В любых магазинах, даже работающих под маркой престижных брендов, можно столкнуться с нарушениями. Это и продажа некачественных товаров с просроченным сроком годности, и продажа контрафактной продукции без документов и сертификатов качества. Порой на кассе с покупателя за товар берут большую сумму денег, чем указано на ценнике. Нередки случаи невежливого обслуживания покупателей. И это далеко не полный перечень возможных нарушений. Сегодня о том, что нужно делать, если вы обнаружили в магазине нарушения правил торговли, рассказывает Наталья Теленькова.
Конечно, в магазинах открыто не обвешивают и не обсчитывают. Здесь мы можем столкнуться с цивилизованным способом обмана, в том числе и с помощью системы автоматизации и штрихкодирования. При этом найти виновного чрезвычайно сложно, у продавцов даже не всегда есть визитки с указанием имени и фамилии. Менеджеры супермаркетов, оправдывая недобросовестную работу, приводят разные аргументы. Например, из-за большого объема продаж сотрудники не успевают вовремя менять ценники и т. д. Что же делать, если вас обманули?
Первое. Если вы понимаете, что вас обманывают, и сейчас произойдет конфликтная ситуация, вступать в дискуссию с работниками магазина не надо. Попросите пригласить менеджера, чтобы написать заявление на имя руководителя торговой организации. Причем, если дело дошло до угроз вызвать милицию, то позвонить в правоохранительные органы лучше вам самим. И в присутствии сотрудника милиции вручить менеджеру магазина заявление.
Второе. Нужно позвонить в отдел по защите прав потребителей. Телефон должен быть указан в «уголке покупателя», который обязательно есть в любом магазине. Для читателей «Рыбинской недели» сообщаю телефоны отдела: 26-35-75, 26-32-86, 26-39-88, 26-64-29.
Третье. Сотрудники магазина не имеют полномочий делать обыск и досмотр личных вещей покупателей. Большая часть охранников просто выполняет распоряжение своих руководителей. Охрану обязывают пресекать кражи или задерживать лиц, пытающихся незаконно вынести продукты. Тем не менее, после задержания они должны вызвать наряд милиции. Если же охрану супермаркета осуществляют работники ведомственной или вневедомственной охраны, то они имеют право производить досмотр вещей, а в исключительных случаях – и личный досмотр. Тут можно порекомендовать «вооружиться» статьей 184 Уголовно-процессуального кодекса РФ, где сказано: «При наличии основания производится личный обыск, но только сотрудником милиции одного пола с обыскиваемым лицом и в присутствии понятых того же пола».
Стоит добавить, что администрация магазина не должна настаивать, чтобы вещи сдавались в камеру хранения. Это личное дело каждого покупателя.
В заключение следует отметить, что любой магазин – это торговая организация, которая должна соблюдать все правила торговли. А вы как покупатель можете отстаивать свои права.