- ционально длинная шея, сдавленная стоячим воротником мундира, и непропорционально маленькая голова. Осанка фигуры, скорее, гимназиста, чем Императора.
Известный московский скульптор Елена Безбородова в ответном письме Алексею Орлеанскому: «Скульптура из Русского музея – это, несомненно, авторский эскиз памятника,
т. е. первоначальная идея, в дальнейшем дополненная и переработанная. Если очень хочется, то можно заказать копию (что, безусловно, поможет в последующей работе), но эта копия не будет являться рабочей моделью памятника. При создании памятника заданной величины в рабочей модели необходимо максимально точно соблюсти все пропорции и движения скульптуры. Модель создается скульптором в мягком материале (глина, пластилин), затем отливается в гипсе. Модель должна быть сделана в 1/5 оригинального размера. Затем по контрольным точкам будет сварен металлический каркас, и в черновом варианте изготовлена увеличенная скульп-тура. Эта работа мастеров, т. е. «увеличителей» в литейном цехе. Все объемы должны быть заложены в модели, ошибки недопустимы, т. к. при увеличении допущенные просчеты также увеличатся в 5 раз, так что потом изменить что-либо при высоте фигуры почти в 4 метра будет практически невозможно. Далее предстоит не менее сложный и ответственный этап – увеличенную скульптуру, чтобы предельно приблизиться к оригиналу, необходимо пролепить в свойственном автору стиле. Это должен делать скульптор, владеющий не только профессиональным мастерством, но и большим талантом. Далее с глиняной скульптуры снимается кусковая гипсовая форма, по ней изготавливается восковая модель, которая опять прорабатывается скульптором. Затем наступает этап литья из бронзы по кускам ярусами, потом сборка и монтаж кусков-частей, их сварка, обработка швов, проработка деталей, чеканка, шлифовка и патинирование бронзовой скульптуры. Все это происходит под неусыпным авторским надзором скульптора и его авторской проработке в металле. Только так можно получить достойный памятник. Игнорирование какого-либо этапа в его создании недопустимо, т. к. приведет к дилетантизму и самодеятельности, а в дальнейшем к полной дискредитации идеи воссоздания уникального памятника Опекушина».
Одним словом, вариант с восстановлением памятника Александру II по модели, хранящейся в Русском музее, по мнению специалистов, нами указанных, сомнителен, если иметь в виду художественную, изобразительную достоверность.
Продолжение следует